Статья Развитие творческого воображения и мышления во внеурочной деятельности средствами искусства


« Именно свободный выбор создаёт личность. Быть — значит выбирать себя. »Альбер Камю Любовь
Истина
Чувства
Нравственность
Общение
Самопознание
Творчество
КреативностЬ
Проблема развития творческого воображения и мышления учащихся актуальна.
Творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися новых знаний, но и является условием творческого преобразования уже имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности.Проблема развития творческого воображения актуальна еще и потому, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащегося, об определении сущности механизмов воображения. 
Новикова Н.А., кандидат педагогических наук, сотрудник лаборатории интеграции искусств Института художественного образования РАО.
     Если провести простой эксперимент с детьми или взрослыми, попросив их нарисовать солнышко, то практически всегда получается один и тот же результат. Все дело в стереотипном мышлении и неразвитом творческом воображении. Являясь художником в душе, я искала  средства выражения своего внутреннего мира. Удивительно, но моими главными учителями стали дети и книги. Даже взрослые с возрастом не всегда приобретают способность видеть, смотря на природу и произведения искусства. Именно дети- дошкольники научили меня смелости, свободе в цветовом и композиционном решении, которые так важны для отображения внутреннего мира.
     Но что происходит потом с этими детьми? Почему они перестают удивляться, и куда уходит любовь к рисованию?
     Виноваты мы- взрослые, навязывая им свои стереотипы, свое видение мира ( а если он серый и безрадостный?).   Часто педагоги  неосознанно навязывают детям набор эталонов цвета, полагая, что таким образом помогают детям запомнить названия цветов и сформировать ассоциации названия цвета и зрительной картинки. Но на деле получается медвежья услуга, ребенка лишают удовольствия экспериментировать с цветовыми сочетаниями, неосознанно выплескивать в рисунке свои отрицательные или положительные чувства.
«Очевидно, что чем определённее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце, красный цветок и т.д.), тем дольше ребенок, по мере  взросления, будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия.»
                                           Ольга Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»
Непродуманная критика «Почему у тебя солнце черное, оно же желтое?», «Зачем нарисовал траву синей, когда она зеленая?» вызывает негативные эмоции, страх у ребенка нарисовать не так, как требует взрослый и как правило формируется стандартный стиль изображения предметов окружающего мира, теряется интерес к процессу рисования.
«Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью субъекта к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей. Выражение «прокрустово ложе» (Четко ограниченные рамки, не позволяющие проявить инициативу, творчество. ) -означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным. Является одним из видов логических ошибок.Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр».
grandars.ru›Психология› Творческое мышление
Как избежать типичных ошибок? Взять за правило аргументированную похвалу или конструктивную критику высказывания своего мнения и приучать детей к логически обоснованному анализу рисунков: «Котенок пушистый, но как он будет слушать, если у него нет ушей?», «Мне понравится твой рисунок, потому что…», «Мне не понятно, что ты хотел сказать своим рисунком», «У Маши слоненок изображен реалистично, а у Вани получился сказочным», «Я, думаю, что с такой большой головой трудно твоему герою…» и т.д.
В существующих программах «Изобразительное искусство» преобладают  теоретические знания, термины, которые невозможно запомнить без механического заучивания. Но разве не важнее научить детей чувствовать красоту, понимать законы создания произведений искусства?
     Замечательно, что во внеурочной  деятельности можно восполнить дефицит более свободного и качественного выражения детьми своих естественных потребностей к самовыражению в творчестве.
       Представьте, что в математике действие умножения стали бы изучать раньше действия сложения. А в предмете «Изобразительное искусство»- сплошь и рядом. Возьмем дошкольное образование. Темы по рисованию, аппликации, лепке привязываются к темам по ознакомлению с окружающим миром, т.о. нарушается принцип «от простого к сложному».
     «Мы нашли ключ к проблеме развивающего обучения в младшем школьном возрасте, — писал Д. Б. Эльконин, подводя итоги пятнадцатилетних экспериментов. — Этот ключ — содержание обучения. Если мы хотим, чтобы обучение в начальной школе было развивающим, то мы должны позаботиться прежде всего о научности содержания...» HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/2.html" \l "b001" 1        HYPERLINK "http://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/2.html" \l "t001" 1 Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989. — С. 258.
Перефразируя Д. Б. Эльконина, «Обучение языку искусства должно начинаться с тех предельно общих знаний о средствах выразительности изобразительного искусства, которые могут стать основой будущей системы знаний и умений учащихся.», я пришла к выводу, что принципы развивающего обучения актуальны и в  преподавании предмета «Изобразительное искусство»:
-использование према одушевления, игровых технологий, сказок при знакомстве со средствами изобразительного искусства (точка, пятно, линия, форма, цвет, цветовое решение, ритм, отображение структуры, отображение динамики, композиция)
-создание проблемной ситуации (Зловредина спрятала кисточки, с помощью чего можно изображать?);
-использование игровых приемов для обучения правилам пользования кистью, краской и водой ( кисточка «пьёт» воду, «купается», «вытирается», «танцует» и т.д.)
