Рабочая программа по географии 6 класс ФГОС учебник под редакцией В.П.Дронова издательство «Вентана-Граф»


МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
 
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы _______________________ 
  «___»___________г.      
СОГЛАСОВАНО:      
Зам. директора по УВР _________________
«___» ________г.       
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО ______________________
« __»_________________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии 6 класс

Асочаков Виталий Валерьевич
учитель географии
1 квалификационная категория

 
 

















2015 /2016 учебный год
с. Таштып



Пояснительная записка
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного (начального) общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, рекомендованой Министерством образования и науки Российской Федерации под редакцией В.П.Дронова издательство «Вентана-Граф».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса, утвержденного приказом № __ от _________ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- 3.
Практических работ – 8.
Цели и задачи, содержание, а также планируемые результаты изучения географии указаны в основной образовательной программе основного общего образования.
Данная программа составлена для реализации курса географии, на базовом уровне.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: технология проблемного обучения, проектные и исследовательские методы, обучение в сотрудничестве (групповые, командные), здровьесберегающие технологии.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.





Тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Количество часов
Содержание
Характеристика основных видов деятельности учащихся
Планируемые результаты


Раздел 1. История географических открытий
6
География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод.
Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию.
Географические достижения в Китае и на арабском Востоке.
Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии.
Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение.
Построение модели гномона.
Измерение высоты Солнца над горизонтом.
Составление своей «Карты мира» в «Дневнике географа-следопыта».
Чтение фрагмента «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.
Работа со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».
Изучение устройства компаса.
Создание модели компаса.
Определение направлений на стороны горизонта и визирование по компасу.
Изучение устройства компаса.
Создание модели компаса.
Определение направлений на стороны горизонта и визирование по компасу.
Подготовка своей первой научной экспедиции с целью обнаружения географического объекта своей местности – памятника природы.
Проведение, обработка результатов и подведение итогов школьной экспедиции.
Изучение изображений Земли из космоса. Работа по освоению «языка» космических снимков.
Личностные результаты
1) воспитание уважения к Отечеству, к своему краю
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
3) формирование целостного мировоззрения
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры
Метапредметные результаты
1) умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей под руководством учителя
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки;
6) умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
7) умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
10) владение устной и письменной речью
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления

Предметные результаты :
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях и их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование представлений о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени
3) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
4) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
5) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
7) формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Раздел 2. Изображение земной поверхности
12
Различные способы изображения местности. Дистанционный метод изучения Земли.
Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами.
Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака.
Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.
Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Большого Соловецкого острова.
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные и исторические, автомобильные и транспортные планы).
Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса.
Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе.
Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе
Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин.
Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Картографические проекции. Географические карты. Масштаб географической карты. Линии градусной сетки на картах. Примеры работы с географическими картами.
Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Разнообразие географических карт и их использование людьми разных профессий. Географический атлас. Система космической навигации.
Сравнение различных изображений территории музея-заповедника «Поленово». Определение изображения, дающего наиболее полную и точную информацию о местности.
Подготовка самодельного оборудования для проведения ориентирования на местности.
Определение средней длины своего шага.
Проведение ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке, во внеурочное время.
Создание игры «Топографическое домино».
Проведение чемпионата по топографическому домино во внеурочное время.
Проведение полярной съёмки пришкольного участка.
Проведение маршрутной съёмки местности и составление плана «Мой путь из дома в школу» во внеурочное время.
Создание и работа с макетами холмов. Обозначение на макетах линий с одинаковой высотой.
Определение зависимости густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.
Чтение топографической карты своей местности, определение относительных высот отдельных форм рельефа во внеурочное время.
Создание серии схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».
Разработка плана реконструкции пришкольного участка и выбор места для установки около школы солнечных часов во внеурочное время.
Работа со школьным глобусом: определение масштаба, измерение длин экватора и меридианов, расстояний между объектами, протяжённости Африки с севера на юг.
Изготовление масштабной линейки для школьного глобуса.
Измерение расстояний по глобусу с помощью масштабной линейки.
Изготовление кольцевой подставки для школьного глобуса.
Ориентирование глобуса в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север-юг».
Создание рельефной карты Африки в технике бумагопластики.
Изучение правил работы с контурными картами.
Обозначение положения географического объекта на контурной карте, показ направлений на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.
Создание игры «Картографическое домино».
Изготовление самодельного эклиметра.
Определение географических координат школьного здания с помощью GPS-приёмника (по возможности).
Проведение чемпионата по картографическому домино.
Измерение высоты Полярной звезды с помощью самодельного эклиметра (совместно с родителями).



