Рабочая программа по русскому языку для 5 класса , 5 часов в неделю ( учебник под редакцией А.Д.Шмелева, изд.Вентана-Граф, 2015


Пояснительная записка
Рабочая программа курса русского языка для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.) и Программы по русскому языку для основной школы.
Данная программа обеспечивает формирование предметных универсальных учебных действий и опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. Курс русского языка выстраивается с учетом коммуникативно-деятельностного и личностно ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и формировании важнейшей компетенции личности – умения учиться.Указанные установки реализованы в учебниках русского языка, входящих в систему «Алгоритм успеха», на основе которых составлена данная рабочая программа. В ней отражены системный подход к освоению знаний о языке и речи, направленность содержания курса на формирование культуры общения через овладение языком как средством общения в разных сферах и ситуациях общения; воспитание бережного отношения к русскому языку как одной из основных культурно значимых ценностей российского народа.
Программой учитывает требование Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Значительная роль отводится организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, нацеленной на развитие познавательных способностей учащихся, овладение практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач, формирование умений ставить и решать проблемные задачи.Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Изучение русского языка в основной школе предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Основная школа обеспечивает общекультурный уровень человека, позволяющий продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в средней полной школе, в средних специальных учебных заведениях.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в данной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, данная рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре данной рабочей программы. Программа состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит в тесной взаимосвязи. При этом последовательность изучения разделов и тем определяется в соответствии с избранной концепцией преподавания русского языка.
Данная рабочая программа для 5 класса рассчитана на 170 часов ( 5 часов в неделю)
Методическое обеспечение курса: система учебников «Алгоритм успеха», учебник «Русский язык: 5 класс» под ред. А.Д.Шмелёва, М.: Вентана-Граф, 2015
Таблица 1. Распределение часов по содержательным линиям и разделам курса русского языка для 5 класса
Содержательные линии Разделы курса Кол-во часов
1. Формирование коммуникативной
компетенции Язык и речь 12
Текст 17
2. Формирование языковой и
лингвистической компетенции Система языка 78
Фонетика и графика 10
Морфемика и словообразование 12
Лексика 10
Синтаксис 12
Морфология 34
Правописание 38
3. Формирование культуроведческой компетенции. Язык и культура. Культура речи 8
Повторение 17
Контрольные работы 9
Контрольные сочинения и
изложения 4
Всего 170
Интернет – ресурсы
Культура письменной речи http://www.gramma.ruИмена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.orgКрылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruМир слова русского http://www.rusword.orgРукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ruРусская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ruСветозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ruЭлектронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ruhttp://rusolimp.kopeisk.ru/
Оцифрованный «Словарь ударений русского языка» на Яндексе
ГРАМОТА.РУ  http://www.gramota.ru/Орфоэпические словари http://www.udarenie.info/dictionaries/Яндекс.Словари slovari.yandex.ruЭлектронный учебник русского языкаСправочник РозенталяМир словарейПравила русского языкаТема учебного занятия Кол.
час Основные
понятия Вид
контроля Дата по расписаниюДата
проведения Регионал.компПри
мечаниеГлава 1
Наш родной язык ( 21 часа)
О языке и речи
Личностные: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Познавательные: имеют представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня. Овладевают приёмами работы с учебной книгой и словарём, с аудиоприложением к учебнику.
Коммуникативные: слушают и понимают других; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике; осуществляют познавательную и личностную рефлексию.
Вводный урок
1 .Речь и речевое общение
Русский язык,
Нац. язык
язык, речь беседа Родной язык
1 беседа Язык и речь 1 беседа Система языка (повторение изученного в начальной школе)
Личностные результаты: развивают любвь и интерес к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные: вычитывают разные виды текстов информации, преобразовывают её (в таблицу, схему, план), делают выводы, обобщения, осуществляют самоконтроль и самооценку Коммуникативные: работают в группах, парах, договариваются о совместной деятельности, слушают и слышат друг друга; строят речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы; осуществляют познавательную и личностную рефлексию, умеют объяснять орфограммы в словах и знаки препинания в предложениях
Звуки и буквы
1 Звуки, буквы
Фонетич.разборСостав слова
Постоянные и непостоянные признаки
Синтаксис
Слов.диктантСостав слова 1 схема Имя существительное 1 Слов.диктантИмя прилагательное 1 Карточки Местоимение 1 Текст,карточкиГлагол 1 Текст,карточкиПредложение 1 Составл.предложВходной контроль 1 тест Орфограммы и орфографические правила 1 Орфография
Орфограмма и орфогр. правило.
