Технологическая карта урока по технологии на тему Натуральные волокна растительного происхождения. Изготовление ткани(5 класс)


Раздел II Материаловедение.
Тема: Натуральные волокна растительного происхождения. Изготовление ткани.
Предмет: технология
Класс: 5
Тип урока: освоение новых знаний;
Технология:
- технология проблемного обучения.
Цель урока для учителя:
-создание условий для формирования представлений об истории возникновения тканей; с производством и структурой хлопчатобумажных и льняных тканей;
Цель урока для обучающихся:
научить определять направление долевой и уточной нитей;
научить определять лицевую и изнаночную стороны;
познакомить с профессией ткача и прядильщицы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.
Основные цели урока:
Метапредметные:
1) формирование умения фиксировать этапы учебной деятельности;
2) формирование умения работать в группах;
3) формирование умения работать с различными источниками информации;
4) формирование умения работать с наглядным материалом;
5) развитие устной монологической речи.
Личностные:
1) формирование умения проводить рефлексивный анализ своей деятельности;
2) формирование умения отстаивать свою точку зрения в учебном общении.
Предметные:
1) формирование знания о натуральных волокнах растительного происхождения, пряже и процессе прядения;
2) формирование умения строить свою работу;
3) формирование умения применять новое знание в практической деятельности.
Средства обучения:
Для учителя: мультимедийная установка.
Для обучающихся: учебник технология 5 класс О.А.Кожина, Е.Н.Кудакова,С.Э.Маркутская, тетрадь.
Образцы ткани. Лупа. Коллекции: «Текстильные волокна», «Коллекция тканей из натуральных волокон», «Лён», «Хлопок».
Ход урока
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя
I. Мотивация к учебной деятельности
(4 мин)
Цели:
Вызвать интерес к изучаемому материалу Обсуждают в парах, выдвигают гипотезы о способах изготовления тканей Проблемные вопросы для обучающихся: Из чего и как изготавливают одежду, текстильные изделия?
Демонстрация изделий (одежда, кухонные текстильные изделия)
II. Формулирование темы урока, постановка цели
(6 мин)
Цели:
Постановка целей с учётом уровня знаний учащихся.
Высказывают предположения, из чего и как можно получить ткань.
Выдвигают предположения о теме урока.
Заполняют карту оценивания на начало урока.
Как вы думаете, из чего и как можно получить ткань?
Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Поставьте себе цели.
III. Открытие новых знаний
(20 мин)
Цели:
Получить новые знания и расширять кругозор обучающихся
Индивидуальная работа в тетради. Анализируют текст. Отвечают на поставленные вопросы.
Задание 1 по работе с текстом «Натуральные волокна растительного производства»: Запомнить и назвать из чего изготавливают ткань, из каких растений получают волокно для изготовления нитей и тканей?
Работа с текстом стр. 84-88, с демонстрацией коллекции «Лен», Хлопок».
Работа с ЭОР –http://fcior.edu.ru/card/14015/naturalnye-volokna-rastitelnogo-i-zhivotnogo-proishozhdeniya.htmlРефлексия: Делают выводы из чего изготовляют ткань, из каких волокон получают нити. Зафиксировать в листах оценивания.
Задание 2 по работе с видеороликом «Производство ткани»: Запомнить и назвать виды производства участвующие в создании ткани, профессии людей участвующих в производстве тканей?
Работа с текстом стр. 90-95, с демонстрацией рисунка на ткани.
Работа с ЭОР –https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azOFZTdmgxbDNXOG8(видеоролик)
https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTm9Qdm1pdnlEc3Mhttps://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTXpFYXRJR3kteHMРефлексия: проговаривают какие производства участвуют в создании ткани, профессии людей, занятых на производстве тканей.
Работа в парах.
Задание 3: Определение основных признаков нити основы и утка, лицевой и изнаночной сторон, работа с текстом.