Раздел 3. Геосфера Земли
15





3.1 Литосфера
5
Минералы и их свойства.
Ильменский минералогический заповедник.
Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания . Деятельность ветра, воды и льда по перемещению и откладыванию обломочного материала. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность.
Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. Различия гор по высоте. Высочайшие горы мира.
Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа. Крупнейшие по площади равнины мира.
Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.
Работа с коллекцией минералов и горных пород.
Описание свойств одного минерала, определение его твёрдости.
Запись результатов изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта».
Заочное знакомство с известняковыми пещерами.
Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.
Наблюдение первых результатов опыта.
Описание географического положения Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.
Описание Кавказских гор с использованием плана, разработанного на уроке.
Описание географического положения Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.
Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана, разработанного на уроке.
Изучение рельефа дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.
Построение упрощённого профиля дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода.



3.2 Атмосфера
6
Распределение солнечных лучей в атмосфере Земли. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. Как нагревается атмосферный воздух. Изменение температуры воздуха в течение суток. Суточная амплитуда температуры воздуха.
Что такое и как измеряют атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой. Сведения о температуре воздуха и атмосферном давлении на карте погоды.
Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер – движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.
Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Изменение относительной влажности воздуха с высотой. Уровень конденсации. Образование облаков. Облака и их виды. Туман.
Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.
Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.
Исследование условий нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощенной модели.
Определение суточной амплитуды температуры воздуха по данным своего дневника погоды.
Сравнение значений амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.
Объяснение отмеченных различий.
Изучение устройства и правил работы с барометром-анероидом.
Измерение атмосферного давления на разных этажах здания.
Определение высоты по разности атмосферного давления.
Определение преобладающих направлений ветра в различных российских городах. Разработка маршрута кругосветного путешествия на воздушном шаре.
Изготовление воздушного шара.
Проведение опыта, показывающего, как образуется туман.
Описание результатов опыта в «Дневнике географа-следопыта».
Работа с таблицей данных о количестве осадков в различных городах мира, объяснение причин выявленных особенностей годового распределения осадков
Составление карты климатических рекордов Земли.
Поиск и анализ основных климатических показателей своей местности.



3.3 Гидросфера
2
Солёность и температура морской воды. Движения морских вод: течения, приливы и отливы. Тёплые и холодные течения.
Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Условия образования межпластовых вод. Болота.
Составление карты «Глобальный океанический конвейер».
Поиск примеров влияния нарушений в «работе» конвейера на климат Земли.
Составление плана описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.
Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке.
Описание географического положения реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами



3.4 Биосфера и почвенный слой
1
Биологический круговорот веществ. Почва. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В. Докучаев. Рождение науки о почвах.
Изучение механического состава и кислотности почвы на пришкольном участке. Отражение результатов исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта».



3.5 Географическая оболочка Земли
1
Круговорот вещества на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка Земли. А.А. Григорьев о географической оболочке. Состав и строение географической оболочки. Появление и развитие человечества в географической оболочке. Расселение человека на Земле. Образование рас в разных природных условиях.
Описание представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксация выводов о типичных расовых признаках в «Дневнике географа-следопыта».



