Открытый урок Стихи о родной природе поэтов серебряного века 6 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. М. Горького»




Технологическая карта урока внеклассного чтения в 6 классе
по учебному разделу «Стихи о родной природе».

Тема: «Страницы Литературного альманаха».








ИСПОЛНИТЕЛЬ:
учитель русского языка и литературы
УСТИНОВА Т.М.
Технологическая карта урока литературы в 6 классе по учебно-методическому комплекту «Литература» Г.С.Меркин
Тема: «Страницы Литературного альманаха».
Цель урока: формирование и расширение представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии).
Задачи:
обобщить знания учащихся по теме «Стихи о родной природе»;
подвести итоги самостоятельной работы учащихся по поиску информации о поэтах начала XX века и их творчестве;
сформировать ценностное отношение учащихся к жизни и творчеству авторов, к поэтическому миру их произведений.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые результаты:
Личностные:
уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
формирование представлений об отношениях человека и природы, как гуманистической ценности : восхищение красотой русской природы, любовь к родной земле, к родному дому.
формирование доброжелательного отношения к личности.
видеть ценностную ориентацию стихотворения (нельзя перебивать собеседника).
оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей); обеспечивающее личностный моральный выбор.


Коммуникативные:
формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные:
учиться осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры.
формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
осуществлять самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные:
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему для творческой деятельности с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Предметные: - расширение представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии).
Технологии – здоровье - сбережения, технологии развивающего обучения, развития творческих способностей учащихся в групповой деятельности.
Решаемые проблемы: интерес учащихся к жизни и творчеству русских поэтов, повышение читательской активности детей.



Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1.Мотивационный – постановка проблемы ( 5 минут).

1.Приветствие.
Учитель приветствует учащихся и гостей, присутствующих на уроке: «Думаю, нашим гостям будет интересно вместе с нами пролистать страницы Литературного альманаха, который будет посвящён какой теме?» (теме природы).

2.Целеполагание.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать задачи на урок (представить итоги своей самостоятельной поисковой работы, прочитать и прокомментировать понравившиеся стихотворения о природе).


Самостоятельно поставить цель урока; отвечать на вопросы учителя.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему для творческой деятельности с помощью учителя.


2.Ввод в урок ( 5 минут).

Учитель: «Начать урок мне бы хотелось поэтическими строчками И.А.Бунина. Послушаем их».
Звучит аудиозапись стихотворения:


* * *
Шире грудь распахнись для принятия
Чувств весенних - минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зеленое поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
28 марта 1886

Учитель: «Действительно, к русской природе невозможно не стремиться душой /видеоряд иллюстраций о природе на доске/. Она разная в разные времена года, но всегда очень родная и привлекательная. Её нельзя не любить. Русские поэты во все времена восхищались русской природой. Среди них – И.А.Бунин, А.А.Блок, С.А.Есенин,/ видеоряд портретов писателей на слайдах, детям предлагается узнать поэтов/. На уроках литературы мы познакомились с вами с некоторыми стихотворениями этих авторов. А что ещё вы самостоятельно узнали о поэтах и их творчестве – об этом вы расскажете сегодня. Те страницы, которые вы подготовили, надеюсь, расскажут, какой предстаёт природа в стихотворениях русских поэтов начала ХХ века. Это задача ваших творческих выступлений».


Ученики слушают аудиозапись. Отвечают на вопросы учителя.
Личностные: уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

3.Основная часть урока ( 30 минут).
Творческие выступления детей с итогами их самостоятельной поисковой работы по предварительным заданиям (по группам ) о жизни и творчестве И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина (презентация учащимися на интерактивной доске подготовленных медиаматериалов, чтение наизусть , а также комментарий понравившихся стихотворений, мини-инсценировка текста стихотворения и т.д.).
Дети заранее объединились в творческие группы: 1 группа представляет творчество И. А. Бунина.
2 группа представляет творчество С. А. Есенина.
3 группа представляет творчество А. А. Блока.

Творческие выступления учащихся. Ребята объединились в 3 творческие группы. В каждой группе они представили: 1) биографию поэтов;
2) чтение наизусть стихотворений о природе;
3)комментарии и анализ стихотворений о природе (свои впечатления и чувства);
4) слайды и презентации, связанные с природой (фотографии, картины, открытки)
5)аудиозаписи; выставки книг;
6) после каждого выступления учащиеся оценивали его, высказывали свое мнение и чувства (использовались смайлы: весёлый, грустный, нейтральный).
7)в каждой группе были подведены итоги своих выступлений.
Личностные: формирование представлений об отношениях человека и природы, как гуманистической ценности : восхищение красотой русской природы, любовь к родной земле, к родному дому.
Регулятивные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля. Совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки .
Коммуникативные: формирование доброжелательного отношения к личности. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Учиться осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры.
Познавательные: формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления в диалоге с учителем.



