Конспект урока русского языка. Тема: Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени


Тема урока: «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Цель уроков: ознакомление со способами образования действительных причастий настоящего времени, правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени; отработка умения находить изучаемую орфограмму и правильно писать ее. Работа по развитию речи :предупреждение ошибок в употреблении причастий в речи, орфоэпических ошибок. Повторение: правописание безударных личных окончаний глаголов, окончаний прилагательных, причастий; переходность глаголов.
Методы и формы обучения: проблемный метод, деятельностно – практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, телефон учителя
Учебник: Русский язык 7 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Просвещение» 2015г.
Ход урока
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня прекрасная погода, надеюсь, что ваше настроение такое же прекрасное. У нас сегодня гости, мы поприветствуем гостей и приступим к работе. Я хочу, чтобы вы были на уроке активными, внимательными, любознательными, творческими, уважали мнение одноклассников.
- А что ждете от урока вы? (ответы детей)
Итак, улыбнувшись друг другу, мы начинаем наш урок. Откройте тетради, подпишите число, классная работа.
А сейчас давайте поиграем в игру « Веришь или не веришь?»
2. Актуализация знаний
Игра « Веришь или не веришь?1. Верите ли вы, что причастие обозначает признак действия? (нет)
2. Верите ли вы, что причастие содержит признаки прилагательного ?(да) 3. Верите ли вы, что причастия не образованы от глагола? (нет)4. Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?(да)5. Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? (нет)6. Верите ли вы, что причастие с определяемым словом называется причастным оборотом ? (нет)
7. Верите ли вы, что причастие в предложении бывают определением и сказуемым ? (да)8. Верите ли вы, что вы уже все знаете об этой части слова? (нет)
Тогда проверим.
3. Подготовка к изучению темы урока. (Создание проблемной ситуации)
Записать предложение, вставить пропущенные буквы.
Мальчик клея/ющий д. тали сам. лета отвлекся на колышу/а щий за окном лист березы. (слайд1)
Какие буквы вы вставили?
- Ребята, мы столкнулись с проблемой, давайте попробуем в ней разобраться. Для начала заполним с вами таблицу.
4. Изучение нового материала. Решение проблемы.
Запишите в неё, что вы знаете о выделенных словах и что не знаете, что хотите узнать. (слайд2)
V знаю - не знаю + хочу узнать
Это слова причастия Какую гласную писать в суффиксе Правило написания суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Действительные Настоящего времени Ребята, опираясь на вашу таблицу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и цель.
Запись темы урока: « Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени». Какова же цель нашего урока? (СЛАЙД 3)
Вы правильно определили тему урока. Давайте предположим, что необходимо учитывать, чтобы правильно образовать действительные причастия настоящего времени?
Дерево предсказаний:
___________ время глагола
----------------------- спряжение глагола
-------------------------- вид глагола
------------------------------ переходность непереходность глагола.
_________________ число
________________ род
________________ лицо
Мы сформулировали наши предположения. А сейчас, вы поработаете исследователями. Внимательно прочитайте слова, предложенные вам слова и ответим на вопросы. ( работа в паре)
Дышащий, любящий, грохочущий, держащий, борющийся, служащий, шепчущий, хлопочущий.
- От глаголов, какого вида образованы причастия? (несовершенного)
- От глаголов переходных или непереходных образуются действительные причастия? (от глаголов переходных и непереходных)
-Зависит ли выбор суффикса от спряжения глаголов, от которого образовано причастие? (зависит)
- С помощью каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? ( -ущ, -ющ,-ащ, -ящ)
Сравним наши исследования с таблицей учебника. ( стр. 47. П.18).
- Оправдались ли ваши предположения? (зачеркиваем неверные предположения).
Мы выяснили, что надо знать, чтобы правильно писать суффиксы действительных причастий настоящего времени. Применим наши полученные знания на практике.
5. Первичное закрепление изученного материала.
Перед вами поэтические строки. Выпишите причастия с определяемым словом. Объясните выбор буквы. (слайд3)
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,Но далеко еще до первых зимних бурьИ льется чистая и теплая лазурьНа отдыхающее поле… Федор Тютчев
Над дымящимся стаканомОстывающего чаю,Слава Богу, понемногу,Будто вечер, засыпаю... Афанасий Фет
Промчалось цветущее лето,Опять почернели поля,Над лесом багряным пропетаПоследняя песнь журавля. Виктор Павелин «Промчалось цветущее лето»
4.Оно молодеет (сердце) под снежныйРезв.щий в пути холодок,Оно молодеет надеждойИ далью зов.щих дорог. Тимофей Белозеров
-Какое время года напоминают вам эти строки? (осень) А сейчас я предлагаю вам совершить прогулку в осенний лес.
6. Физкультминутка.
7. Творческое задание . Сочинение - миниатюра. Осенний лес.
-ребята, у вас в руках разноцветные листья, на них написаны причастия. Используя их, напишите сочинение. Если вы затрудняетесь, составьте предложения. ( учащиеся зачитывают свои работы)
8. Рефлексия.
Работа с тестами. (программа «Пликерс»)1.Действительные причастия настоящего времени образуются
1.Только от глаголов несовершенного вида.
2. Только от глаголов совершенного вида
3.От неопределенной формы глагола
4. От глаголов совершенного и несовершенного вида.
2. Действительные причастия настоящего времени имеют суффиксы
1. –ущ,-ющ, -ащ, -енн
2. –ящ,-ющ, -ащ, -вш
3. –ущ,-ящ, -ащ, -т
4. 1. –ущ,-ющ, -ащ, -ящ
3.В каком варианте ответа все причастия образованы от глаголов 1 спряжения?
1. По.щий, смотр.щий, кле.щий,
2.Игра.щий, рису.щий,держ.щий
3. Стел.щий, беле.щий,реж.щий
4.Тон.щий, дремл.щий, гроз.щий.
4.В каком варианте ответа все причастия образованы от глаголов 2 спряжения?
1. Гроз.щий, леч.щий, озаря.щий
2. Рассказыва.щий, да.щий, трепещ.щий
3. Грохоч.щий, смотр.щий, улыба.щийся
4. Гроз.щий, смотр.щий, терп.щий
5. От какого глагола нельзя образовать действительное причастие настоящего времени?
1.Тонуть
2. Лечить
3. Построить
4. Грохотать
9. Оценки за урок. Домашнее задание. Упр. 109 П.19 стр.49