Доклад из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности».


1 слайд. Добрый день, уважаемые члены жюри, дорогие коллеги! Я, Ворушило Наталия Сергеевна, воспитатель детского сада № 16 «Виктория». Разрешите мне представить вашему вниманию опыт работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности». Я горжусь тем, что я воспитатель и считаю, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал, закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.
2 слайд. В эпоху научно-технического прогресса востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей и должны воспитывать современные педагоги.
Проанализировав авторские разработки, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углублённое развитие творческих способностей детей.
И я нашла такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила детям реализовать свои творческие задумки.
Слайд 3.
На основе этого был разработан проект «Удивительный мир», направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, через художественную деятельность.
Слайд 4.
В рамках реализации данного проекта, мною был организован кружок «Карандашик» и разработана авторская программа кружка.
Нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Продолжительное время основной задачей в работе кружка было обучение детей изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования.
Но практика работы с детьми и полученное мною дополнительное образование учитель – логопед, подтолкнули меня к мысли, что для гармоничного развития творческой личности необходимо иметь и правильную речь.
Слайд 5.
Исходя из этого, для организации кружковой работы с детьми, мной была подобрана методика комментированного рисования (автор – Н.В. Микляева), которая ставит задачи развития не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей.
Слайд 6.
Основное правило проведения занятий является то, что главный герой рисования – ребенок, рассказывает о том, что нарисовано, но и показывает посредством изобразительных действий. Все занятия строятся по коммуникативному принципу с использование различных коммуникативных средств. Эти принципы реализуются на каждом этапе работы с детьми.
Нестандартное решение творческих задач, использование необычных материалов и инструментов, отсутствие шаблонов и образцов, а также эффект новизны, игры, открытия – вот что привлекает детей к комментированному рисованию в нетрадиционной технике. Свобода выбора развивает самостоятельность и творческую инициативу детей.
Слайд 7.
Занятия кружка отличаются по своей структуре.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором будет располагаться изображение. Решают противоречия.
В процессе комментированного рисования, мои воспитанники вступают в общение, задавая друг другу вопросы.
Слайд 8
Вместе с детьми на занятиях часто выполняем работы в смешанной технике, придаем в работе объемность. Ребятам моим очень нравится.
Условие заинтересованности детей является создание эмоционально-положительной обстановки на непосредственной образовательной деятельности. Творческий характер деятельности требует творческой, непринужденной обстановки. Какие же приемы позволяют мне достичь этого?
Слайд 9
- Использую музыку. Музыка может сопровождать рисование.
- Выключенный свет, зажженная свеча, плавающая в цветной воде свеча – настраивают детей на индивидуальный воображаемый образ.
- Включаю в занятие различных игр для сохранения у детей интереса к деятельности и положительных эмоций, развитие коммуникативных навыков. Например игра «Дотрогашки» , «Если знаешь – отвечаешь». В ходе таких игр в непринужденной обстановке, весело решаются самые разнообразные образовательные задачи.
Слайд 10
Следующее условие это включение детей в активную творческую деятельность, связанную с придумыванием и реализацией замыслов.
- Для этого использую моделирование образов. Например: «Инопланетянин», «Составь из треугольников (любая другая геометрическая форма) фигуру» и т. д. Задания можно варьировать количеством, формой, размером или условием. Придумывание с детьми символов на тему «Неизвестная планета».
Слайд 11
В развитии умения создавать образы использую упражнения на дорисовывание до определенного образа.
-Например: игры «Кто спрятан в рисунке», «Оживи камушки», «Превращения». Дети дорисовывают геометрическую фигуру, изображения камушков или причудливый силуэт, создавая узнаваемый образ или сюжет.
Вся моя работа построена так, что позволяет в привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов предметов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, форму, композицию) и различные материалы -карандаши, краски, пластилин.