Повторение
1





ИТОГО
34














Перечень контрольных работ
четверть
№ КР
Название темы контрольной работы

1 четверть
1.
История географических открытий

2 четверть
2.
Изображение земной поверхности

4 четверть
3.
Геосферы Земли

Перечень практических работ
четверть
№ Пр.р.
Название темы практических работ


1 четверть
1
П/р №1Организация наблюдений за высотой Солнца над горизонтом.

1 четверть
2
Пр№2 Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу

1 четверть
3
П/р №3 Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

2 четверть
4
П/р №4 Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»

2 четверть
5
П/р №5 Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам

3 четверть
6
П/р| № 6 ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутовых точек.

3 четверть
7
Пр №7 Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

3 четверть
8
П/р №8 Построение розы ветров





Календ. сроки
№ уроков
Тема
урока
Тип урока
Планируемые результаты обучения
Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля
Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся
Фактическая дата проведения урока
6а/6б





Освоение предметных знаний (базовые умения)
Универсальные учебные действия




1 четверть 1.09 – 31.10 - 9 часов

Раздел I. История географических открытий.– 6 ч

1 неделя сентября
1
Начало географического познания Земли.
 Урок изучения нового учебного материала.
Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий.
Поиск и выделение необходимой информации, умение формулировать определение понятий
П/р №1Организация наблюдений за высотой Солнца над горизонтом.
Построение модели гномона.
Измерение высоты Солнца над горизонтом.
Составление своей «Карты мира» в «Дневнике географа-следопыта».


2 неделя сентября
2
География в Средние века (Европа).
 урок изучения нового учебного материала.
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий
Поиск и выделение необходимой информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, атласом, выступление учащихся
Чтение фрагмента «Книги о разнообразии мира» Марко Поло.
Работа со своей «Картой мира» в «Дневнике географа-следопыта».
Проведение оценки прогноза на лето, составленного по народным приметам в 5 классе.


3 неделя
сентября
3
География в Средние века (Азия).
урок изучения нового учебного материала.
Использовать понятия компас для решения учебных задач по визированию и определению направлений на стороны горизонта
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Пр№2 Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу
Изучение устройства компаса.
Создание модели компаса.
Определение направлений на стороны горизонта и визирование по компасу.


4 неделя
сентября
4
Великие географические открытия.
 урок совершенствования знаний, умений и навыков
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий.
Построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей

Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя.

Работа с топонимическим словарём. Создание игры «Материки и части света».


1 неделя
октября
5
Географические открытия и исследования в XVI-XIX веках.
Современные географические исследования
 комбинированные урок.

Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий
Приводить примеры результатов выдающихся географических открытий и путешествий Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Нанесение на контурную карту региона маршрутов землепроходцев и путешественников
Подготовка своей первой научной экспедиции с целью обнаружения географического объекта своей местности – памятника природы.
Проведение, обработка результатов и подведение итогов школьной экспедиции.


2 неделя
октября
6
Урок обобщения и контроля знаний по теме История географических открытий
урок контроля и коррекции ЗУН
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал.
Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, атласе. Учиться выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с тестом.
Контрольная работа №1
Изучение изображений Земли из космоса. Работа по освоению «языка» космических снимков.


Раздел II. Изображение земной поверхности – 12ч.

3 неделя
октября
7
Изображения земной поверхности.
урок изучения нового учебного материала
Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности,
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки плана

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.
Сравнение различных изображений территории музея-заповедника «Поленово». Определение изображения, дающего наиболее полную и точную информацию о местности.


4 неделя
октября
8
Ориентирование на местности.
урок совершенствования знаний, умений и навыков
Знать и объяснять существенные признаки понятий: план местности, азимут, Определять по плану направления и местоположение географических объектов
Использовать понятия план местности, азимут, для решения учебных задач по ориентированию на местности,
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
П/р №3 Готовить самодельное оборудование для проведения ориентирования на местности.

Определение средней длины своего шага.
Проведение ориентирования на объекты, расположенные на пришкольном участке, во внеурочное время.