4.Подведение итогов и домашнее задание (5 минут).
Примерные вопросы для подведения итогов:
Как вы думаете, выполнены ли нами задачи, поставленные на урок?
Интересный ли у нас получился урок на тему « Стихи о родной природе»?
Интересно ли вам было самостоятельно работать по этой теме? Что особенно вам было интересно? Что вызвало затруднения?
Что нам предстоит ещё сделать для окончательного оформления урока (редактирование собранных материалов, их компановка, единое стилевой оформление и т.д.)?

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение (возможно задание по выбору: выучить стихотворение или написать с целью включения в альманах сочинение-миниатюру «Человек и природа»).


Ребята отвечают на вопросы учителя. Выбирают домашнее задание.
Познавательные: расширение представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии).
Обобщить знания учащихся по теме «Стихи о родной природе».
Регулятивные:
подвести итоги самостоятельной работы учащихся по поиску информации о поэтах начала XX века и их творчестве.
Личностные:
формировать ценностное отношение учащихся к жизни и творчеству авторов, к поэтическому миру их произведений.
Коммуникативные:
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.









Самоанализ урока литературы, проведённого в 6А классе
Учитель русского языка и литературы Устинова Т.М.
Тема: «Страницы Литературного альманаха» (урок внеклассного чтения по учебному разделу «Стихи о родной природе»)
Цель: формирование и расширение представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии).
Задачи:
обобщить знания учащихся по теме «Стихи о родной природе»;
подвести итоги самостоятельной работы учащихся по поиску информации о поэтах начала XX века и их творчестве;
3) сформировать ценностное отношение учащихся к жизни и творчеству авторов, к поэтическому миру их произведений.
Технологии – здоровье - сбережения, технологии развивающего обучения, развития творческих способностей учащихся в групповой деятельности.
Решаемые проблемы : интерес учащихся к жизни и творчеству русских поэтов, повышение читательской активности детей.
Планируемые результаты:
Личностные:
уметь оценивать ситуацию на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
формирование представлений об отношениях человека и природы, как гуманистической ценности : восхищение красотой русской природы, любовь к родной земле, к родному дому.
формирование доброжелательного отношения к личности.
видеть ценностную ориентацию стихотворения (нельзя перебивать собеседника).
оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей); обеспечивающее личностный моральный выбор
Коммуникативные:
формировать навыки: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Познавательные:
учиться осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры.
формировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
осуществлять самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные:
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему для творческой деятельности с помощью учителя; планировать ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Предметные: - расширение представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии).
Поставленные на урок цель и планируемые результаты в целом были достигнуты, благодаря следующим применённым формам и методам работы:
групповая и индивидуальная формы самостоятельной работы учащихся по поиску и подготовке материалов к уроку; самооценка, самоанализ, рефлексия;
активные формы творческого предъявления результатов поисковой работы ( презентация учащимися на интерактивной доске подготовленных медиаматериалов, чтение наизусть и по книге, а также комментарий понравившихся стихотворений, мини-инсценировка текста стихотворения);
особо вызвавшая у детей интерес форма оформления итогов работы в виде печатного сборника под названием «Литературный альманах» ( русские поэты начала 20 века и их стихи о родной природе)».
На всех этапах урока формировались универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
представлений об отношениях человека и природы, как гуманистической ценности : восхищение красотой русской природы, любовь к родной земле, к родному дому.
Ценностного отношения учащихся к жизни и творчеству авторов, к поэтическому миру их произведений.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность выделять и формулировать учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
Формулированию собственных мыслей, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; учиться критично относится к своему мнению; понимать точку зрения другого; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
формированию доброжелательного отношения к личности. Осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Учиться осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется расширению представлений учащихся о творчестве русских поэтов начала XX века (периода «серебряного века» русской поэзии); формированию умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления в диалоге с учителем.

По ходу урока были выявлены недочёты. Мало стихотворений было прочитано детьми наизусть, хотя среди звучавших текстов были и знакомые им ещё в начальной школе. Поэтому в целях развития речи учащихся и их читательского кругозора уместным в данном случае стало предложенное детям домашнее задание по заучиванию текстов понравившихся стихотворений.
Также учащиеся первой группы «ушли» от предложенной темы , переключившись на более заинтересовавший их материал о личной биографии поэтов, на котором дети и сделали больший акцент в своём творческом выступлении.
Таким образом, данный урок получил своеобразное продолжение работы как классной , так и внеклассной, так как детей увлекла идея создания ими самими Литературного альманаха. В связи с этим совместно с учащимися была спланирована работа по редактированию и компановке подготовленных материалов. Также дети предложили оформить отдельный сборник стихотворений о русской природе.
В целом урок ребятам показался интересным, на котором они смогли проявить свои чувства и эмоции в необычной форме (смайлы, аплодисменты).

В ходе подготовки к уроку и во время его проведения учащиеся показали следующие социальные навыки: самостоятельность, ответственность, творческую инициативу, умение организовать взаимодействие в группе, а также заинтересованное отношение к другому человеку (в частности, к трагически погибшему поэту С.А.Есенину).