Слайд 12
После выпуска детей в школу, набрав детей 2 лет, передо мной встала проблема, как же продолжить работу по этому направлению. Ведь в методике комментированного рисования большой упор делается на старший возраст, где дети должны уже владеть карандашом, кисточкой, речью. А маленькие дети, пришедшие только что в детский сад, еще не владеют хорошими навыками рисования, им сложно держать карандаш (не умеют). Поэтому выбор мой пал именно на тесто. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.
Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия тестопластикой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Тестопластика способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Слайд 13
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект по тестопластике «Лепим, творим, фантазируем».
Слайд 14
В рамках реализации данного проекта мною создана авторская программа кружка художественной направленности “Чудо лепка ”.
Новизна заключается в том, что мы развиваем не только способности детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, но и коммуникативные навыки.
Главное, в работе в этой технике вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его. Все замечали, что после того как дети слепят поделку, они начинают с ней играть озвучивают её. Вот это меня и подтолкнуло к мысли, а почему бы не использовать комментирование и в лепке (драматизация, игры с поделками, игровые ситуации).
Слайд 15
Чем разнообразнее условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми действуют дети, тем интенсивнее развиваются детские художественно-творческие способности.
Слайд 16
В рамках данных проектов была запланирована работа с родителями. Они наши первые помощники.… Регулярно с участием родителей организуются выставки рисунков, поделок из теста, тематические фотовыставки, консультации, открытые просмотры занятий, праздники.
Слайд 17
По каждому кружку 2 раза в год (октябрь, апрель) проводится мониторинг, с целью изучения эффективность проводимой работы. Его основу составляет диагностическая таблица, помогающая определить уровень сформированности творческих способностей.
Итоги диагностики кружка «Карандашик» позволяют сделать вывод, что год от года у детей повышается уровень художественно-творческого развития.
После проведенной работы с детьми можно заметить существенную разницу. Повысился уровень развития творческих способностей. Высокий уровень повысился с 12 % до 41%, средний уровень с 35% до 59 %, низкий уровень уменьшился с 53 % до 0% . Самое главное, у детей возрос интерес к рисованию, желание экспериментировать.
Слайд 18
За 2 года работы кружка «Чудо лепка» применяя эффективные методы и средства, приемы и формы обучения, обогащая творческую среду, используя взаимодействие тестопластики с другими видами детского творчества в рамках единого познавательного контекста, к концу учебного года я получила следующие результаты:
После проведенной работы с детьми к концу года в средней группе повысился уровень развития творческих способностей. Высокий уровень повысился с 0 % до 35%, средний уровень – с 25 % до 75%, низкий уровень уменьшился с 75 % до 0%. Прослеживается положительная динамика развития художественно-творческих способностей детей.
Интеграция тестопластики с другими видами детской деятельности позволила в значительной степени обогатить словарь детей, развить их эмоционально-волевую сферу, снять тревожность.
Слайд 19
Ежегодный мониторинг освоения детьми основной общеобразовательной программы показывает, что дети, занимающиеся комментированной лепкой и рисованием, имеют высокий уровень развития умений и навыков и по образовательной области «Коммуникация».
Приятно отметить, что вся эта работа увлекает воспитанников, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, она действительно доставляет взаимное удовлетворение.
Таким образом, факт наличия творчества у дошкольников и возможность его целенаправленного формирования средствами нетрадиционных техник является для меня категорией, не имеющей границ для дальнейшего педагогического совершенствования, способствует развитию творческих способностей у детей.
Слайд 20 .
В заключение хотелось бы сказать, что для себя я сделала вывод: жизнь педагога - это постоянный поиск, самосовершенствование, работа с детьми и их родителями. Поэтому я тороплюсь! Тороплюсь детям заложить в их характер все только лучшее. Достигнув результата, опять идти вперед! Буду рада, если кому-то пригодится и мой скромный опыт работы по изобразительной деятельности с дошколятами. Если вы еще не пробовали работать в этом направлении, то советую попробовать. Не пожалеете!