-организация исследовательской деятельности (смешивание цвета с помощью различных изобразительных материалов, средства изобразительности дымковской росписи и т.д.;
-создание условий для открытия ребенком нового способа изображения («колючие» «кучерявые» предметы);
-обучение умению проводить аналогии- использовать старый способ изображения в новой ситуации, т.о. формировать общий способ решения изобразительных задач (например, в отображении структуры предмета -пушистого, мохнатого, колючего);
-организация коллективного сотворчества, проектной деятельности;
-развитие психических процессов средствами искусства.
У обучающихся возможно и необходимо развивать следующие виды воображения: активное, репродуктивное, продуктивное, произвольное, воссоздающее, творческое, реалистическое, фантастическое.
Если в предметах «Русский язык», «Математика» есть задачи с единственно правильным решением, то в изобразительном творчестве множество разных решений. И, какую ошибку совершает тот педагог, который дает детям  нарисованную очаровательную картинку и потом нудно рассказывает об этапах создания данного «шедевра». А где самовыражение, творчество, в конце концов?
«Воображение способствует избирательности в его структурировании и воспроизведении в соответствии с целями настоящего и будущего. Создание образов воображения осуществляется посредством сложных процессов переработки актуально воспринимаемой информации и представлений памяти. Подобно тому, как это имеет место в мышлении, основными процессами или операциями воображения являются анализ и синтез. Посредством анализа предметы или представления о них разделяются на составные части, а с помощью синтеза заново строится целостный образ предмета. Но в отличие от мышления в воображении человек более свободно обращается с элементами предметов, воссоздавая новые целостные образы.
Достигается это с помощью комплекса специфических для воображения процессов:
Аналогия - это создание нового по сходству с известным. При использовании этого приема сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта, но изменяются какие-то отдельные элементы. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с зубами акулы изобрели резцы для глубинного бурения, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки и т.д.
Агглютинация (комбинирование) - прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Важно подчеркнуть, что речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе, в результате чего вновь созданный воображаемый объект обретает соответствующие свойства и функции исходных. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т. п.). Прием используется и в техническом творчестве.
Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Примером может служить образ Гулливера, мальчика с пальчик, многоголового дракона и другие сказочные образы.
Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя книги достаточно хорошо выражены определенные черты характера, то писатель может их еще больше выделить. Это делает образ более ярким, характерным и выразительным, благодаря чему он лучше понимается и запоминается читателями. Данный прием широко используется писателями, художниками, скульпторами и режиссерами. Например, на его основе создаются шаржи и карикатуры.
Типизация - это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной). Например, таковы образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т. п.
Придача заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические) качества или функции. На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, ковер-самолет.» http://www.grandars.ru/
В качестве воспитателя ИЗО я осуществляла свою деятельность в течение 10 лет, в настоящее время работаю учителем начальных классов и имею возможность использовать свой предыдущий опыт во внеурочной деятельности. Кружок художественной направленности «Мой стиль» реализует основное направление- поддерживать и развивать неповторимый стиль творческой манеры каждого ребенка. Я взяла за основу авторскую программу Б.М. Неменского. Только в моей программе акцент направлен в большей степени на развитие творческого воображения и мышления. Как правило часто именно проектная индивидуальная или коллективная деятельность дает высокие результаты при создании творческих работ для участия в различных конкурсах.
     Мой стиль преподавания направлен на развитие умения продуцировать множество разных образов одного объекта окружающего мира. Прежде всего я учу детей слышать себя. Беру такой цвет, который смотрит на меня(какой хочу). Свобода выбора цвета полностью оправдана в рисовании следующих тем «Мое настроение», «Сказочное животное (птица,зверь), цветок, дерево и т.д.
«Цвет можно чувствовать, цветом можно мыслить, изображать, конструировать, цвет можно изучать, понимать и наслаждаться им.
Но сначала надо почувствовать цвет в себе: какого я цвета, какое оно, моё цветовое пространство.»
                                         Ольга Суслова «С кисточкой и музыкой в ладошке»
Для обучения созданию выразительного сказочного или фантастического образа, кроме освоения цветовой культуры, является освоение и использование приема агглютинации.
Вернемся к образу солнышка. Оно может быть горячим, теплым или холодным, потухшим (это же звезда). Может быть желтым, красным, голубым, черным (черная дыра). Лучики могут изображаться в виде прямых сплошных или прерывистых линий, дуг, треугольников, волн, кругов. А теперь представьте, каким оно будет в стране Мыльных пузырей, Ледяного царства, Цветочной или Булочной стране, в стране Злых или Добрых. 
