Урок на региональном семинаре Интерактивные технологии в преподавании химии и биологии Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональное развитие.

Коммунальное Государственное учреждение
Чунджинская средняя школа № 1










урок на региональном семинаре
"Интерактивные технологии в преподавании
химии и биологии"



"Индивидуальное развитие организма.
Онтогенез.
Эмбриональное развитие."

















Учитель:Таипова Р. А.










Тема урока: Индивидуальное развитие организма. Онтогенез. Эмбриональное развитие организма.
Задачи:
Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение знаний учащихся о процессе оплодотворения, закономерностях и этапах зародышевого развития.
Развивающая: Создать условия для развития критического мышдения, умений сравнивать, делать обобщения, формулировать выводы. Способствовать развитию информационной компетентности учащихся через самостоятельную работу с материалом презентаций, умения структурировать информацию через заполнение схем;
Воспитательная: Создать условия для эффективного взаимодействия учащихся друг с другом, реализации коммуникативной компетенции через работу в группах..
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентации, раздаточный материал, оценочные листы.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
I Организационный момент: Очень рада вас видеть, ребята.
Я уверена, что сегодня, как и обычно, вы будете работать активно, сосредоточенно. Это поможет вам усвоить новый материал, получить хорошие оценки, а на следующем уроке без труда выполнить задания проверочной работы. Работа на уроке оценивается лидерами группы, оценки за каждый этап урока заносятся в оценочный лист. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
II. Воспроизведение и активизация опорных знаний:
Ребята, что же мы изучали на прошлом уроке?
Мы изучили Биологическое значение оплодотворения .
Материал прошлого урока сегодня потребуется нам при изучении нового материала.
Давайте проверим, как вы подготовились к сегодняшнему уроку. Предлагаю выполнить вам задание.

1.Соотнести понятия: слайд2
(к термину из первого столбца подобрать определение из второго столбца)

Термин
Определение термина

1. Размножение
2. Споруляция
3.Фрагментация
4. Партеногенез
5.Гермафродитизм
6.Овогенез
7.Гаметогенез
8. Половое размножение
9. Двойное оплодотворение
10. Оплодотворение

1.Форма размножения, при которой образуются споры.
2.Процесс слияния женских и мужских гамет.
3.Процесс образования яйцеклеток.
4.Способ размножения, в котором участвуют гаметы.
5.Форма размножения, присущая покрытосеменным растениям.
6.Форма размножения, при которой взрослый организм делится на отдельные фрагменты.
7.Биологический способ поддержания своего вида.
8.Форма полового размножения, когда в одном организме созревают разные половые гаметы.
9.Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки.
10.Процесс образования половых клеток.


1-7; 2-1; 3-6; 4-9; 5-8; 6-3; 7-10; 8-4; 9-5; 10-2.( Ответы закрыты шторкой)


Критерии оценки:
0-1 ошибка - оценка 5
2-3 ошибок - оценка 4
4-6 ошибок - оценка 3
Больше 6 ошибок - оценка 2
Ученики обмениваются тетрадями, идет взаимооценивание. Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы, хорошо подготовились к изучению новой темы.
Лидеры групп заносят оценки в оценочный лист


III.Сообщение темы урока, определение цели урока.
Учитель: много миллионов лет назад, когда в бушующих волнах Мирового океана возникла первая капля живого существа, на одной из планет солнечной системы, планете Земля, родилась жизнь. На Земле существует много организмов произошедших из этой капли живого вещества. Сколько бы тысяч, миллионов лет не прошло с той поры неизменным свойством всего живого на Земле является одно – создание себе подобных, но при этом каждый организм развивается индивидуально.
Независимо от способа размножения начало новому живому организму даёт одна или несколько клеток, эти клетка содержат носители наследственной информации - гены и обладают всеми характерными признаками и свойствами целого многоклеточного организма». Сколько же нужно этой маленькой живой системе пройти сложных превращений, чтобы из неё получился такой сложный полноценный организм. (Например, какими являемся мы). Так вот, этот путь индивидуального развития «этой маленькой живой системы» с момента её образования до конца жизни носит название онтогенез. О нем мы и будем говорить сегодня на уроке.
Учитель : когда же начинается индивидуальное развитие организма?
Для этого : откройте учебник стр. 184, найдите ответы на вопрос.
Учащиеся : после оплодотворения, с момента образования зиготы.
Учитель : что нужно для того, чтобы осуществилось оплодотворение?
Ответ : половые клетки ,гаметы.
Учитель : как еще можно назвать данные клетки?
Учитель: на какие два периода делится онтогенез ?
Ответ:
1.Эмбриональное или эмбриогенез- развитие эмбриона с момента образования зиготы до рождения .
2. Постэмбриональное или постэмбриогенез – развитие после рождения и до смерти. (Учитель показывает на интерактивной доске схему онтогенеза. И по мере раскрытия содержимого предлагает зафиксировать, увиденное в тетрадь. )
сегодня на уроке мы будем говорить об эмбриогенезе.
1. Эмбриогенез ( определение понятия – слайд)
Эмбриональное развитие начинается с образования зиготы и длится до рождения или выхода из яйцевых оболочек. видео (оплодотворение)
Его продолжительность у разных организмов неодинакова
слон - 21 месяц беременности
носорог - 18 месяцев
шимпанзе - 8 месяцев
собака - 2 месяца
кролик - 2,5 недели
пингвины - 2 месяца насиживания
гуси - 38-40 дней
воробей - 11-14 дней