5 неделя
октября
9
Топографический план и топографическая карта.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб,
Определять по плану расстояния Использовать понятия масштаб, для решения учебных задач по составлению плана местности (маршрута
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков.
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя.
Создание игры «Топографическое домино».
Проведение чемпионата по топографическому домино во внеурочное время.


2 четверть 9.11 – 28.12 - 7 часов

2 неделя ноября
10
Как составляют топографические планы и карты.
урок совершенствования знаний, умений и навыков
Использовать понятия план местности, азимут, масштаб, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по проведению глазомерной съёмки местности, по составлению плана местности (маршрута) Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.
Действие смыслообразования, поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков
П/р №4 Проводить маршрутную съёмку местности и составлять план «Мой путь из дома в школу»
Проведение полярной съёмки пришкольного участка.



3 неделя ноября
11
Изображение рельефа на топографических планах и картах.
 комбинированные урок.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: абсолютная и относительная высота. Использовать понятия, абсолютная и относительная высота для решения учебных задач по определению относительных высот на местности по чтению плана
Устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной скатов холмов.
Выбор оснований и критериев с целью выделения признаков, умение с точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников.
Создание и работа с макетами холмов. Обозначение на макетах линий с одинаковой высотой.
Определение зависимости густоты горизонталей от крутизны скатов холмов.
Чтение топографической карты своей местности, определение относительных высот отдельных форм рельефа во внеурочное время.


4 неделя ноября
12
Виды планов и их использование.
 комбинированные урок.

Использовать приобретенные знания и умения для ориентирования на местности и проведения съёмок её участков.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Выдвижение гипотез и их обоснование; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Работа с учебником, текстом, атласом, слушание учителя и одноклассников
Создание серии схематических планов «Этапы Куликовской битвы» по описаниям в «Дневнике географа-следопыта».
Разработка плана реконструкции пришкольного участка и выбор места для установки около школы солнечных часов во внеурочное время.


1 неделя декабря
13
Глобус – модель Земли.
урок изучения нового учебного материала.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, глобус.
Использовать понятия масштаб для решения учебных задач по определению расстояний
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки глобуса, их различия по масштабу
Моделирование. Анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с учебником, текстом, глобусом, слушание учителя.
Работа со школьным глобусом: определение масштаба, измерение длин экватора и меридианов, расстояний между объектами, протяжённости Африки с севера на юг.


2 неделя декабря
14
Географические координаты. Географическая широта.
урок совершенствования ЗУН.

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов
Поиск нужной информации, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
П/р №5 Определять географические долготы. Определять положение географического центра России по географическим координатам
Доклады и презентации учащихся.


3 неделя декабря
15
Географические координаты. Географическая долгота.
комбинированные урок.

Определять по глобусу географические координаты и местоположение географических объектов
Анализ объектов с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с учебником, текстом, глобусом, слушание учителя.
Доклады и презентации учащихся.


4 неделя декабря
16
Определение расстояний и высот по глобусу.
 
 комбинированные урок.

Называть и показывать атмосферные слои, методы изучения строения атмосферы Земли. Описывать специфические особенности слоев атмосферы. Приводить примеры значения атмосферы для Земли
Выбор оснований и критериев для сравнения; построение цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с учебником, текстом, глобусом, слушание учителя.
Изготовление масштабной линейки для школьного глобуса.
Измерение расстояний по глобусу с помощью масштабной линейки.
Изготовление кольцевой подставки для школьного глобуса.
Ориентирование глобуса в соответствии с широтой школьного здания и направлением «север-юг».
Создание рельефной карты Африки в технике бумагопластики.


3 четверть 11.01 – 26.03 - 11 часов

3 неделя января
17
Географическая карта.
Географические карты и навигация в жизни человека.
 урок изучения нового учебного материала.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: масштаб, географическая карта,
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических карт, их различия по содержанию, масштабу и способам
Умение формулировать определение понятий. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
П/р| № 6 ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимутовых точек.
Изучение правил работы с контурными картами.
Обозначение положения географического объекта на контурной карте, показ направлений на основные стороны горизонта в различных частях контурной карты.