Рефлексия: делают выводы, как определять нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны тканей.
Физкультминутка для кистей рук. Какое происхождение могут иметь натуральные волокна? (растительное, животное). Контролирует работу обучающихся
Где произрастает хлопчатник, лён, джут? Контролирует работу с текстом
(Демонстрирует видеоролики № 7-13) Как вы думаете, какие есть способы определения нити основы и лицевой стороны тканей? Наблюдает, направляет и корректирует деятельность учащихся.
Контролирует правильность использования ЭОР
IV. Закрепление нового (34 мин)
Цель:
- Усвоить умение
определять направление нитей основы и утка, лицевой стороны тканей на образцах тканей.
Рассказывают правила техники безопасности, применяют их при выполнении практической работы.
Проводят исследования, сравнивают и анализируют, определяя направления нитей основы и утка.
Работают в группах. Проводят самоконтроль и взаимоконтроль.
Выполнить:
-Практическую работу на стр. 95 «Определения направления нитей основы и утка», результаты занести в таблицу №9 в тетрадь.
Практическая работа стр.96 «Определение лицевой и изнаночной сторон тканей» результаты занести в таблицу в тетрадь.
Рефлексия: научились определять направления нити основы и утка, изнаночную и лицевую стороны ткани.
Физкультминутка для глаз. Какие правила по технике безопасности при работе с ножницами и при работе с клеем
вы будете соблюдать? Наблюдает, проверяет знания, контролирует выполнение правил Т/Б. Контролирует выполнение практической работы на ср.95, 96
V. Контролирующее задание (20 мин)
Цель:
Проверить, полученные знания Выполняют тесты. Запоминают опорные понятия.
Выполнить тест «Свойства долевой нити» с использованием ЭОР. http://www.uchportal.ru/load/112-1-0-10827Наблюдает, руководит, оказывает содействие, контролирует правильность использования ЭОР.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)
Цели: оценить правильность полученных знаний, выявить ошибки и недочёты Рассуждают, оценивают, свои действия, удачи или неудачи в оценочном листе на конец урока.
Вопросы урока начало урока «+», «-» конец урока «+», «-»
Я знаю из чего и как изготавливают одежду, текстильные изделия? Я умею определять направления нитей основы и утка В самостоятельной работе у меня были ошибки. Я поняла причину своих ошибок (если они были). Я сегодня была активным на уроке. Я сегодня была внимательным на уроке. Я сама открыла новое знание. Самооценка (от 1 до 5) Синквейн (5 предложений, отражающих тему)
Вопросы для подведения итогов:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
7. Буду применять знания…. − Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?
− Вы достигли цели?
Принимает, соглашается,
раскрывает критерии оценки.
VII. Д/З (1 мин) Задание по выбору:
- § 12-13 Технология.
-Найдите и запишите в тетради толкование слов: «веретено», «прялка». Для чего использовались эти инструменты и приспособления?
- Подготовьте сообщение на одну из следующих тем:
- «Как изготавливали пряжу в домашних условиях?»
- «Как изготавливали ткани в домашних условиях?»
- «Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?» Задаёт творческое домашнее задание, контролирует его.Приложение к конспекту –уроку
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, тест и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Натуральные волокна растительного и животного происхождения Информационный Лекция, иллюстрации, текст, словарь, задания http://fcior.edu.ru/card/14015/naturalnye-volokna-rastitelnogo-i-zhivotnogo-proishozhdeniya.html2 Прядильное производство Информационный Видеосюжет https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azOFZTdmgxbDNXOG83 Ткацкое производство Информационный Видеосюжет https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTm9Qdm1pdnlEc3M4 Отделочное производство Информационный Видеосюжет https://docs.google.com/open?id=0B4OfBFtmO7azTXpFYXRJR3kteHM5 Виды переплетений Информационный Видеосюжет, иллюстрации, словарь, задания http://fcior.edu.ru/card/6999/vidy-perepleteniy.html