морфема.
корень слова. Слов.диктантПроверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова1 Слов.диктантПроверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова 1 Карточки Двойные согласные в корне слова1 Карточки Непроизносимые согласные 1 Слов.диктантТекст
Коммуникативные : работают в группах, парах, договариваются о совместной деятельности, слушают и слышат друг друга; строят речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы; осуществляют познавательную и личностную рефлексию
Признаки текста 1 Текст Работа с текстом Личностные: осознают связь русского языка с культурой и историей России, находят языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.
Познавательные: используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Регулятивные: высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы; осуществляют познавательную и личностную рефлексию
Культура речи 1 лингвистика
Работа с текстом Повторение
Комплексное повторение материала главы 1 1 Карточки
Слов.диктантКонтрольный диктант № 1
и её анализ 1 К.Д. 1 Глава 2. На каком языке мы говорим ( 18 часов)
О языке и речи
Личностные : осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
Предм.: имеют представление об основных разделах лингвистики, о уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Коммуникативные: работают в группах, парах, договариваются о совместной деятельности, слушают и слышат друг друга; строят речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.Регулятивные : высказывают предположения на основе наблюдений; самостоятельно делают выводы; осуществляют познавательную и личностную рефлексию
Общенародный русский язык. Русский лит.язык1 Литературный язык Беседа
опрос Система русского литерат.языка1 Работа с текстом Система языка
Личностные: выразительно читают прозаически и поэтические тексты
М/п.: вычитывают разные виды текстовой информации, преобразовывают её (в таблицу, схему)
М/к.: работают в парах, группах
Предмет.: овладевают основными понятиями фонетики, осознают (понимают) смыслоразличительную функцию звука, понимают устройство речевого аппарата, способы образования звуков русского языка.
Фонетика
Звуковой состав слов и транскрипция 1 транскрипция
Орфоэпия
Слог, ударение
Сонорные
Звуки
Звуки
Графика
Фонетич.разборФонетич.разбор Слог и ударение 1 Карточки Согласные звуки: звонкие, глухие, сонорные 1 Самост.работа Согласные звуки: твёрдые и мягкие 1 Карточки Гласные звуки: ударные и безударные 1 Слов.диктант Графика. Буквы русского алфавита.
Обозначение звука [й’] 1 Беседа
Фонетический разбор слова 1 Фонетич.разбор Гласные а, у, и, ы после шипящих и ц 1 Гласные, шипящие
Прописная, строчная Словарн.диктант
Карточки Правописание букв ь и ъ 1 опрос Употребление прописных и строчных букв 1 опрос Контрольная работа 1 К.Р. Текст Тема и основная мысль текста 1 Тема, основная мысль текста.
Беседа Р.р. Обучение изложению № 1
2 Изложение Язык и культура речи. Культура речи
Нормы русского литературного языка 1 норма Беседа Повторение Комплексное повторение материала главы 2. Самостоятельная работа 1 Самостоят.работаГлава 3.
Как язык служит для общения ( 24 часа)
О языке и речи Разговорная и книжная речь 1 речь беседа Морфемика. Морфемы – значимые части слова 1 Морфемика ,морфема
Форма слова
Основа слова
Однокоренн.словаСуффикс
Приставка
Словообразование
сложение схемы Образование форм слов 1 Карточки Основа слова 1 Схема Корень слова и однокоренные слова 1 Словарн.диктантСуффиксы 1 Карточки Приставки 1 Схемы Варианты морфем 1 опрос Словообразование.Образование слов с помощью приставок 1 схемы Образование слов с помощью суффиксов 1 карточки Образование слов способом сложения 1 Словарн.диктантМорфемный разбор слова 1 Самост.работаПравописание
Пр.: осваивают содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования, применяют знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществляют самопроверку письменных текстов, соблюдают основные орфографические нормы в письменной речи.
М/к.: опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходят к общему решении в совместной деятельности
М/п.: используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
Корни с чередованием
букв а и о 1
1 Чередование гласных
Беглые гласные
Орфограмма
орфограмма Словарн.диктанткарточки Беглые гласные. 1
1 Проверочн.работа 55 Гласные и согласные в приставках опрос 56 Безударные гласные в приставках 1 Карточки 57 Буквы а и о в приставках раз- (рас-) и роз- (рос-) Правописание приставок на -з/-с 1 Словарн.диктантТекст
Пр.: делят текст на абзацы; знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка); озаглавливают текст.
М/к.: анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения, точно и ясно выражают свою мысль и оценивают чужую.
