Арифметические действия с рациональными числами


Открытый урок по теме: «Арифметические действия с рациональными числами»
Цель урока: Совершенствование навыков выполнения арифметических действий с рациональными числами.
Задачи урока:
Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами
Закрепить умение применять правила в процессе выполнения упражнений.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки.
Развивать умение слушать и исправлять речь своих товарищей.
Тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.
Воспитательные:
Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету
Воспитывать культуру общения, математическую речь, активность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Оборудование: презентация, рабочие листы, листы оценивания, стикеры.
Ход урока.
Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте ребята! Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости...
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде.
Рукой раскалѐнное солнце достать
И подарить его людям!
О чем это стихотворение? А как вы думаете, почему я прочитала именно это стихотворение.
Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. В жизни всегда много противоположностей. Добро и зло идут рядом, но чем больше хороших поступков мы совершим, чем больше хороших людей будет на земле, тем лучше будет жизнь на нашей планете.
Определение темы урока и постановка целей детьми (2 мин)
А начать наш урок я предлагаю с определения темы и целей нашего урока

На картинке изображен водоворот из чисел, в него вливаются три течения. Определите по числам в течениях, как они называются.
(дети: Целые числа, обыкновенные дроби, десятичные дроби)А как тогда может быть назван сам водоворот?
(рациональные числа)
А что еще вы видите на слайде. (арифметические действия)
Давайте теперь вместе сформулируем тему нашего урока.
Выводим на экран тему урока.
Записываем тему в тетрадь.
А теперь подскажите в чем же будет заключаться наша деятельность на уроке. (учащиеся называют задачи урока при помощи учителя)
Сегодня мы будем работать с рабочими и оценочными листами. Подпишите их.
Проверка ДЗ (взаимопроверка), критерии оценивания вывожу на слайд. (3 мин)
−0,69 : 46 = - 0,015
2 9 : (- 427) = - 1,5
3,75 * (-11) *(-0,8) =33
4) 92, 43+(-17,24)= 75,19
5) -1,6- (-0,6)= - 1
Расскажи правила (Парная, взаимооценивание) (3 мин)
Итак, наша первая задача повторить правила действий с рациональными числами.
- Чему равна сумма противоположных чисел? +/-
- Как сложить два числа с разными знаками? - Как сложить два отрицательных числа? - Как вычесть два числа? - Как умножить два числа с разными знаками? - Как умножить два отрицательных числа? - Как разделить два отрицательных числа? - Как разделить два числа с противоположными знаками? Итог Устный счет. Найди ошибку. (Индивидуальная работа, самопроверка) (5 мин)
-12-25,2= -37,2
12,2:(-2)= 6,1
-3,7+2,03=1,67
-3,5:7=-5
1,5+(-6,3)=-4,8
-1,4*(-2)=-2,8
-1,7*0,1=-0,1
(- 3)3=-27
(-4)2 =8
- 3,91 + 3,91 = 0
Определи знаки выражения (по вариантам, самооценивание) (3 мин)
Определите, каким числом (положительным или отрицательным ), является значение выражения(на доске):
1 вариант 2 вариант
1) (-1)∙ ( -2)∙ ( -3) ... ∙ ( -999) ; 1) ( -1) ∙ (-2) ∙ (-3) ...∙ (- 2000);
2) ( 1 + 2 + 3 + 4 + ... + 100 ) ∙( -1) ; 2) (-1 - 2 -3 -4 - ... - 100) ∙ (-1);
3) 1+(- 2)+3+( -4)+5+( -6 )+7+(- 8)+9+(- 10) . 3) -1+2+(-3) +4 +(- 5 )+6+(- 7)+8+(-9)+10.
4) (-1)98 4) (-1)63
5) – (- (- (- (- 8)))) 5) - ( + (- (+ (- (+10)))))
Соотнеси ответы. (5 мин)
(-4)∙ (-5)-(-30) : 6 0
15:(-15)-(-24):8 -6
(-18+9) : (-3)+3 2
(-2-3) ∙ 5 - 30 9
3∙ (2-4) + 5 - 13
-8 ∙ (5+4) + 72 25
(-2)∙ 3 – 15 : (- 5) 16
- 55
1
17
- 32
ФИЗМИНУТКА. (1 мин)
Реши уравнения (парная) (10 мин)
1,8у = –3,69;
У= -3,69/1,8
У= - 2,05
3) – 4x + 8,8 = 4
–4х= 4 –8,8
– 4х=4+( –8,8)
– 4х= – 4,8
х = –4,8: (–4)
х=1,2
2) х : (–2,3) = –4,6.
Х = - 4,6 * (- 2,3)
Х =10,58
4) –1,3 (7 + 4x) = 6,5
7+4х=6,5: (– 1,3)
7+4х= –5
4х= – 5 – 7
4х=– 5+( – 7)
х= –12:4 х= –3

