Мастер класс Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии


МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Мастер - класс
«Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии»
Выполнила :Учитель технологии
Веселова Е. В.
2015 г.
Тема : «Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии».
Цели : 1) Создать условия для профессионального самосовершенствования учителя;
2) Передать свой опыт использования приёмов развития творческого воображения у учащихся на уроках технологии.
Оборудование : 1) Презентация мультимедийная к занятию;
2) Картон, белая и цветная бумаги, бумага обойная различной фактуры;
3) Ножницы, клей ПВА, карандаши разных цветов, линейка, лекало.
I. Представление.Веселова Елена Васильевна, учитель технологии (обслуживающий труд) МОУ «Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», пос. Дубовое, Белгородский р- н, Белгородская область. Педагогический стаж – 24 года.
II. Презентация педагогического опыта.
«Воображение важнее знания,
ибо знание ограничено. Воображение
же охватывает всё на свете,
стимулирует прогресс и является
источником его эволюции.»А. Эйнштейн.
Воображение- это присущая только человеку способность создания НОВЫХ образов путём переработки его предшествующего опыта.
Воображение часто называют фантазией. Основная задача- представление ожидаемого результата до его осуществления.
Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.
Развитие творческого воображения учащихся на уроках технологии через проектную деятельность воспитывает активного гражданина общества, творчески подходящего к любой проблеме и творчески её разрешающего, что является одной из важнейших задач современной технологической подготовки учащихся.
На уроках технологии происходит творческий поиск идеи, который представляет собой сложный процесс- внутреннюю работу души ребёнка, его фантазию, воображение, мечту. Найти художественный образ очень непросто, порой мучительно трудно. Любое интересное впечатление, эмоциональное переживание может дать толчок вдохновению и озарению.
На занятиях ребята учатся внимательно всматриваться в окружающий мир, не только «смотреть», но и, главное,- «видеть». Нужный образ тогда можно найти буквально под ногами : в узоре упавших осенних листьев, в причудли-вых линиях веток на фоне заката, в форме, рисунке и цвете камня. Не обязательно полностью переносить увиденное в изделие, достаточно, оттолкнувшись от него, развить идею или образ. Другое средство пробудить интерес к творчеству у детей- проводить с ними экскурсии в музеи декоративно- прикладного искусства, вместе посещать всевозможные выставки, показывать иллюстрации лучших произведений искусства, собранных в музеях мира. Никогда не знаешь заранее, какое из полученных впечатлений явится тем импульсом, который приведёт к возникновению художественного образа.
Основным условием развития творческого воображения является система индивидуально подобранных творческих проектов. В любой сфере человеческой деятельности необходимо творчество. Благодаря ему возможно движение общества к прогрессу.
Главнейшей задачей своей работы я считаю всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.
Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщённом виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные жизненные ситуации.
В своей работе я активно использую методы и приёмы, развивающие воображение у учащихся :Выполнение творческих проектов учащимися.
Проблемное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
4.Методы игрового проектирования.
Игровое проектирование на занятиях по технологии относится к активным методам обучения. Оно также может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологического процесса. При реализации этого метода учитель сам формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед учащимися вопросы.
Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся разбивают на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может производиться и каждым учеником по отдельности. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал, то есть- активизируют и развивают свои способности к воображению.
III. Используемые приёмы.
Пантомимическое изображение предмета (рисунок, пиктограмма, схема, пятно);
Например, задание первое- какие ассоциации вызывают у вас нижеприведённые рисунки :

Задание второе- пофантазируйте и дорисуйте крылья бабочек :

Задание третье- изучите сплетение линий и дорисуйте простыми элементами всё воображаемое :

Игра «Молекулы»;
Все расходятся и двигаются по классу хаотично (как молекулы). Затем по команде «Молекула - 4» все останавливаются. Ближайшие «соседи» сходятся в группы по четыре человека. Каждая группа получает своё задание, которое и выполняет.
«Не пропусти ошибку»;
В чём заключается ошибка на изображении? :
Сообщи о своём «Я»;
Ученик высказывает своё мнение о выполнении задания. Например – «Я бы выполнил это так …», «Я думаю начать работу с такого действия …»
Сочини сказку;
Например :«Как каша себя хвалила»
«О девочке с длинными косами»
«Былинка с голубыми глазами»
«Тили- тили, тесто»
«Банный день у цветов»
Игра «Веер»;
Каждый ученик должен записать, начиная сверху, ответы на вопросы учителя, например, такие :Что такое – «интерьер»?
Какие ассоциации возникли у тебя в связи со словом «интерьер»?
Каждый ученик пишет и загибает лист, чтобы следующий не видел. Все пишут, затем «веер» передаётся учителю для сравнения.
Использование интересных «головоломок» - анаграмм, метаграмм, терминологических кроссвордов и т. д.

IV. Имитационная игра.
Уважаемые слушатели. Нам поступил заказ на изготовление Праздничной открытки ко Дню Победы.
Работать будут две Творческие лаборатории, которые и выполнят открытки ручной работы.
Первая лаборатория составляет симметричную композицию в своей работе.
Вторая лаборатория составляет асимметричную композицию.
Размер, форма, цвет, сама композиция, выбираются каждой лабораторией самостоятельно, применяя творческое воображение.
Пояснение терминов :Композиция- От латинского compositio - связывание, составление, сложение различных частей в одно целое.
Симметричная композиция создает впечатление покоя, тишины, торжественности, передает чувство уравновешенности.
Асимметричная композиция создаёт впечатление движения. В такой композиции составляющие части относительно центральной оси неодинаковые.
Затем каждая лаборатория представляет свой вариант готовой открытки и защищает её. Затем производится взаимоанализ- что удалось, что можно было изменить, добавить, и так далее.
V. Проблемное обучение.
Для того, чтобы привлечь внимание учащихся к изучаемой теме, пробудить их мыслительную, эмоциональную активность, и тем самым в итоге повысить качество обучения учащихся, и необходимо обратиться прежде всего к проблемному обучению, как к системе обучения. И ключевым моментом здесь является создание проблемной ситуации. Но, само по себе проблемное задание здесь служит лишь базой, основой проблемности, а сама проблемная ситуация создаётся при взаимодействии рождающихся различных мнений учащихся, с которыми им и приходится разбираться впоследствии. То есть, данный метод включает в себя:
• выдвижение проблемного вопроса;
• создание проблемной ситуации на основе приведенныхпротивоположных точек зрения по выдвинутому вопросу;
• демонстрацию опыта или сообщение о нем - как основу для создания проблемной ситуации, решение задач познавательного характера. *
(*- Из статьи Е. В. Веселовой «Проблемное обучение как метод стимулирования познавательной активности обучающихся на уроках технологии». 2015 г.)
При обучении технологии проблемами могут быть :Обобщённо сформулированные цели предстоящей деятельности, которые необходимо конкретизировать на основе собранных дополнительных сведений;
При заданной цели ограниченные или отсутствующие исходные данные для выполнения работы;
Оптимальный выбор средств и методов достижения цели с учётом имеющихся условий;
Социально- экономическая эффективность технологии при имеющихся условиях.
VI. Рефлексия.
Уважаемые слушатели, у меня имеется копилка впечатлений. Там имеются листики. Пожалуйста, выберите любое из них и напишите на нём ваши пожелания, а также свои отзывы о проведённом нами мастер- классе.
1. Своей работой на уроке я :доволен / не доволен
2. Урок для меня показался :коротким / длинным
3. За урок я :не устал / устал4. Моё настроение :улучшилось / ухудшилось
5. Материал урока мне был :понятен / не понятен
полезен / не полезен
интересен / скучен