М/п.: Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана
58 Строение текста 1 Текст
план Работа с текстом 59 План текста 1 Работа с текстом Язык и культура. Культура речи.
Пр.: имеют представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно используют правила речевого поведения в собственной речевой практике.
60 Речевой этикет 1 Речевой этикет Составл.предложПовторение 61 Комплексное повторение материала главы 3 1 тест 62 Контрольный диктант по теме
и её анализ 1
1 63 К.Р. Глава 4. В чём заключается богатство языка( 19 часов)
О языке и речи
Пр. Различают образцы разговорной речи и языка художественной литературы, имеют общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различают тексты разных функциональных стилей литературного языка.
М/к.: строят продуктивное речевое взаимодействие в группе, выражают мысли точно и ясно и оценивать чужие
64 Разновидности русского языка 1 Стили речи
беседа 65 Стили литературного языка (общее понятие) 1 Работа стекстом Система языка
Л.: понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций
М/п.: пользуются разными видами словарей, преобразовывают информацию из одной формы в другую.
М/к.: строят продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражают свои мысли и оценивать чужие.
Пр./я: овладевают основными понятиями лексикологии, различают лексическое и грамматическое значение слова, прямое и переносное, однозначные и многозначные слова, опознают омонимы, синонимы, антонимы.
Пр./к: наблюдают за ролью разных групп лексики в художественной речи, используют их в собственной речи.
66 Лексикология . Слово – основная единица лексикологии 1 Лексикология
Однозначные,
Многозначные слова
Прямое, переносное
Омонимы
Синонимы
Антонимы
фразеологизм беседа 67 Способы толкования слова 1 Работа с текстом 68 Однозначные и многозначные слова 1 Карточки 69 Прямое и переносное значения слова 1 Карточки 70 Тематические группы слов 1 Работа с текстом 71 Омонимы 1 Карточки 72 Синонимы 1 Текст 73 Антонимы 1 Карточки 74 Фразеологизмы 1 Текст 75 Словари русского языка 1 беседа Правописание
Пр.: освоивают содержание изученных орфографических., соблюдают основные орфографические нормы в письменной речи.
М/п.: разрабатывают алгоритмы учебных действий, используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
М/к.: слушают и слышат других, приходят к общему решению, опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова;
76 Буквы о и ё после шипящих в корне 1 орфограмма Словарн.диктант77 Буквы и и ы в корне после приставок 1 Карточки 78 Типы речи 1 Типы речи Работа с текстом 79 Р.р. Обучение сочинению 2 80 Язык и культура. Культура речи
Л.: осознают важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М/п.: используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
81 Лексическое богатство русского языка и культура речи 1 Лексическое богатство
словари Беседа 82 Комплексное повторение материала главы 4. 1 Глава 5.
Как в языке выражаются отношения людей ( 22 часа )
М/п: извлекают информацию из разных источников, анализируют, сравнивают, делают выводы, имеют представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
Пр.: имеют представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога, о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Пр.: различают образцы диалогической и монологической речи.
М./к.: работают в группах, задают вопросы, оформляют свои мысли в устной и письменной форме
83 Диалогическая и монологическая речь Диалог, монолог Составл.предложСистема языка
Л.: осознают роль синтаксиса в формировании и выражении мысли,
М/п.: вычитывают все виды информации, преобразовывают информацию в таблицу. схему, алгоритм.
М/к.: работают в группе, паре, договариваются о совместной деятельности, оформляют свои мысли в устной и письменной форме.
Пр.: отличают словосочетание от предложения, подчинительную связь от сочинительной, находить грамматическую основу, распознают главные и второстепенные члены предложения, определяют виды второстепенных членов и способы выражения, составляют схемы и моделируют их предложения по схемам, производят синтаксический разбор простого и сложного предложения84 Синтаксис
Словосочетание и предложение 1 Синтаксис
Словосочетание
Виды предложраспр. и нераспр.предл.
главн.,второст чл.предлож.
однор.чл.предл.
вводные слова
схема
схема Схема
Карточки
Составл.предлож.
Словарн.диктант
Составл.предлож
Карточки
Составл.предлож
Работа по
схемам 85 Синтаксический разбор словосочетания 1 86 Виды предложений 1 87 Распространённые и нераспространённые предложения 1 88 Главные члены предложения 1 89 Второстепенные члены предложения 1 90 Предложения с однородными членами 1 91 Предложения с вводными словами и обращениями 1 92 Синтаксический разбор простого предложения 1 93 Сложное предложение 1 94 Способы передачи чужой речи 1 Правописание
Пр.: освоят содержание изученных пункт-ых правил и алгоритмы их использования, соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи.
