Урок русского языка в 3 классе «Общее понятие о частях речи»


Урок русского языка в 3 классе.
Тема: «Общее понятие о частях речи ».
Цель: систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, учить определять части речи.
Задачи:
1.Расширить представления третьеклассников о значении разных частей речи в русском языке. Отрабатывать умения отличать одну часть речи от другой.
2.Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, чувство языка, интерес к русскому языку.
3. Содействовать  воспитанию групповых навыков работы, уважение друг к другу, взаимопомощи. Формировать умения оценивать «свои» знания и знания своих одноклассников.
Оборудование:
Песня “Дорогою добра” из к/ф “Маленький Мук”
USB - проигрыватель.
Раздаточные листы для обучающихся.
Маркеры, фломастеры.
Учебник русского языка (В.К. Павленко, Г.В. Клыпа «Алматыкiтап», 2010.) 3 класс, I часть
Тип урока: Открытие новых знаний
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, словесный
ХОД УРОКА
1.Эмоциональный настрой
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, и поздоровайтесь с ними. Теперь глазки все на меня. Тихонечко сели.
2. Мотивация учащихся к учебной деятельности
« Мир освещается солнцем, а человек знанием.»Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока (создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность).
- Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.)
- Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Вы готовы к работе? Тогда в путь!
- Пожелайте друг - другу удачи!
(Звучит фонограмма песни “Дорога добра” из к/ф “Маленький Мук”)
3.Актуализация ЗУН
Минутка чистописания.
Ч ч
ча чу часть - части
- Помогут нам веселые человечки – Смайлики.
1
2
3
4
5
6
7
кр.
ор.
ж.
з.
г.
с.
ф.

- Вы с ними уже знакомы. Познакомьте и наших гостей с ними. Почему их семь?(Это дни недели и цвета радуги)
- Как их зовут? (Пн, Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс)
Смайлик 1
(П В С Ч П С В)
-Найдите здесь лишнюю букву.(Ч). Обоснуйте свой ответ. ( все остальные повторяются по 2 раза и ещё он согл., непарный, а остальные - парные)
-Пропишите первую строчку парами буквы Ч ч.
Написание каких сочетаний мы должны помнить? (ча чу). Пропишите букву ч в соединении с буквами а и у. Приведите примеры слов.
- Мне бы хотелось, чтобы вы записали пару слов часть – части.
-Как вы думаете, почему? (изучали Части слова и будем изучать Части речи)
Смайлик 2
- Смайлик Вт решил похвастаться своими знаниями. Как вы его оцениваете? Почему?




- Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
-Образуйте слова по схеме: корень, окончание – А
корень, суффикс, окончание –АЯ
приставка, корень, суффикс, окончание –ТЬ
и запишите их в строчку. Что вы записали? (Слова) Что заметили?
( Это - Сущ., прил., глагол – части речи)
Смайлик 3
Словарная работа.
- Ребята, поищите в словаре названия дней недели. Какие вы нашли?( четверг, пятница, суббота) . Как называются эти слова? Почему?
Комментированное письмо. (Запись в столбик)
четверг зелёныйулыбается
пятница голубойсмотрит
суббота синий желает
- Что вы заметили?
Постановка цели деятельности и выявление причины затруднения.
- Сформулируйте тему урока.
(Части речи в русском языке).
- Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
(Научиться определять части речи)
Смайлик 4
Слова, от, успокоится, хорошего, душа.
- Обратите внимание, что вы здесь видите?
(Слова).
-Составьте предложение.
От хорошего слова успокоится душа.
- Мы сможем продолжить дальше свой путь, если вы правильно надпишите над каждым словом, к какой части речи они относятся.
Далее идет работа над выявлением, на какие вопросы отвечают данные слова в предложении.
- Давайте проверим.
- Какое слово в предложении осталось не названым?
- Не названо слово от.
- Что вы о нем можете сказать?
-От – это предлог. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Физкультминутка. «Котята спят»
5.Проектирование и фиксация нового знания.
- Все слова в русском языке, являются какой–либо частью речи.
Как мы называем имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, а как- предлоги? ( самостоятельные и служебные части речи).
Смайлик 5 . Работа в группах.
- Составьте схему к теме “Части речи”. (выброс на листы)
Работа в группах.
- Как определить, к какой части речи относится то, или иное слово?
Составление алгоритма. (Собрать разрезанные части)
1.Задать вопрос к слову.
2.Определить, что обозначает это слово.
3.Название части речи.
- Чтобы определить, к какой части речи относится то или иное слово, надо задать к нему вопрос и узнать, что оно обозначает.
6.Первичное закрепление. Творческая работа в группах.
Смайлик 6. - Написать Синквейн со словом ВРЕМЯ
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определённый смысл.
5 строка – заключение-существительное (ассоциация с первым словом)
7. Домашнее задание.
Составить синквейн на тему КАНИКУЛЫ
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам преодолеть все трудности и сделать на уроке открытие.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?
« Мир освещается солнцем, а человек знанием.»- Какими знаниями осветились вы? Чему научились?
Опираясь на таблицу, закончи предложения.
Сегодня я убедился в том, что… все слова русского языка делятся на большие группы – части речи.
Теперь я умею определять…части речи, задавать к ним вопросы, определять их значение.
Я знаю, что в русском языке…есть самостоятельные и служебные части речи.
- Довольны ли вы своей работой?
- Если вам все удалось на уроке, выбирайте – весёлый смайлик, а если у вас остались неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам ещё понадобится помощь - грустный.
- Молодцы! Спасибо за хорошую работу!
Смайлик 7.
- Мы много трудились, пора и отдохнуть.
Танец «Аррива» (исполняют все желающие)