Что же происходит в период эмбрионального развития?
Проблемный вопрос: Как из микроскопической клетки (зиготы) развивается новый организм, имеющий сложное строение и, весьма часто, большие размеры?
2 Исторические сведения. Этот процесс появления и развития живых организмов интересовал людей с давних пор, но эмбриологические знания накапливались постепенно и медленно. Великий Аристотель, наблюдая за развитием цыпленка, предположил, что эмбрион образуется в результате смешения жидкостей, принадлежащих обоим родителям. Такое мнение продержалось в течение 200 лет. В XVII веке английский врач и биолог У. Гарвей проделал некоторые опыты для проверки теории Аристотеля. Будучи придворным врачом Карла I, Гарвей получил разрешение на использование для опытов оленей, обитающих в королевских угодьях. Гарвей исследовал 12 самок оленей, погибших в разные сроки после спаривания. Первый эмбрион, извлеченный из самки оленя через несколько недель после спаривания, был очень мал и совсем не похож на взрослое животное. У оленей, погибших в более поздние сроки, зародыши были крупнее, у них было большое сходство с маленькими, только что родившимися оленятами. Так накапливались знания по эмбриологии.
Слова учителя: Давайте (на интерактивной доске) рассмотрим, как происходит эмбриональный период у большинства животных, независимо от сложности их организации. Выделяют 5 основных стадий эмбрионального развития: 1. Дробление 2. Бластула 3. Гаструла 4. Нейрула
5 Органогенез

3Работа в группах (метод Джигсо)
Раздаются задания группам (10мин.) на работу. Тихо звучит музыка.
1 группа: дробление, бластула.
2 группа:гаструла.
3 группа: нейрула
4 группа: органогенез (ученики составляют кластер на интерактивной доске, с помощью библиотеки)

2.Перед презентацией групп проводится оздоровительная минутка (Пальминг) .
5 Презентация групп
Заполнение таблицы

Эктодерма
Мезодерма
Энтодерма

1.Нервная система: нервная пластина, нервная трубка, головной и спинной мозг.
2.Наружные покровы тела: кожа.
3.Органы чувств:
органы слуха, органы зрения, органы обоняния.
4.Дополнительние железы:
сальные, потовые, молочные, волосы и ногти, рога и копыта у животных.
1. Опорно- двигательная система:
мышцы, хорда, хрящевой и костный скелет, 2. Мочеполовая система: почки, мочеточник, мочевой пузырь и половые железы –
3.Кровеносная система: кровеносные сосуды, кровь, сердце.


1.Органы пищеварения:
желудок, пищевод.
2.Железы(кроме кожных):
поджелудочная, печень, щитовидная, часть гипофиза, надпочечники.
3.Дыхательная система: легкие, трахеи, бронхи, эпителий жабер ( у рыб).




IV. Закрепление пройденного
Давайте проверим, как вы усвоили материал:

Самостоятельная работа по записям, сделанным на уроке:

1. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу:
а) оплодотворение в) гаструляция д) онтогенез
б) сперматогенез г) дробление е) органогенез
2. Клетки бластулы содержат:
а) гаплоидный набор хромосом
б) диплоидный набор хромосом
3. Каким свойством НЕ обладают клетки бластулы:
а) способностью к обмену веществ
б) способностью к делению
в) способностью к росту
4 .Из какого слоя клеток образуется головной мозг человека:
а) из эктодермы
б) из мезодермы
в) из энтодермы
5. Органогенез у позвоночных начинается на стадии:
а) бластулы
б) нейрулы
в) гаструлы
6. У какого из названных животных нет мезодермы:
а) собака в) медуза
б) голубь г) акула
7. Из какого слоя клеток образуются легкие лягушки:
а) из эктодермы
б) из мезодермы
в) из энтодермы
8 Период дробления завершается образованием:
а) гаструлы;
б) нейрулы;
в) бластулы.
9. Печень и желудок развиваются из:
а) эктодермы;
б) мезодермы;
в) энтодермы.
10. Ход онтогенеза конкретного организма определяется:
а) условиями среды
б) историческим развитием вида
в) принадлежностью к определенному классу
г) его наследственной информацией и условиями среды

