Доклад на тему Дидактические игры, как средство развития детей дошкольного возраста


Доклад для педсовета на тему:

«Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Тема моего выступления направлена на «Дидактические игры, как средство развития речи у детей дошкольного возраста». В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развитии и с различными речевыми нарушениями. Причины, которые вызывают речевые нарушения-это:
-внутриутробная патология
-наследственная предрасположенность
-неблагоприятные роды и их последствия
-заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребёнка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности. Способности к понятийному мышлению. Поэтому выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
-ребёнок отстает в психическом развитии;
-замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
-появляются нарушения эмоционально-волевой сферы (замкнутость, агрессия), а также возникает трудности в усвоения письма и чтения.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В своем докладе особое внимание я уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует от них особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».
Программное содержание:
Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.
Учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.
Учить подбирать к словам синонимы и антонимы.
Формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё?Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание.
Словарная работа:
Обогатить словарь детей синонимами и антонимами.
Оборудование:
2 письма, сундук, книги и игры, маски зверей (волк, заяц, лиса, ёж, белка), буквы (з, и, м, а, с, н, е, г), картинки предметные с изображением животных, картинки сюжетные.Методы и приемы:
Опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – загадывание загадки; рассказывание детьми; непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря – дидактические и словесные игры;
Формирование грамматически правильной речи — игра – драматизация.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло какое-то письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда садитесь на стульчики. Выровняйте спинки. Чтобы узнать от кого пришло письмо нужно отгадать загадку:
Плутовкой издавна слывет,
В округе курам счет ведет,
И ловит мышек ловко
Хотя не мышеловка.
Правильно, лиса. А где она живет? Ответы детей. В каких сказках можно встретить лису? Ответы детей. Назовите сказки, в которых встречается лиса. Лисичка сестричка и серый волк, Заюшкинаизбушка, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Лиса и тетерев, Кот и лиса, Петушок – золотой гребешок и др.
А как лису называют в разных сказках? Лиса Патрикеевна, плутовка, Лисичка – сестричка, кумушка, Лиса – Олисава и др.
Какая, ребята, лиса по характеру? Хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др. А кто еще живет в лесу? Ответы детей.
Воспитатель: Давайте послушаем диалог сказочных зверей, который приготовили наши ребята.
Лиса:
Был бы ёж ты хорош,
Только в лапы не возьмешь.
Ёж:
Не хорош? Ну и что ж…
Без иголок я не еж.
Белка:
Зайчик, зайчик, где ты был?
Заяц:
Я на речке хвостик мыл.
Вымыл, вымыл, да упал,
Снова хвостик замарал.
Воспитатель: Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
Волк: Лизавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
Волк:
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свежинки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк:
Шерсти клок
Ободрали правый бок
Хвост отгрызли в драке
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки
Лиса: Жив ли милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок.
Воспитатель: Вот о чем сказочные герои говорят в лесу. Но давайте вернемся к письму. Что же написала нам лисичка? Читаю письмо. Трудное дело. Как вы думаете, стоит попробовать отыскать подарок? Тогда давайте рассмотрим план. Все поняли? Это же план нашей группы. Путь начинается от двери. Двигаться нужно по стрелке. Чтобы преодолеть все трудности надо помогать друг другу.
1 задание «Чей? Чья? Чьё?».
У медведя дом (лапа, ухо) чей? (чья, чьё) – медвежийУ волка – волчийУ лисы – лисийУ зайца – заячийУ белки – беличийУ барсука – барсучийУ черепахи – черепашийУ лягушки – лягушачийУ кошки – кошачийУ ежа – ежиный.
Воспитатель: Молодцы! Вот и первый ключ. Двигаемся по стрелочке дальше.
2 задание «Составь предложение».
На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить по каждой картинке предложение из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? Вызываю 4-5 детей. Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе.
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Получайте второй ключ. Идем дальше. В какую сторону показывает стрелочка? Сколько нужно сделать шагов?
3 задание «Родственные слова».
Воспитатель: Разделитесь на две подгруппы. На столах лежат буквы. Расставьте буквы по высоте от самой высокой к самой низкой. Прочитайте слово, которое у вас получилось. Назовите родственные слова для этого слова.
Зима: зимушка, зимующие, озимые, зимняя, перезимовал.
Снег: снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник, снеговик.
Воспитатель: Вот ваш ключ, пойдем дальше.
4 задание дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».
Воспитатель: Баба Яга любит все делать наоборот, и для нас она приготовила игру «Скажи наоборот» Становитесь в круг.
Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко;
Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко;
Скажу я слово старый, а ты ответишь… молодой (новый);
Скажу я слово сладкий, а ты ответишь…горький;
Скажу я слово холодный, а ты ответишь…горячий;
Скажу я слово большой, а ты ответишь… маленький;
Скажу я слово длинный, а ты ответишь… короткий;
Скажу я слово белый, а ты ответишь … черный;
Скажу я слово широкий, а ты ответишь… узкий;
Скажу я слово гладкий, а ты ответишь… шершавый.
Воспитатель: Молодцы! Наоборот вы говорить умеете, как настоящие Бабки — Ёжки. Давайте поиграем в игру «Скажи по-другому»:
Предмет, имеющий значительную величину – большой, гигантский, огромный;
Снежная буря – метель, буран, вьюга, пурга;
Говорить очень громко – кричать, орать, вопить, галдеть, голосить;
Небольшой предмет – крошечный, маленький, мелкий, карликовый;
Проливать слезы – плакать, реветь, рыдать;
Плохая погода – пасмурная, хмурая, облачная, холодная, дождливая;
Человек, который служит в армии – воин, солдат, защитник, военный;
Маленькие дети – малыши, детвора, ребятишки, ребята, малютки;
Отсутствие света – тьма, темнота, мрак, темень, потемки;
Отсутствие звуков – тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.
Воспитатель: Вот мы и добыли все ключи. Что для этого нам пришлось сделать? Ответы детей.Пора отправляться на поиски сундука. Двигаемся по стрелочке. Вот и сундук. Давайте посмотрим, какой ключ подойдет. Подбираем ключ, открываем сундук.
Воспитатель: Лисичка приготовила нам книжки о животных, мозаику с цифрами и буквами. А здесь еще какая – то записка: «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарки от лисички. А я приготовила для вас «пятерки». До встречи! Баба Яга».
Доклад на педсовете «Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей»
Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Своевременное овладение правильной чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки в речевом развитии могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильной речи ребенка необходимо как можно раньше.
Одной из задач раздела «Познавательно речевое развитие» является грамматического строя речи.
Дидактические игры и упражнения способствуют развитию познавательной активности детей, улучшению произношения, обогащению словарного запаса, формированию грамматических умений, что в конечной итоге содействует развитию интеллекта.На занятиях, в совместной деятельности мы стараемся учить детей сочинять сказочные истории, загадки, небылицы, играем в различные словесные игры – учим говорить грамотно, развиваем память, мышление.
В своей работе мы используем дидактические словесные игры «Ласковые слова» (гриб – грибочек, ковер – коврик и т. д., «Один – много» (котенок – котята, ухо – уши) «Кто хозяин хвоста? » (бычий – бык, петух – петушиный, «Перевертыши» (переставляя карточки со слогами, которые назвал воспитатель, дети образую разные слова: сос, на; вес, на, «Что делает? Что делают? » (девочка стоит – девочки стоят, девочка бежит – девочки – мальчик плывет – мальчики, «Из чего сделан предмет? » (тетрадь из бумаги, варенье из яблок, слив, клубники, сок из малины, абрикосов и т. д., «Чего много? » (по картинкам – гнезд, капусты в корзине, деревьев и т. д., и очень много других, которые находим в современных журналах. Многие упражнения берем из публикаций логопеда Федоровой М. Н. в газете «Наша жизнь».
Много игр описано в журналах «Дошкольное воспитание» (№9, 2003, С. 17, «Ребенок в детском саду (№6, 2005, стр. 38, здесь же опубликован интересный материал для формирования фонетической стороны речи посредством карандаша (стр. 42). Интересные игры предложены в журнале «Дошкольная педагогика» (№8, 2012, С. 56 и №11, 2011С. 55, данные игры находятся в нашей группе в стадии изготовления.В своей работе мы также пользуемся схемами для составления описаний, рассказов и сказок. Дети прибегают к полмощи схем. когда рассказывают о понравившейся работе на занятиях по изобразительному искусству – рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Для этого нами изготовлены схемы: «Одежа», «Посуда», «Игрушки», «Времена года», «Животные» и др., мнемосхемы «»Птицы», «Земноводные», «Растения». Как изготовит мнемосхему описано в журнале «Дошкольная педагогика» (№4, 2011, стр. 41)
Нами изготовлены следующие дидактические игры: «Солнышко», «Рассели животных», «Витрина магазина», «Логокуб».
Родительский комитет приобрел для нашей группы настольные игры, помогающие развитию речи детей: «Тик-так-бум», «Простоквашино», - которые вызывают интерес у наших детей с сентября по настоящее время.
Предлагаю Вам также поиграть в игру «Тик-так-бум» (объясняю правила, показываю одну из карточек, начинаем игру, передавая «бомбочку».Итак, уважаемые коллеги, как вы могли сами убедиться, дидактические игры способствуют формированию грамматически правильной речи детей, а также обогащают словарный запас, активизируют мышление, развивают интеллект.