Сказочные или фантастические солнышко, цветок, дерево, зверь, птица, транспортное средство, здание, существо, предмет быта- традиционные темы для развития воображения. Но детям не просто самим постичь тайны создания чудо-предметов, необходимы регулярные обучающие задания. Проведем аналогию: чтобы тело было физически развитым, необходимо регулярно заниматься физкультурой.
Народные умельцы изготавливали  игрушки, расписывали их, создавали уникальные образы, учась у природы, а не копируя её. Они гениальны, т.к. не обладая специальными знаниями о выразительных средствах искусства, создали неповторимые узоры, цветовые сочетания. Их гениальность кроется в традициях, мировозрении. Например, в традиционной дымковской игрушке все узоры знаковые, связанные с природой, оберегами.
  Исследовательская деятельность «В чем секрет красоты дымковской игрушки?», «Что обозначают узоры в дымковской росписи?» «Цветовые сочетания и сочетания геометрических элементов» принесет больше пользы, чем простое бездумное копирование элементов росписи. Может, позволить желающим создать свою роспись, используя предложенные элементы, но изменив сочетание или цветовую гамму. Как  вариант- перенести изучаемую роспись на любой объект и посмотреть каким будет окончательный результат. Если в дымковской росписи используются простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки, то детям можно предложить использовать звездочки, снежинки, грибочки, треугольники и т.д.
Чтобы не разочаровать детей однообразием, я чередую темы по изобразительной деятельности по следующим критериям: изобразительные материалы, техника изображения, реалистическое изображение (рисунок с натуры), изображение сказочных или фантастических объектов.
Юные художники получают массу положительных эмоций, когда имеют возможность творить чудеса в рисунке. Кто знает какие новые открытия помогут им сделать их развитые воображение и мышление в будущем?
«Велика роль воображения и в педагогическом творчестве. Его специфика состоит в том, что результаты педагогической деятельности проявляются не сразу, а через какое-то, иногда длительное время. Их представление в виде модели формируемой личности ребенка, образа его поведения и мышления в будущем определяет выбор методов обучения и воспитания, педагогических требований и воздействий.»
http://www.grandars.ru/Психология›
Словарь терминов
Воображение — познавательный процесс отражения будущего путем создания новых образов на основе переработки образов восприятия, мышления и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Активное воображение — это создание образов, которые впоследствии реализуются в практических действиях и продуктах деятельности. Иногда это требует от человека больших усилий и значительных затрат времени. Активное воображение повышает творческое содержание и эффективность трудовой и других видов деятельности.
Репродуктивное — это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам, тем самым, обучаясь профессиональному мастерству.
Продуктивным называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.
 Произвольное воображение — это осознанная, направленная деятельность, выполняя которую, человек отдает себе отчет относительно ее целей и мотивов. Оно характеризуется преднамеренным созданием образов.(…) Произвольное активное воображение проявляется в длительном, целеустремленном поиске нужного образа, что характерно, в частности, для деятельности писателей, изобретателей, художников.
 Воссоздающее воображение — это создание образов объектов, которые ранее в законченном виде человеком не воспринимались, хотя он знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. Образы формируются по словесному описанию, схематическому изображению — чертежу, рисунку, географической карте. При этом используются имеющиеся относительно данных объектов знания, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время они отличаются от представлений памяти большим разнообразием, гибкостью и динамичностью элементов образа. 
Творческое воображение — самостоятельное создание новых образов, которые воплощаются в оригинальные продукты различных видов деятельности при минимальной опосредованной опоре на прошлый опыт.
Рисуя различные образы в своем воображении, люди всегда оценивают возможность их реализации в действительности. Реалистическое воображение имеет место, если человек верит в реальность и возможность воплощения создаваемых образов. Если он не видит такой возможности, имеет место фантастическое воображение. Жесткой границы между реалистическим и фантастическим воображением не существует. Известно много случаев, когда образ, рожденный фантазией человека как совершенно нереалистический (например, придуманный А. Н. Толстым гиперболоид), в дальнейшем становился реальностью. Фантастическое воображение присутствует в сюжетно-ролевых играх детей. Оно легло в основу литературных произведений определенного жанра — сказок, научной фантастики, “фэнтези”.
При всем многообразии видов воображения для них характерна общая функция, которая определяет их главное значение в жизнедеятельности человека — предвосхищение будущего, идеальное представление результата деятельности до того, как он будет достигнут.
Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Творческое мышление — мышление созидающее, дающее принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям.
http://www.grandars.ru/Психология›