4 неделя января
18
Урок обобщения и контроля знаний по теме « Изображение земной поверхности »

урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал


Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Контрольная работа № 2 по теме «Изображение земной поверхности »




Раздел 3. Геосфера Земли – 15ч.

Тема 3.1 Литосфера – 5ч.

5 неделя января
19
Минералы
урок изучения нового учебного материала
Работа с коллекцией минералов и горных пород.
Описание свойств одного минерала, определение его твёрдости.
Запись результатов изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта».
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Пр №7 Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость.

Работа с коллекцией минералов и горных пород.
Описание свойств одного минерала, определение его твёрдости.
Запись результатов изучения минерала в «Дневнике географа-следопыта».


1 неделя февраля
20
Выветривание и перемещение горных пород.
  урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Заочное знакомство с известняковыми пещерами.
Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.
Наблюдение первых результатов опыта.
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания. Выбор оснований и критериев для построения логической цепи рассуждений, умение полно выражать свои мысли.
Работа с текстом учебника, атласом.
Заочное знакомство с известняковыми пещерами.
Подготовка и проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита.
Наблюдение первых результатов опыта.


2 неделя февраля
21
Рельеф земной поверхности. Горы суши.
урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Описание географического положения Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.
Описание Кавказских гор с использованием плана, разработанного на уроке.
Классификации объектов; подведение под понятия. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Работа с текстом учебника, атласом
Практикум

Описание географического положения Анд по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Гималаев на основе работы с текстом учебника.
Описание Кавказских гор с использованием плана, разработанного на уроке.


3 неделя февраля
22
Равнины и плоскогорья суши.
 комбинированные урок.


Описание географического положения Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.
Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана, разработанного на уроке.


Изучение рельефа дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом.
Описание географического положения Амазонской низменности по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.
Составление плана описания Великой Китайской равнины на основе работы с текстом учебника.
Описание Западно-Сибирской равнины с использованием плана, разработанного на уроке.


4 неделя февраля
23
Рельеф дна Мирового океана.
 комбинированные урок.

Построение упрощённого профиля дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода.
Классификации объектов; подведение под понятия. Выбор оснований и критериев для сравнения.
Работа с текстом учебника, атласом
Практикум

Изучение рельефа дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопроводов.
Построение упрощённого профиля дна Чёрного моря по линии пролегания маршрута газопровода.


Тема 3.2 Атмосфера – 6ч.

1 неделя марта
24
Как нагревается атмосферный воздух.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению суточной температуры воздуха
Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы.
Определять по статистическим данным значения амплитуды температуры воздуха
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды, для определения температуры
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Классификации объектов; подведение под понятия; установление причинно-следственных связей; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом.
Исследование условий нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощенной модели.
Определение суточной амплитуды температуры воздуха по данным своего дневника погоды.
Сравнение значений амплитуды температуры воздуха при безоблачной и при пасмурной погоде.
Объяснение отмеченных различий.


2 неделя марта
25
Атмосферное давление.
 
Знать и объяснять существенные признаки понятий: атмосфера
Использовать понятия атмосфера для решения учебных задач по определению атмосферного давления
Устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха и атмосферным давлением
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения давления воздуха, для определения относительной высоты по разности
Поиск и выделение необходимой информации. Синтезировать имеющиеся знания, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Работа с текстом учебника, атласом. Выступление учащихся с сообщениями.
Изучение устройства и правил работы с барометром-анероидом.
Измерение атмосферного давления на разных этажах здания.
Определение высоты по разности атмосферного давления.


3 неделя марта
26
Восходящие и нисходящие потоки воздуха. Ветер – движение воздуха вдоль земной поверхности. Направление и скорость ветра. Сведения о ветре на карте погоды. Роза ветров. Бризы. Муссоны.