Реши задачу с помощью уравнения. (Групповая) (7 мин)
Задуманное число увеличили в 4 раза, затем к значению произведения прибавили -21,3 и полученное число уменьшили в 3 раза, а затем от значения частного отняли число 17,19 и в результате получили число – 200,29. Найдите задуманное число.
(4х+(-21,3)) : 3-17, 19 = -200,29
(4х-21,3):3=-200,29=17,19
(4х-21,3):3=-183,1
4х-21,3=-183,1*3
4х-21,3=-549,3
4х=-549,3+21,3
4х=-528
Х=-132.

Итог урока (1 мин)
Давайте вернемся к цели нашего урока. Кто считает, что он плодотворно поработал на уроке, поднимите большой палец к верху, а у кого что-то еще не совсем получается – в сторону, и совсем не получается вниз.
Подсчитывают баллы, в оценочный лист проставляют оценки
ДЗ на слайде (прокомментировать)
Рефлексия
Чемодан – готов взять свои знания и идти дальше
Мясорубка - нужно еще переварить.
Тест
Уровень А

Выполнить действия:
555 : ( - 26 – 11)
A) 15 ; B) -15 ; C) 37 ; D) -37 ; E) 3,5.
13 - ( - 45)
A) 58 ; B) -58;  C) 32 ; D) -32 ; E) 37.
3 . – 4,48 – ( -1,2)
A)  - 3,28;  B) 3,28;   C)  -5,68 ; D) 5,68; E)  3,58 .
4. 0, 25 – (- 2 1 6 )
A)  -2 5 12;  B)2 5 12  ;   C) 2 14;  D) 2,08;  E) - 1,58 .
Уровень В

-2·6,3·(-50).
A) 630;  B) -630;  C) 63;  D) -63;  E) 6,3.
(- 16 + 7 ) : ( - 4,6 - 5. 4)
A) – 9 ;  B) -2,6 ;  C)  0,9 ;  D) 2,3 ;  E) 0,34
– ( 115)2 : ( - 72125 )
A)  -2 5 12;  B)2 1 2;  C)114;  D) -1,6;  E) - 1,5 .
Тест
Уровень А

Выполнить действия:
555 : ( - 26 – 11)
A) 15 ; B) -15 ; C) 37 ; D) -37 ; E) 3,5.
13 - ( - 45)
A) 58 ; B) -58;  C) 32 ; D) -32 ; E) 37.
3 . – 4,48 – ( -1,2)
A)  - 3,28;  B) 3,28;   C)  -5,68 ; D) 5,68; E)  3,58 .
4. 0, 25 – (- 2 1 6 )
A)  -2 5 12;  B)2 5 12  ;   C) 2 14;  D) 2,08;  E) - 1,58 .
Уровень В

-2·6,3·(-50).
A) 630;  B) -630;  C) 63;  D) -63;  E) 6,3.
(- 16 + 7 ) : ( - 4,6 - 5. 4)
A) – 9 ;  B) -2,6 ;  C)  0,9 ;  D) 2,3 ;  E) 0,34
– ( 115)2 : ( - 72125 )
A)  -2 5 12;  B)2 1 2;  C)114;  D) -1,6;  E) - 1,5 .
Тест
Уровень А

Выполнить действия:
555 : ( - 26 – 11)
A) 15 ; B) -15 ; C) 37 ; D) -37 ; E) 3,5.
13 - ( - 45)
A) 58 ; B) -58;  C) 32 ; D) -32 ; E) 37.
3 . – 4,48 – ( -1,2)
A)  - 3,28;  B) 3,28;   C)  -5,68 ; D) 5,68; E)  3,58 .
4. 0, 25 – (- 2 1 6 )
A)  -2 5 12;  B)2 5 12  ;   C) 2 14;  D) 2,08;  E) - 1,58 .
Уровень В

-2·6,3·(-50).
A) 630;  B) -630;  C) 63;  D) -63;  E) 6,3.
(- 16 + 7 ) : ( - 4,6 - 5. 4)
A) – 9 ;  B) -2,6 ;  C)  0,9 ;  D) 2,3 ;  E) 0,34
– ( 115)2 : ( - 72125 )
A)  -2 5 12;  B)2 1 2;  C)114;  D) -1,6;  E) - 1,5 .