М/п.: разработают алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушают и слышат других, приходят к общему решению, формируют пунктуационную зоркость.
М/п.: используют о словари и справочники по правописанию для решения пунктуационных95 Тире между подлежащим и сказуемым 1 Тире
Однородные члены
Обращение
Вводные слова
Прямая речь, схема Словарн.диктантСоставл.предложСловарн.диктантСхемы
Составл.предлож96 Знаки препинания в предложениях с однородными членами 1 97 Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами 1 98 Знаки препинания в сложном предложении 1 99 Знаки препинания в предложениях с прямой речью
1 Текст
Пр.: создают собственные тексты с учетом требований к построению связного текста;
М/п.: разрабатывают алгоритмы учебных действий.
М./к.: работают в группах, задают вопросы, оформляют свои мысли в устной и письменной форме
100 Повествование: рассказ 1 повествование Работа с текстом Язык и культура. Культура речи
Пр. имеют представление об особенностях русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни при проведении этикетных диалогов приветствия, прощания, поздравления с использованием обращений;
М/к.: уместно используют правила речевого поведения в собственной речевой практике.
101 Формы обращения и речевой этикет 1 Русский речевой этикет: Составл.предложПовторение
М./п.: используют и перерабатывают информацию в схемы, таблицы, составляют алгоритмы пунктуационных правил.
Пр.: составляют простые и сложные предложения, подбирают примеры на изученные правила, конструируют предложения.
102 Комплексное повторение материала главы 5.
Самостоятельная работа 1 Тесты,карточки103 Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» и её анализ 2 104 Глава 6.
Чем различаются устная и письменная речь
О языке и речи
Пр. имеют представление об основных особенностях устной и письменной речи, различать образцы устной и письменной речи.
М/п: пользуются разными видами чтения и аудирования, вычитывают все виды информации
М./к.: работают в группах, задают вопросы, оформляют свои мысли в устной и письменной форме
105 Речь устная и письменная 1 Речь устная и письменная. Беседа
тексты Система языка
М/п.: пользуются разными видами чтения и аудирования, вычитывают все виды информации из разных источников (текста, схем, таблиц. рисунков)
М/к.: формируют навыки работы в группе , оформляют свои мысли в устной и письменной форме, высказывают свою точку зрения, слушают других, выступают с сообщениями перед коллективом сверстников
Пр.: анализируют значение имён существительных, выявляют способы образования имён существительных, определяют род, число, падеж, тип склонения имен существительных, группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам,
производят морфологический разбор
Пр./к.: создают устные монологические высказывания на лингвистическую тему, осуществляют информационную переработку текста, редактируют собственный текст
106 Морфология
Части речи 1 Грамматика лингвистики. беседа 107 Имя существительное
Имя существительное как часть речи 1 Морфология

карточки 109 Одушевлённые и неодушевлённые существительные 1 Род
Несклон. СущСоставл.предлож110 Род имён существительных 1 Составл.предлож111 Род несклоняемых существительных 1 карточки 112 Склонение имён существ. 1 число
непостоян.признСоставл.предлож113 Число – непостоянный признак имён существ. 1 карточки 114 Падеж – непостоянный признак имён существ. 1 карточки 115 Морфологический разбор имени существительного 1 Морф.разборПравописание
Пр.: правильно пишут безударные падежные окончания имён существительных, освоят содержание изученных пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
М/п.: разрабатывают алгоритмы учебных действий.
М/к.: слушают и слышат других, приходят к общему решению, формируют орфографическую зоркость.
М/п.: используют словари и справочники по правописанию для решения орфографических проблем, опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
116 Прописная буква в именах собственных 1 Прописная буква Словарн.диктант117 Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных 1 карточки 118 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик- 1 Самост.работа119 Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных 1
1 суффикс таблица Распред.диктант120 121 Правописание существительных с суффиксами -чик- и -щик- 1 Распред.диктант122 Слитное и раздельное написание не с существительными 1 карточки 123 Контрольная работа. Правописание существительных 1 К.РТекст 124 Тип речи: рассуждение 1 Тип речи текст 125 Р.р. Контрольное сочинение-рассуждение 2 126 Язык и культура. Культура речи
127 Что такое грамматические нормы? 1 Языковая норма беседа Повторение 128 Комплексное повторение материала главы 6. 1 Термин.диктантГлава 7.