Знать и объяснять существенные признаки понятий: ветер
.
Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра.
Приводить примеры ветров различного направления Определять по статистическим данным преобладающие направления ветра.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения направления и скорости ветра
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
П/р №8 Построение розы ветров
Определение преобладающих направлений ветра в различных российских городах. Разработка маршрута кругосветного путешествия на воздушном шаре.
Изготовление воздушного шара.


4 неделя марта
27
Вода в атмосфере. Водяной пар. Влажность воздуха
 урок изучения нового учебного материала.

Знать и объяснять существенные признаки понятий водяной пар, влажность воздуха
Использовать понятия водяной пар, влажность воздуха для решения учебных задач по определению условий образования тумана
Приводить примеры видов облаков
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения видов облаков
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи; построение логической цепи рассуждений.
Работа с текстом учебника, атласом, с ВидеоГеография

Проведение опыта, показывающего, как образуется туман.
Описание результатов опыта в «Дневнике географа-следопыта».
.


4 четверть 4.04 – 21.05 - 7 часов

2 неделя апреля
28
Виды атмосферных осадков. Измерение осадков
урок совершенствования знаний, умений и навыков
Знать и объяснять существенные признаки понятий атмосферные осадки
Использовать понятия атмосферные осадки, для решения учебных задач по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле.
Приводить примеры видов атмосферных осадков
Определять по статистическим данным характер годового хода атмосферных осадков.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт погоды для определения атмосферных осадков
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Выступление учащихся с сообщениями.

Образование и выпадение осадков. Виды атмосферных осадков. Измерение осадков. Сведения об облаках и осадках на карте погоды. Изменение количества осадков в течение года.


3 неделя апреля
29
Климат
урок совершенствования ЗУН.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: климат
Отбирать источники географической информации для объяснения причин разнообразия климата на Земле.
Составлять описание результатов наблюдений фактической погоды и будущего состояния атмосферы
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, глобусом , видео материалами. Слушание одноклассников.

Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. Как рассчитывают климатические показатели.


Тема 3.3 Гидросфера – 2ч.





4 неделя апреля
30
Воды Мирового океана.
урок совершенствования ЗУН.
Использовать понятия гидросфера, океан, море для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера,
Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов
Составлять описание океанов, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для выделения частей Мирового океана.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Работа с учебником, текстом, глобусом , видео материалами. Слушание одноклассников.

Составление карты «Глобальный океанический конвейер».
Поиск примеров влияния нарушений в «работе» конвейера на климат Земли.
Составление плана описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника.
Описание Индийского океана с использованием плана, разработанного на уроке.


5 неделя апреля
31
Воды суши
урок совершенствования ЗУН.
Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки,
Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по происхождению озёрных котловин
Отбирать источники географической информации для составления описаний рек
Составлять описание рек, их географического положения.
Использовать приобретенные знания и умения для чтения физических карт, для источников питания и режима реки.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с учебником, текстом, глобусом , видео материалами. Слушание одноклассников.

Описание географического положения реки Нил по глобусу или физической карте на основе плана с примерами.


Тема 3.4 Биосфера и почвенный покров – 1ч.

1 неделя мая
32
Биологический круговорот. Почва.

 урок совершенствования ЗУН.
Использовать понятия биосфера для решения учебных задач по определению механического состава почвы.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки почвы,
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников
Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии
Работа с учебником, текстом, глобусом , видео материалами. Слушание одноклассников.

Изучение механического состава и кислотности почвы на пришкольном участке. Отражение результатов исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта».


2 неделя мая
33
Обобщающий урок по теме «Геосферы Земли»
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Работа с тестом и картографическим материалом и цифровыми данными по теме.



3 неделя мая
34
Урок обобщения и контроля знаний по теме «Геосферы Земли »
урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Уметь обобщать материал по теме. Использовать картографический материал


Осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

Контрольная работа № 3 по теме «Геосферы Земли »





 Курсивом выделены задания для проведения во внеурочное время











15