Исследование по ИЗО деятельности в ДОУ Конструирование из природного материала как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.


Проведено много исследований по проблеме конструирования из природного материала, но все они направлены на развитие пространственной ориентировки или на умственное развитие детей дошкольного возраста. Анализ литературы показал также, что вопрос о развитии творческого воображения с использованием конструирования из природного материала изучен недостаточно. В исследуемом ДОУ воспитатели, обучая детей конструированию из природного материала, предлагают детям действовать чаще всего только на основе прямого показа, что не способствует развитию творческого воображения.. 
Развитием творческого воображения детей занимались многие исследователи такие как: А.Н. Давидчук, А.Р Лурия, С.Л. Лоренсо, Н.Н. Поддъяков, Л.А.Парамонова, Ф.Фребель.
Ими были разработаны следующие формы организации конструирования:
- Конструирование по модели А.Н. Миренова и А.Р. Лурия, которое развивает мышление ребенка.
- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности.
- конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем трудно напрямую связывать с развитием творчества. В данной форме обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
- конструирование по условиям. А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, определили, что такое конструирование в наибольшей степени способствует развитию творческого воображения.
Л.А. Парамонова писала: в процессе конструирования по условиям формируются обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащает представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные, но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким (4–5) условиям старшие дошкольники овладевают умением строить собственную деятельность достаточно сложной иерархической структуры. Все это обеспечивает возможность детей конструировать по собственному замыслу — они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.
Л.А. Парамоновой была разработана поэтапная развивающая система обучения детей 5-7 лет конструирования из природного материала как художественного вида деятельности.
Теоретической основой исследования являются исследования Выготского Л.С., Дьяченко О.М, о развитии творческого воображения детей , Парамоновой Л.А ,о поэтапной развивающей системе обучения детей конструированию, Сакулина Н.П., об особенностях развития детского восприятия, на основе которого в дальнейшем формируется творческое воображение. .
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.
Различают техническое и художественное конструирование. К художественному конструированию относят и конструирование из природного материала. По мнению Парамоновой, такое конструирование способствует развитию творческого воображения. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
В литературе имеются самые разные определения воображения. Так Л. С. Выгодский отмечает, что «Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, принесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает некоторый новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн, – связано с нашей способностью, и необходимостью творить новое». И далее «Воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ.
Анализ психолого- педагогической литературы и практики работы исследуемого ДОУ показал, что конструирование из природного материала используется в различных целях, но именно для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, недостаточно.
Отсюда возникает противоречие между изученностью процесса развития творческого воображения и недостаточностью использования в этих целях конструирования из природного материала в исследуемом ДОУ .На основе этого противоречия мы определяем проблему исследования – каковы возможности конструирования из природного материала в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: конструирование из природного материала, как средстворазвития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: показать возможности использования конструирования из природного материала для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: если использовать конструирование из природного материала, то возможно повышение уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из природного материала.
2. Выявить особенности и условия использования конструирования из природного материала для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать систему работы по использованию конструирования из природного материала для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения или опровержения гипотезы нами была проведена экспериментальная работа, которая включает в себя следующие этапы: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было выявление исходного уровня сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) провести анализ воспитательно-образовательной работы по данной проблеме;
2) выявить исходный уровень развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе работы, мы выявили, что у 74% детей группы. Дети не могут дорисовать заданный элемент, а дорисовывают рядом с ним что-то свое, новое. Можно сделать вывод, что существует необходимость в проведении целенаправленной педагогической работы в данном направлении.
Получив данные, мы разделили группу детей на две подгруппы: контрольную и экспериментальную. Дальнейшую работу мы проводили с экспериментальной группой.
Формирующий эксперимент включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На данном этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:
Разработать систему работы по развитию творческого воображения в процессе конструирования из природного материала.
2. Апробировать систему работы на практике с целью повышения уровня развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала
Подготовительный этап.
Целью которого, было сформировать умение анализировать природный материал, как основу будущей поделки. На данном этапе мы раскрыли понятие «природный материал», рассказали о его свойствах. Было проведено занятие, на котором дети рассматривали природный материал и пытались увидеть в нем всевозможные образы. Для этого мы заранее подготовили природный материал (веточки, камни, листики), который отдаленно напоминает знакомые предметы.
Нами были поставлены следующие задачи:
- разработка конспектов по конструированию из природного материала
- оформление материалов и заготовок, необходимых для занятий.
Основной этап.
На втором этапе основной задачей является формирование у детей умения строить образ способом «включения». Овладение таким способом построения образа значительно расширяет функциональность природного материала: один и тот же материал может быть и основой поделки, и ее деталью.
Основные задачи третьего этапа — следующие:
-формирование у детей умения строить замыслы (создавать образы) с учетом двух моментов: а) общего сюжета, детализирующего и обогащающего образ; б) специфики природного материала.
Таким образом, на данный момент мы находимся на стадии проведения формирующего эксперимента. Планируется проведение контрольного этапа эксперимента.