Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы. Тема: Количественные и порядковые числительные.


Тема: Количественные и порядковые числительные.
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием количественные и порядковые числительные; развить умения отграничивать количественные числительные от порядковых; изучить признаки слов с количественным значением, не являющихся числительными;
Коррекционно-развивающие: развитие и коррекция недостатков познавательных процессов,
Воспитательные: воспитать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, таблицы «Вопросник», «Разряды числительных», карточки с цифрами.
Учебники:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В., Илюсизова С.М. Русский язык. Учебник для 9 класса специальной коррекционной школы. – Алматы: Просвещение-Казахстан, 2005.
Комская С.Н., Малых Г.В. Русский язык. Учебник для 9 класса вспомогательной школы. Москва «Просвещение», 1990.
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.
2. Повторение пройденного и подготовка к восприятию нового материала.
-Обратите внимание на таблицу "Вопросник" и ответьте на вопросы обоих столбиков письменно.
Таблица " Вопросник"
1. Сколько тебе лет? 1. В каком году ты родился?
2. Сколько лет ты учишься в этой школе? 2. Какой год ты посещаешь школу?
3. Сколько предметов вы изучаете? 3. На каком этаже ты живёшь?
4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? 4. Какой год был для тебя удачным и памятным?
5. Сколько человек учится в твоем классе? 5. В каком году ты поступил в школу?
6. Из скольких человек состоит ваша семья? 6. В каком году ты поступил в третий класс?
( Ученики записывают в тетрадь ответы таким же образом: в два столбика).
2. Работа по новой теме урока.
-Итак, ребята, какие ответы у вас? ( учащиеся зачитывают ответы).
-Вы использовали имена числительные. В первом столбике - количественные, во втором - порядковые числительные.
-В чём же отличие числительных друг от друга? ( количественные обозначают количество, порядковые - порядок при счете - название разряда числительных - подсказка).
-На какой вопрос отвечают количественные числительные? ( Сколько?).
-На какие вопросы отвечают порядковые числительные? ( Какой? Который?). -Сверьте свои ответы с учебником на стр. 95 стар.уч.
Упражнение 237, стр. 94 (Комская С.Н.)
В первый столбик выпишите числительные, которые отвечают на вопрос сколько? Во второй столбик числительные, отвечающие на вопрос какой?
Сколько? Какой?
Шесть учеников, восемь стульев, восемнадцать книг, одиннадцать тетрадей, семьдесят килограммов, четырнадцать лодок Пятый отряд, седьмой класс, девятый час, пятнадцатый номер, семнадцатый год, девятнадцатый километр, шестой урок, тринадцатая страница, восьмой этаж.Упражнение 235, стр. 94 (Комская С.Н.)
Спишите. Вставьте подходящие по смыслу существительные. Поставьте вопросы. Обозначьте количественные и порядковые числительные.
Триста шестьдесят пять дней (сколько?), двадцать четыре часа (сколько?), шестьдесят минут (сколько?), сорок пять километров (сколько?), двадцать учеников (сколько?), тридцать человек (сколько?), в семнацатом году (каком?), четвертом этаже (каком?), девятого мая (какого?). Упражнение 245, стр. 177 (Галунчикова Н.Г.)
Прочитайте. Назовите части речи в выделенных словосочетаниях. Скажи, с какой частью речи связано имя числительное.
Выпиши выделенные словосочетания. От сущствительного к числительному ставь вопрос. Укажи число и падеж существительных.
Десять старичков, восемь рюкзачков, шесть узелков, четыре пирога, три воробья, два хвоста.
4. итог урока. Какую часть речи проходим, какие числительные называются порядковыми, какие количественными? Приведите примеры.
5. домашнее задание. Правило, стр. 95 (Комская С.Н.)