Что такое современный язык
О языке и речи
Пр.: анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определяют его синтаксическую роль, определяют род, число, падеж имен прилагательных; определяют синтаксическую роль прилагательных, правильно употреблять имена прилагательные с существительными, используют в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов, наблюдают за особенностями использования имен прилагательных в изучаемых текстах.
М/к.: формируют навыки работы в группе , оформляют свои мысли в устной и письменной форме, высказывают свою точку зрения, слушают других, выступают с сообщениями перед коллективом сверстников
129 Современный русский литературный язык 1 Литературный язык беседа 130 Имя прилагательное
Имя прил-ое как часть речи 1 Разряды прилагатКачествен.прилОтносител.прилПритяж.прилтексты 131 Разряды по значению: качеств, относительные, притяжательные прил-ые1 Распред.диктант132 Полная и краткая форма качественных прил-ых1 Словарн.диктант133 Формы степеней сравнения качеств прил-ых1 карточки 134 Склонение качеств и относит. прил-ых1 Распред.диктант135 Склонение притяжат. имён прил-ых1 карточки 136 Морфологический разбор имени прилагательного 1 Морф.разборПравописание
Пр.:освоят содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования.соблюдают основные орфографические нормы в письменной речи, опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова
М/п. :используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
137 Слитное и раздельное написание не с прилагат1 суффикс Распред.диктант138 Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилаг. 1 карточки 139 Правописание н и нн в прилагательных
Правописание суффикса -ск- в именах прилагат1 Распред.диктант140 Контрольная работа по темам: «Правописание н и нн в прилагательных», «Слитное и раздельное написание не с прилагательными» 1 К.Р141 Типы речи: описание предмета 1 описание беседа 142 Р.р. Обучение сочинению-описанию по картине 2 143 144 Употребление имени прилагательного в речи 1 Норма речи тексты 145 Комплексное повторение материала главы 7. 1 Термин.диктантГлава 8.
Как язык объединяет людей
О языке и речи
Л.: осознают роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка
146 Русский язык – государственный язык Российской Федерации 1 Государств. язык Беседа
тексты Система языка
Пр.: анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию, определяют тип спряжения глаголов, соотносят личные формы глагола с инфинитивом, группируют глаголы по заданным морфологическим признакам, правильно употребляют при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
М/п.:используют в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдают видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте,проводить морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола.
147 Глагол. Глагол как часть речи 1 Инфинитив
Вид глагола
Переходность,
Непереходность
Возвратность
Наклонение
Изъявит.наклонениеИзменение глагола
безличные
Тексты 148 Инфинитив (н. форма глагола) 1 Карточки 149 Виды глагола 1 Распред.диктант150 Переходные и непереходные глаголы 1 карточки 151 Возвратные и невозвратные глаголы 1 карточки 152 Определение типов спряжения глаголов 1 Распред.диктант153 Изменение глаголов по наклонениям 1 Словарн.диктант154 Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении 1 Самост.работа155 Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени 1 опрос 156 Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени 1 карточки 157 Условное наклонение 1 Составл.предлож158 Повелительное наклонение 1 Составл.предлож159 Безличные глаголы 1 тексты 160 Морфологический разбор глагола1 Морф.разборПравописание
Пр.: осваивают содержание изученных орфографических и алгоритмы их использования, применяют знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания.
М/р.: осуществляют самопроверку письменных текстов, соблюдают основные орфографические нормы в письменной речи.
М/к.: опираются на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова, приходят к общему решении в совместной деятельности
М/п.: используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем
161 Не с глаголами 1 чередование опрос 162 Гласные е и и в корнях с чередованием 1 Распред.диктант163 Буква ь после шипящих в глаголах 1 карточки 164 Суффиксы глаголов -ова- (-ева)- и -ива- (-ыва-) 1 Словарн.диктантТекст
ПР.: Создают собственные тексты с учетом требований к построению связного текста
165 Типы речи: описание состояния 1 Тип речи тексты Язык и культура. Культура речи
Пр.: владеют основными нормами русского литературного языка, освоенными в процессе изучения русского языка в школе; соблюдают их в устных и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности, употребляют глаголы в соответствии с грамматическими и лексическими нормами.
Л.: осознают важность овладения лексическим богатством и разнообразием литературного русского языка для формирования собственной речевой культуры.
М./п.: используют нормативные словари для получения информации о нормах современного русского литературного языка
166 Употребление глаголов в речи 1 тексты 167
168 Контрольная работа по теме: «Правописание глаголов» и её анализ 2 опрос 169 Комплексное повторение и систематизация 1 170 Контрольная итоговая работа (тестирование) 1