Проверьте тест по ключу, результаты сдайте лидеру группы.
Слайд 2
Ключ к тесту:
1-в,г,е. 2-б. 3-в. 4-а. 5-б. 6-в. 7-в. 8-в. 9-в. 10-г.
Критерии оценки:
0-1 ошибка - оценка 5
2-3 ошибок - оценка 4
4-6 ошибок - оценка 3
Больше 6 ошибок - оценка 2
Ученики обмениваются тетрадями , идет взаимооценивание
Оценки занесите в оценочный лист.
Рефлексия:
1 Что нового узнали?
2 Что осталось непонятно?
3 Какой этап урока вам больше всего понравился ?
4 На каком этапе вам было трудно?
Как вы себя чувствовали на уроке комфортно или тревожно?
Нарисуйте смайлик своего настроения ( изобразить его мимикой лица
Итак, подведем итоги урока. Достигнута ли поставленная цель урока?
Да. Мы достигли цели урока и выполнили все задания, осталось только домашнее задание.
Давайте запишем д/з в дневник. Прочитать параграф № 37. составить синквейн к слову онтогенез.







































приложение 1
Оценочный лист

Фамилия, имя
Проверка домашнего задания
(самопроверка)
Работа в группе
(оценка лидера)
Тест на закрепление материала
(взаимопроверка)
Оценка за урок



































приложение 2
Методика проведения пальминга
Сядьте поудобнее. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щеки, плечи, кисти рук, ноги. Ваши ноги и руки теплеют. Дыхание становится ровным, спокойным. Упражнение, которое мы с вами разучим, называется «пальминг», от английского слова “palm” - ладонь. Известно, что наши ладони обладают каким-то неизвестным науке, но очень целебным излучением. И человек сам себя своими ладонями постоянно непроизвольно лечит. «Ой, живот болит. Ой, голова болит. Ой, ухо. Ой, зуб болит». И все норовит ладошку к своему больному месту поднести. Оказывается, своими ладонями можно оказать существенную помощь своим усталым и больным глазам.
4Как делается пальминг Вот так вот сложите ладошки вместе. Как будто вы хотите с ладошек птичек напоить. Пальчики все вместе, чтоб вода не пролилась. Пальчики вместе. Не надо сильно заглублять. Почти прямые ладошки. А теперь ладонями к себе мы пальцы одной руки накрываем пальцами другой руки. Чтоб получилось типа вот такой крыши. Под прямым углом. Теперь вот эту конструкцию из ладоней вы себе наденете на глаза вместо очков таким образом, чтобы перекрещенные пальцы оказались по центру лба, нос торчал между мизинцами, а глаза бы попадали точно в центр в ямочки ладоней. Обратите внимание, чтобы у вас обязательно между ладонями торчал нос. И надо, чтобы этот нос обязательно дышал. А теперь под ладонями откройте глаза и так ладони прижмите к щекам, к носу, пошевелите ладошками, чтобы глаза у вас были открыты, а свет на глаза не попадал. Чтобы не было щелей. Ни возле носа, ни со щек, нигде. Чтобы у вас ладошки плотно закрывали глаза, а глаза, попадая в ямочки ладоней, спокойно открываются-закрываются и поэтому свет на глаза не попадает. Это упражнение называется «пальминг». С научной точки зрения это «биофорез глаз», это прогревание глаз теплом собственных ладоней.
Вот как это упражнение делается классически. Потрите друг о друга ладошки до тепла. Сложите ладошки «домиком». Наденьте себе на глаза. Глаза закройте. Локти поставьте на стол. Главное, чтоб голова была не запрокинута назад и не сильно наклонена вперед и чтобы локти были не на весу. Глаза при этом закрыты. Вот с этой минуты всякий раз, когда вы читаете, пишите, смотрите телевизор, работаете на компьютере, как только почувствовали усталость, утомление глаз - надо все отложить в сторону, потереть руки до тепла и сделать пальминг. Три-пять минут. Через пять минут, когда вы откроете глаза, вы сами ахнете - насколько они у вас хорошо отдохнут и будут готовы к дальнейшей зрительной работе.
Обратите внимание - в первый момент перед глазами у вас будут маячить остаточные световые образы. Минуты полторы маячит лампочка, кусок окна, какой-то туман, облачко. Это говорит о том, что у вас перевозбужден зрительный тракт. Свет-то на глаза не попадает, а нам кажется, что мы что-то видим. И вот здесь, чтобы убрать эти остаточные световые образы представьте, скажем, черный бархатный занавес в театре, он такой черный-черный, большой-большой. И вот гаснет свет, а он все чернее, темнее. Либо представить черную тушь, которую перед собой вы разлили и замазываете эти светящиеся места.
Выход из пальминга
Так, а теперь выход из пальминга. Глаза закрыты. Ладошки на носу. Под ладошками глазки слегка зажмурили, ослабили, зажмурили, ослабили, зажмурили, ослабили. Глаза закрыты, ладошки сняли с лица. И помотали с закрытыми глазами головой. Вверх-вниз да, да, да, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, да, да, да, да. Восстановили кровоснабжение. А сейчас как дети кулачками глазки протерли. Вздохнули глубоко, выдохнули и открываем глаза, быстро-быстро моргая. Обратите внимание краски стали более сочные. Дело в том, что с помощью упражнений мы насытили кислородом, питательными веществами зрительные колбочки сетчатки глаз. А зрительные колбочки как раз и отвечают за цветовое восприятие.


Приложение 3











13PAGE 15







































Рисунок 115