Урок русского языка для 4 класса «I и II спряжение глаголов настоящего времени».


Тема урока. 1 и 2 спряжение глаголов настоящего времени.
Цели
-обучающая: ознакомление с окончаниями глаголов I и II спряжения настоящего времени;
-развивающая: развитие интереса к родному языку средствами предметного содержания;
-воспитательная : воспитание культуры учебного сотрудничества
Средства обучения: учебник, словарь, мультимедийная презентация
Ход урока
I.Организационный момент
Актуализация знаний. Мотивация
2.1-Улыбнитесь. Садитесь.
Я вижу, ребята, что вы меня прекрасно поняли. А какие слова нашей речи мне понадобились?
(Глаголы?)
- А что такое глагол? Расскажите, что вы знаете о них знаете?
(На доске слова: улыбнитесь, садитесь.)
1.Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
2.Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени называется спряжением глагола.
3. 1 лицо – слова-помощники я, мы (говорю, говорим)
2 лицо - слова-помощники ты, вы (говоришь, говорите)
3 лицо – слова-помощники он, она, оно, они (говорит, говорят)
4.Глаголы изменяются по временам:
Настоящее время – показывает, что действие происходит в момент речи
Будущее время – показывает, что действие будет происходить после момента речи
Прошедшее время – показывает, что действие происходило до момента речи
5. Неопределенная форма – это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти- Прочитайте пословицу.
Наука в лес не ведет, а из леса выводит.
- Как вы ее понимаете?
-Назовите глаголы, которые встретились нам в пословице?
- В каком числе и лице они употреблены?
(3 лицо, ед. ч.)
- Одинаковые или разные окончания имеют глаголы в одном и том же лице и числе? (Разные)
- Как вы думаете почему?
- Сформулируйте задачи урока.
(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
III. Подготовка к изучению нового материала.
Мы продолжаем путешествовать по стране Русского языка и открывать
его тайны. А какое открытие мы сделаем на уроке, я думаю, что вы мне
сами об этом скажите.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
4.1 Работа в группах.
-Сейчас будем работать в группах. Задание для всех одно, а слова, которые вы будете изменять разные.
Прочитайте задание. Что значить проспрягать слова?
(Выделить окончание, проанализировать, как изменяются окончания при спряжении этого глагола)
Задание 1группе Проспрягать глагол спасти . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.
Задание 2 группе Проспрягать глагол лететь. Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.
Задание 3 группе Проспрягать глагол думает . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание.
Задание 4 группе Проспрягать глагол шалишь . Заполнить таблицу, вписав в нее окончание

спасти
Число Лицо Окончание
Ед. ч. Мн. Ч. Проверка результатов работы.
1 группа зачитывает, как проспрягали глагол, записывая окончания в таблицу
-Какая буква встречается в окончании этого глагола? Е или И?
2 группа зачитывает, как проспрягали глагол.
-Какая буква встречается в окончании этого глагола?
3 группа зачитывает, как проспрягали глагол.
-Какая буква встречается в окончании этого глагола?
4 группа зачитывает, как проспрягали глагол.
-Какая буква встречается в окончании этого глагола?
На доске появляется таблица:
I, если: II, если
- ешь, -ёшь- ишь- ет, -ёт- ит- ем, -ём- им
- ете, -ёте- ите- ут, -ют - ат, -ят-Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что заметили?
1. В первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)2. Можем разбить на 2 группы по гласной букве, 1 столбик - окончание Е, 2 столбик – окончание И.
3. В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе согласные буквы одинаковые, но изменяются гласные буквы.
Выводы
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от личного окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
-Проверим, подчиняются ли такой же закономерности другие глаголы.
Откройте учебник на стр. 88, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения?
(Глаголы одного и того же спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные личные окончания в одном и том же лице и числе.)
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2.
- Эта схема-опора будет помогать нам на уроках русского языка. Я приготовила для вас эти схемы-опоры, которыми вы сможете воспользоваться в затруднительной ситуации по написанию окончания глаголов.
- Так какое открытие на уроке русского я зыка мы сделали?
( Глаголы бывают 1 и 2 спряжения. Глаголы относятся к 1 или 2 спряжению в зависимости от личных окончаний.)IV. Физминутка.
- А теперь отдохнем немного! Какого спряжения слово «Отдохнем»? (1 спряжение, окончание –ём).
- Следите внимательно за точкой на экране и повторяйте за ней!
V. Первичное закрепление.- А достаточно ли знать правило, что у глагола 2 спряжения?
( Нет. Мы должны применить на практике.)- Сейчас вы поработаете в парах.
Откройте рабочую тетрадь на стр. 50, упражнение 113
_ Прочитайте задание. (Про себя, а затем вслух)
Возникают вопросы, затруднения по заданию к упражнению?
-1 вариант спрягает слово – верну
2 вариант спрягает слово - спешу
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание вашего товарища, сверяясь с образцом. Оцените работы карандашом, пользуясь критериями:
5 – без ошибок
4 – 1-2 ошибки
3 – 3-4 ошибки
! – больше 4 ошибок
Оценку 2 ставить не будем, так как это новый материал, на следующих уроках будем дальше продолжать учиться определять спряжение.
Поднимите руку, кто не допустил ошибок?
Кто допустил1-2 ошибки?
Кто допустил 3-4 ошибки?
Выводы после выполнения упражнения
- Назовите слово, где окончания глагола только 1 спряжения?
- Какая гласная буква встречается в окончаниях глаголов 1 спряжения?
Е, Ё
- Назовите слово, где окончания глагола только 2 спряжения? И
VI. Закрепление
Продолжаем практиковаться в умении различать глаголы по спряжения и делить их на группы в зависимости от гласной буквы в окончании глаголов.
Сейчас вы поработаете в парах. На экране слова.
Ползет, кричишь, поет, ворчит, берете, споем, говорим, молчат, клюют, грустите, ругаются, спросишь, балуется.Вам нужно распределить их в два столбика – 1 и 2 спряжение. Будьте внимательны. Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение)
- Приступайте к работе, можете пользоваться своими схемами-опорами.
- Проверим, правильно ли вы справились с работой
(по щелчку слова делятся на два столбика).
- Похвалите себя, кто выполнил все правильно.
VII. Итог урока. Рефлексия
- Какую учебную задачу перед собой ставили?
(Узнать, от чего зависят личные окончания глаголов, научиться правильно их писать.)
Что нового вы узнали о спряжении глаголов?
Как отличить глаголы 1 и 2 спряжения?
Закончите предложения:
-Теперь я знаю, что глаголы бывают…….
-Чтобы определить спряжение глаголов надо…….
Самооценка
Выскажи своё отношение одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда :было интересно:
было трудно/легко:
справился с заданиями / не справился:
выполнял задания сам / нуждался в помощи
VIII. Домашнее задание-
На следующем уроке мы будем учиться писать глаголы, относящиеся к 1 и 2 спряжению, поэтому вам нужно научиться хорошо их различать. Поэтому вы дома должны хорошо выучить правило и данные таблицы на с.88, вы можете опираться на схему.
И выполните упражнение 182 на странице 89.