Технологическая карта урока литературного чтения на тему Н.М.Рубцов Тихая моя Родина(4 класс)


Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Гилязетдинова Альфия ТалгатовнаШкола: МБОУ «СОШ № 69» Приволжского района г.Казани
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Предмет: литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения: устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.
Тема Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина»
Цели
Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением Н. М. Рубцова. «Тихая моя Родина»
учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к окружающим; любить свою Родину.
Планируемый результат Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст. Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Литературное чтение. 4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть)
- электронная физкультминутка
- лист самооценки
- карточка для проверки д/з
- карточки с пословицами
- презентация к уроку
-музыкальные фонограммы
Оборудование:
Мультимедийный проектор, нетбук, презентация.
Организация пространства парная работа, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют для чего нужно выполнять эти правила.
(Чтобы на уроке все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.)
- Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.
- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?
Познавательные УУД 
формулирование познавательной целиЛичностные УУД 
Жизненное самоопределение
2. Проверка домашнего задания. Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу        - С творчеством какого автора мы познакомились на предыдущем уроке? Как называется произведение, которое мы изучали ? (Прослушивается чтение наизусть 2-3 учеников). К кому автор обращается в последнем четверостишие?
       - Правильно. Многие поэты обращались к теме о родной земле. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:
заголовок автор жанр
А.А.Блок Стихотв.
«Россия» «Детство» Роберт Бёрнс Стихотвор.
«Берёзы» Взаимопроверка в паре. Чтение произведений наизусть. Уметь работать в паре, находить определение понятиям.
II. Формулирование темы урока, постановка цели
Цели:
- организовать формулирование темы урока учащимися;
- организовать постановку цели урока учащимися. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением НМ.Рубцова. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора.
Организует формулирование темы урока учащимися.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
3. Введение в тему
   Просматривание слайдов со стихотворением о Родине, с иллюстрацией картины А.М.Васнецова «Родина»
-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            
 
4 Работа с пословицами.
    - Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на   
      полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.
     Работа в группах.
    Найдите пословицу о Родине и объясните её смысл.
        1. Родина-мать, умей за неё постоять.
        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.
3. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
    - Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине – России. 
5.Работа над смысловым значением слова «Родина».
     - Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? Слово Родина можно употребить в двух значениях. Каких?(выслушиваются ответы детей).
    - Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
   Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:                             
Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.
Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разные
Поставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке.
Уметь работать в паре, находить определение понятиям.
Познавательные УУД 
формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД 
оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;Личностные УУД
 профессиональное самоопределение
III. Работа по теме. Актуализация знаний.

Цели:
- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл.
Работа с учебником.
Учатся в группе работать с толковыми словарями в группах
Учатся находить главные и существенные признаки в определении.
Выполняют физминутку. Фрагмент песни «Букет» в исполнении А.Барыкина на слова Н.М.Рубцова Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.
Организует работу с учебником.
Организует физминутку Послушайте аудиозапись этого стихотворения
Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие впечатления оно у вас вызвало? - Как вы думаете в каком значении слово Родина употреблено теперь в стихотворении Н. М. Рубцова «Тихая моя родина»? Почему? Докажите.
- в малом значении.
- Какие чувства во время чтения стихотворения возникли у вас: радость, восторг, сожаление, грусть? Почему?
- О чем это стихотворение?
Самостоятельное чтение стихотворения
- Как автор стихотворения относится к малой родине? Подтвердите свое мнение строками из текста.
- Назовите художественное средство, которое помогло поэту выразить свои чувства. (эпитеты)
-В тексте встретились новые слова: (читают) Работают в группах по словарям.
           Словарно - лексическая работа
Обоз - группа повозок, перевозящих груз.
Погост - сельское кладбище.
Обитель - (устар.) монастырь
   - Проанализируйте строфическую организацию стиха.
- Прочитайте самостоятельно стихотворение, поработайте над выразительностью чтения: выделите логические ударения, укажите паузы, обратите внимание на знаки препинания, подумайте, каким тоном читать это стихотворение.
-Малая родина есть у каждого человека. Это как корни у дерева. Уедет человек, покинет малую родину, но всю жизнь будет держать его связь с детством, с родителями, школой. И каждое возвращение будет радостью и счастьем. Невозможно прожить без таких вроде бы простых слов: Родина, родился, родители, родня, родной.
   Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной форме
Регулятивные УУД
Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста;
Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков
Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе
Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя
Познавательные
формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.
Цель:
- проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно.
Работа по тетради
Самостоятельная работа Организует работу в тетради Выполнение упр. № 1. «Проталинки»
Учащиеся заполняют карточку для самостоятельной работы( общий анализ текста)
-Творчество Н.М.Рубцова незабываемо. Его замечательные лирические стихи не оставляют равнодушным человека. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл и прочитал как можно больше его произведений.
Слайд. Песня «В горнице моей… Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. Регулятивные УУД
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД
Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
Уметь работать в группе, самостоятельно выполнять анализ
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают работу группы и свою Организует фиксирование содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. - Итак, о чем мы сегодня говорили?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Оцените свою деятельность на уроке:
По листу самооценки (прил.)
Слайд Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
РегулятивныеУУДВыделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.
VI. Домашнее задание Записывают домашнее задание. Организует запись д/з. Прочитайте задания на дом.
Выберите то, что вам по силам.
Прочитать стихотворение 3 раза.
Подготовиться к выразительному чтению.
Выучить наизусть отрывок.
Слайд
Родина- мать, умей за неё постоять.
       
Родная сторона- мать, чужая – мачеха.
Лист самооценки Я могу прочитать стихотворение выразительно Внимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы Лист самооценки Я могу прочитать стихотворение выразительно Внимательно слушал учителя, одноклассников Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы