Второстепенные члены предложения. Дополнение (прямое и косвенное)


Тема. Второстепенные члены предложения. Дополнение (прямое и косвенное)
Цель: углубить знания учащихся о дополнении; ознакомить их с видами дополнений; развивать у детей логическое мышление; воспитывать у них культуру речи.
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1) Проверка домашнего задания.
2)  Объяснительный диктант.
Несчастья бояться — счастья не видать. Родимая сторона — мать, чужая — мачеха. Глаза как плошки, а не видят ни крошки. Чистота — половина здоровья. Спать долго — жить с долгом. Веселье делу не помеха. Чужим умом жить — добра не нажить. Ученье — свет, а неученье — тьма. Бедность не порок. Повторенье — мать ученья.  
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
1)Задание учащимся.
Сравните тексты и сделайте вывод о роли второстепенных членов предложения.
Текст 1
Вдруг зашуршала верхушка сосны.
Какая-то птица прокричала хриплым озабоченным голосом три раза одну и ту же фразу. Начала в четвертый раз, сбилась, сконфузилась и замолчала.
Текст 2
Зашуршала верхушка. Птица прокричала. Начала, сбилась, сконфузилась и замолчала.
III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1)Ознакомление со схемой.
 
 
2)Работа с учебником.
Чтение теоретического материала.
3)Беседа с учащимися.
—  Что такое дополнение?
—  На какие вопросы отвечает дополнение?
—  Какие дополнения называют прямыми, а какие — косвенными?
4) Тренировочные упражнения.
1. Сопоставьте предложения, определите в них роль выделенных слов.
Уроки были приготовлены. Мы приготовили уроки. Утро мы посвящаем работе. Утро выдалось ясное, солнечное. Издали мы увидели дом, стоявший на горе. Дом, стоявший на горе, был виден издали. Вокруг школы росли березки. Вокруг школы ребята посадили березки.
2. К данным глаголам подберите существительные, составьте небольшие предложения, чтобы при каждом глаголе было прямое и косвенное дополнение.

Беспокоить, знакомить, хвалить.
3. В данных предложениях определите, каким членом предложения является инфинитив. определите вид сказуемого.
С утра мы решили заняться делом. Врач запретил мне читать лежа. Мать велела поставить чайник. Не стану описывать мое состояние. Ему велели много гулять. Мы решили укрыться от дождя. Наташа просила проводить ее. Он попросил нас зайти. Я начал разыскивать книгу.
 
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1)Тренировочные упражнения.
1. Найдите в предложении подлежащее и дополнение. Перестройте предложение так, чтобы подлежащее стало дополнением, а дополнение — подлежащим.

Деревья были повалены ураганом. Дочь любит мать. Отец подарил мне ноутбук. День сменяет ночь, а осень сменяет лето.
2. Замените в словосочетаниях прямые дополнения косвенными, а косвенные — прямыми, подобрав для этого однокоренные существительные.

Победить стихию. Решать задачу. Вязать свитер. Написать статью. Читать книгу.
3. Исправив речевые ошибки, запишите предложения.
Все восхищаются его умению рисовать. Вода подбиралась до самого дома. Над строительством станции руководили опытные инженеры. Вся команда была уверена в свою победу над соперниками.
2) Работа с учебником
173 (письменно),174 (устно)
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Упр. 177 
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
-  Беседа с учащимися.
— Как определить вид дополнения?
— Какими частями речи выражаются дополнения?