Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Согласование имён прилагательных с именами существительными в тексте».


государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат с. Обшаровка.
Конспект урока русского языка в 10 классе
по теме «Согласование имён прилагательных
с именами существительными в тексте».
подготовила
учитель русского языка
Рафейчик Ольга Александровна
с. Обшаровка
2016 г.
Цель: Закрепление учащимися навыков определения рода, числа, падежа имени прилагательного в согласовании с именем существительным.
Задачи: Обобщить и закрепить умения составлять словосочетания и предложения, в которых имя прилагательное согласуется с именем существительным.
Способствовать активизации и обогащению словаря прилагательных; корригировать зрительное восприятие, словесно-логическое мышление через работу над упражнениями урока.
Способствовать развитию самоконтроля и самоорганизации при выполнении письменных заданий урока.
Оборудование: простые карандаши, линейки, карточки, электронная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Контроль за готовностью класса к уроку.
Формирование атмосферы, благотворно влияющей на ход урока.
Мотивационный настрой учащихся на работу над темой урока.
Проверка домашнего задания.
Проверка упражнения заданного на дом.
Вопросы:
Как проверить безударные окончания имен прилагательных?
От чего зависит написание окончаний имен прилагательных?
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же.III группа – участие во фронтальной работе по мере возможности.
Выставление оценок.
Работа над темой урока.
Актуализация знаний учащихся по данной теме (упр. 1).
Составить и записать словосочетания с данными существительными и прилагательными.
Индивидуальная работа:
II группа – первый столбик.III группа – первый столбик с помощью учителя.
ВЫВОД – род, число и падеж имен прилагательных зависит от рода, числа и падежа имен существительных.
Работа с текстом (упр.2).
Списать текст, вставляя пропущенное прилагательное в нужном падеже. Обозначить падеж прилагательных.
Вопрос:
Как вы определили падеж прилагательного?
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же.III группа – запись с доски.
Динамическая пауза.
Работа с текстом (упр. 3).
Выписать из текста словосочетания прилагательного с существительным. Устно поставить вопрос от существительного к прилагательному. Обозначить его род, число и падеж.
ед.ч. ж.р. П.п
ОБРАЗЕЦ: В подмосковной деревне.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же.III группа – выписывание словосочетаний.
Итог урока.
Вопросы:
Как определяется род, число и падеж прилагательного?
Выделение главного и обобщение по изученной теме:
ВЫВОД – прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, к которому оно относится.
Выставление оценок.
Домашнее задание.
В данные предложения вставить подходящие по смыслу прилагательные в нужном падеже и роде. Падеж обозначить.
Индивидуальная работа:
II группа – задание то же.III группа – записать два предложения с помощью учителя.

Согласование имен существительных с именами прилагательными
в роде, числе и падеже.
1 упражнение.
Составить и записать словосочетания с данными существительными и прилагательными. Определить род, число и падеж в каждом словосочетании.
мужественный воины прочная изделие
мужественное юноша прочный обувь
мужественная лицо прочные носки
мужественные женщина прочное костюм
2 упражнение.
Списать текст, вставляя прилагательное трудовой в нужной форме. Обозначить падеж прилагательного.
Трудовой коллектив.
Трудовой коллектив решает важные вопросы на общем собрании. … коллективу предоставляются большие права. Руководители организаций должны отчитываться в своей работе перед … коллективом. В … коллективе уважают ответственных и добросовестных людей. Успехи … коллектива создают заслуженную славу организации.
Каких людей уважают в трудовом коллективе?
3 упражнение.
Прочитать. Выписать пары прилагательных с существительными. Поставить вопрос к прилагательному и обозначить его род, число и падеж.
ед.ч. ж.р. П.п
ОБРАЗЕЦ: В подмосковной деревне.
Древнее искусство.
В подмосковной деревне Жостово развивается искусство росписи по металлу. Здесь изготовляют знаменитые подносы. Заготовки из листового железа покрывают черным лаком. В этот фон яркими красками вписываются роскошные букеты полевых цветов. Когда масляные краски подсохнут, роспись покрывают прозрачным лаком и полируют до зеркального блеска. Солнечный свет и летние запахи словно входят в дом, где на столе стоит жостовский поднос.
Высокое мастерство народного промысла продолжают юные художники детской школы искусств.
4 упражнение.
В данные предложения вставить подходящие по смыслу прилагательные в нужном падеже и роде. Падеж обозначить.
1. Машина плавно катилась по … шоссе. 2. Туристы вошли в … вестибюль метро. 3. Гости ели мясо с … пюре. 4. Мужчина вышел из … депо. 5. Лыжник снял … кашне. 6. В … кафе всегда можно выпить чашку … кофе.
Слова для справок: картофельный, шерстяной, городской, трамвайный, просторный, горячий, асфальтированный.