Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя детского сада.


Здоровьесберегающие технологии.
Сегодня в дошкольном образовании уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Поэтому применение здоровьесберегающих технологий может повысить результативность воспитательно –образовательного процесса. Может ли музыкальный руководитель на своих занятиях сохранять и укреплять здоровье своих воспитанников? Я вам скажу- безусловно да! Занятие по вокалу являются важной составляющей гармоничного развития ребёнка. В пении формируется комплекс музыкальных способностей, а также активизируются умственные способности, развиваются эстетическое и нравственное представления детей, мышление, внимание, память, всё это укрепляет работу лёгких и весь дыхательный аппарат. В своей работе я применяю такие элементы здоровьесберегающих технологий, как музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством, логоритмика. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Музыкотерапия это метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние детей. Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, восстанавливает спокойное дыхание. На своих занятиях я часто включаю детям такие звуки релаксации как шум ветра, звуки моря или дождя, шум леса или пение птиц, дети очень любят расслабиться под эти звуки и отдохнуть, а также после прослушивания они любят воображать и рассказывать , что они представили. Одним из любимых произведений моих воспитанников является произведение П.И.Чайковского «Вальс цветов» и произведение «Клоуны» Д.Кабалевского. Вокалотерапия- это правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивающих качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. Правильно подобранные звукосочетания являются лечебными звуками с позиции музыкотерапии в современной науки(звук а –лечит сердце, и –лечит глаза, уши, у-улучшает дыхание, ш-лечит –печень, с-лечит сердце и лёгкие).Поэтому часто на своих занятиях как распевку я использую пение этих звуков, в разном ритме, порядке и разной силой звука. На своих занятиях я постоянное слежу за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не говорили слишком громко. Крик и шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему. Своё занятие я начинаю с песенок –распевок, которые позволяют активизировать внимание детей, задают позитивный эмоциональный настрой и дают возможность подвигаться. Например такие приветствия как «Доброе утро!», «Разотрём ладошки и здоровье сбережём».(карточки) Не проходят занятия и без дыхательных и артикуляционных упражнений, которые позволяют подготовить голосовой аппарат и весь организм ребёнка к работе над песней. В процессе выполнения таких упражнений укрепляется здоровье ребёнка. Например, такие упражнения как «Нюхаем цветок», «Задуваем свечку», «Дуем на листочек». Артикуляционные упражнений мы выполняем под названием «Утро с котиком Музиком», здесь дети работают язычком и я показываю им карточки, чтобы они самостоятельно вспомнили, как выполняется упражнение. Когда мы исполняем попевки дети у меня никогда просто не сидят я даю им возможность и двигаться и петь-они могут показывать движения мелодии в распевки «Лесенки», в распевки «Андрей –воробей», они изображают клювик пальчиками и делают массаж ладошки, а в распевки «Качели» мы поём и показываем как мы качаемся, это даёт возможность детям подвигаться и более точно и правильно спеть высокие звуки. Ритмотерапия- это музыкально-ритмические упражнения, чтобы на занятиях снять перегрузку, утомление, например – я применяю их после разучивания новой песни, я даю детям возможность подвигаться. Когда я разучиваю песенный репертуар, мы с детьми обязательно используем ритмопластику движения по тексту песни.(солнышко встаёт, дует ветер, мы повесили игрушки).Такой подход помогает быстрее выучить текст и эффективно влияет на развитие эмоциональной речи детей. Также я использую такой метод как логоритмика –эта форма активного отдыха, короткое физическое упражнение или игра под музыку в конце занятия.(карточки, диск) Например, дети любят игру «Мышки», где мы произносим в едином ритме стихотворение про мышек, а затем дети под музыку бегут в свои норки. Ещё один метод в моей работе это терапия творчеством- свободное движение под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Создавая условия для свободных движений под музыку, я вижу в детях эмоции и эмоциональный отклик на песню. Это чаще проявляется в музыкальных играх в конце занятия. Мной, было подготовлено открытое музыкальное занятие «Мы запели песенку…» с элементами здоровьесберегающих технологий и оно опубликовано в журнале «Справочник музыкального руководителя» в феврале 2015года.(журнал) Результаты моей работы видны в мониторингах, которые я провожу три раза в год. Диагностика результатов 2015г - средняя группа на январь составляла 50%качества ЗУН по музыке, в мае уже 69%. В сентябре 2015г., была набрана новая средняя группа, результаты были 30%, в январе 42%. Каждый раз при подведении сравнительных результатов мониторинга я вижу повышение процентов улучшения качества работы детей на музыкальных занятиях. Также мои воспитанники выступают на утренниках и конкурсах ДК. Также идёт сформированность навыков здорового образа жизни.
В своей работе я уделяю время и работе с родителями. Я подготовила несколько информационных стендов для родителей на темы «Рекомендации родителям -музыкальный уголок дома», и «Родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начать обучение ребенка музыке». Также я провожу индивидуальные консультации для родителей детей у которых нет чувства ритма, нет голоса, я даю советы и задания как развивать те или иные способности у детей. Я подготовила выступление на родительских собраниях на тему – «Музыка вместо лекарств», и для родителей выпускников детского сада «Как музыка может помочь ребенку в учебе». На родительских собраниях я предлагаю родителям ознакомиться с памятками на темы «Влияние музыки на психику ребёнка», а также я подготовила памятку «Список музыкальных рецептов» так как учёный пришли к убеждению что многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Эти памятки я также подготовила для вас ,вы можете с ними ознакомиться.
Своё выступление я бы хотела закончить такими словами: Музыка успокаивает, музыка лечит, музыка поднимает настроение...Обучая детей музыке, мы укрепляем  их здоровье.
Музыкальный руководитель Сорокопуд А.Е
Детский сад «Малыш».