Урок русского языка на тему Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Закрепление


Конспект урока русского языка, проведённого в 3 классе.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
Тема: Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Закрепление.
Цели урока:
Образовательная:
Закрепить знания, умения и навыки при определении времени глагола, его числа, лица или рода;
Развивающая:
Развивать у учащихся умение использовать приобретённые знания при выполнении практических упражнений, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.
Коррекционная:
Корригировать процессы памяти, мышления, грамматический строй речи.
Воспитательная:
Воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим, интерес к предмету, воспитывать интерес к результату своей деятельности.
Ход урока:
Организационный этап.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Улыбнитесь друг другу и садитесь на места.
У вас на парте листы самооценки. Сегодня мы будем работать с ними. Для того, чтобы определить что мы будем оценивать, взгляните на доску.
Актуализация знаний.
Работа с доской
(На доске записаны слова с пропусками_ород, _ётр, _аня, _опор, _лаза, _ушкин, _олстой.
Какие буквы пропущены? (ответы детей)
В каких случаях мы запишем заглавную букву? (ответы детей)
Открываем закрытые буквы.
Город, Пётр, Таня, топор, глаза, Пушкин, Толстой.
В чём сходство заглавных букв? (Одинаковые элементы)
Чистописание.
Запишите заглавные буквы в тетрадь: ПТГ
Выпишите слова, в которых употребили заглавные буквы в тетрадь.
С какой целью мы выполняем это задание?
(Чтобы правильно и красиво писать)
Оцените себя в листах самооценки, пусть товарищ оценит вас тоже.
(дети оценивают в листах 1. чистописание)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
У вас на парте лежат пословицы, прочитайте их. Прочитаем вслух. (дети читают пословицы). Скажите, к какой теме они относятся? (Время)
Всякому овощу свое время.( русская)
Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь. (русская)
Ждать - не устать, было б чего искать. (русская)
Из прошлого бери лишь пламя - обметай пепел. (греческая)
Иное время, иное бремя. (русская)
Лучше поздно, чем никогда. (русская)
Новое время - новые песни.( русская)
Надо много времени, чтобы лист шелковицы превратился в шелк. (вьетнамская)
От всего плохого есть два лекарства: одно - время, другое, на вес золота, - молчание.(французская)
Охраняй прошлое, но знай и новое.( таджикская)
Обещанного три года ждут. (русская)
О будущем говорить - чертей смешить.( русская)
Упавший лист возвращает приход осени.( японская)
Фрукты хороши в свое время. (осетинская)
Скажите, какая часть речи имеет время? (глагол).
Как вы думаете, какая тема нашего урока? (время глагола)
Запишите пословицу, как вы её понимаете? Охраняй прошлое, но знай и новое.
Физ. минутка: Я называю глагол – вы топаете ногами,
называю прилагательное – хлопок в ладоши,
называю существительное – качаем руками.
Что мы знаем о глаголе? (настоящее время, будущее и прошедшее, вопросы, число, лицо, род)
Что мы должны повторить сегодня?( правильно определять время глагола, находить главные члены предложения)
Мне в руки сегодня попалась телеграмма (зачитывает учитель), что случилось, почему не совсем понятен текст? (все глаголы в неопределённой, начальной форме).
«Здравствуй, Миша! Летать последним рейсом. Встречать в аэропорту. Сергей.»Как вы думаете, адресат понял эту телеграмму? Почему?(глаголы нужно поставить в правильную форму)
Какую цель мы сегодня поставим? (Правильно употреблять глаголы в нужном времени)
Что для этого нужно повторить? (как правильно определять время глагола)
Физ. минутка для глаз, для рук
Первичное закрепление в знакомой ситуации
Я приготовила для вас слова на карточках, назовите их одним словом? (глаголы)
Как вы думаете, что можно с ними сделать? (распределить на группы)
С какой целью мы это делаем? (чтобы правильно соотносить время глагола)
Игра «Раздели на группы» (глаголы записаны на доске: разделить на группы по времени)
Бежит, играл, нарисует, пишет, вымыли, поиграют, прыгнул, сидит, выполнит.
Запишите в тетради: пр. в, н.в., б.в. Разделите глаголы, затем проверьте друг у друга в паре. Чья пара первая закончит, покажите вишенку. Два ученика работают у доски («место на оценку» и «место на сомнение»). Проверка с доской. Оценивание в листе самооценки.
Физ. минутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
И на доску поглядели.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Проверим, как вы усвоили время глагола в самостоятельной работе.
Я предлагаю вам карточки, на которых написаны задание. Они разного цвета. Зелёный цвет – простое задание, розовый – сложнее, оранжевый – самое трудное задание. Возьмите карточку, кто как рассчитывает свои силы. Я надеюсь, что оранжевый цвет выберет Саша, Максим, Костя и Никита. Розовый цвет возьмёт Арина, Костя, Женя, Данил, Егор. Зелёный цвет – кто совсем не уверен в своих знаниях.
Зелёный цвет
Определить время глагола:
Розовый цвет:
Определить время, число и лицо глагола в словосочетании:
Оранжевый цвет:
Выполнить грамматический разбор предложения, у глагола показать время, лицо и число, род, если возможно.
Оцените себя на листе самооценки.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Стр. 15 упр. 11 в рабочей тетради.
Прочитайте внимательно задание. Поставить пропущенные буквы, указать формы глагола.
Рефлексия
Итак, наш урок подходит к концу
Что же мы повторяли сегодня о глаголе?
Что было трудным? А что интересным?
Каждый из вас сегодня получит оценку за урок, посмотрим ваши карточки.
В листе самооценки поставьте весёлый смайлик – значит вам всё было интересно и всё понятно, смайлик серьёзный – если остались вопросы, грустный смайлик – если много непонятного. Спасибо за урок.