«Внедрение современных информационных технологий на уроках музыки»

«ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»
Тухфатуллина Резеда Хатиповна, учитель музыки
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Татарско-Толкишской средней общеобразовательной школы» Чистопольского муниципального района
В нашу жизнь, в быт, в производственную деятельность все настойчивее входят информационные технологии. Прошло лишь пару десятилетий с тех пор, как компьютер вошел в нашу жизнь, а сегодня уже невозможно себе представить, как без него решать многие профессиональные и бытовые проблемы.
В настоящее время много внимания уделяется инновационным образовательным технологиям. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.
Я, как учитель музыки, свою задачу вижу в том, чтобы формировать музыкальную культуру личности школьников как одну из частей  всей их духовной культуры, приобщать их к общечеловеческим ценностям, овладевать национальным культурным наследием, развивать навыки творческого восприятия окружающего мира и умение передавать свое отношение к нему. Проживая в сельской местности, не все ученики имеют возможность посещения театров, выставок, музеев, концертов, поэтому школьный урок музыки становится для ребят чуть ли не единственным источником знаний и представлений о мировых достижениях музыкального искусства.
Исходя из инновации, сформировалась необходимость внедрения современных компьютерных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов, в образовательный процесс. Организация занятий с использованием мультимедиа-технологий с применение специального проектора дает возможность наглядно демонстрировать программный материал и экономить время. Включение ИКТ делает процесс обучения технологичнее и результативнее.       Есть главный успех - это интерес учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. ИКТ позволяют делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. ИКТ  позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение.
Главный смысл деятельности учителя музыки в том и состоит, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха в учебной и внеклассной работе.  Смысл педагогической стратегии состоит в том, чтобы закрепить успех показом достигнутого, значимостью проделанной к этому моменту работы.   А сочетание традиционных и новых   форм обучения и контроля на уроках музыки позволяет решать задачи развития и воспитания учащихся, создавая в классе особую атмосферу спокойствия, доверия, увлечения и сотворчества.
Современные дети значительно превосходят в развитии своих родителей. Они быстрее знакомятся с новыми технологиями. Но современный ребёнок требует и современных уроков. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или SMART доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства.
Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
Музыкальные проигрыватели
Программы для пения караоке
Музыкальные конструкторы
Музыкальные энциклопедии
Обучающие программы
Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
В своей практике я использую несколько видов программ, что позволяет сделать мои уроки  разнообразнее и интереснее.
Первая группа программ знаком любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах. Выстраивая свой урок, я выставляю песенный материал в том порядке, в котором он мне понадобится в процессе занятий.
При разучивании песен, я использую программу VocalJam. Она построена по принципу – проигрывается «минус», а на экране выводятся слова песни.
На уроках музыки в начальной школе я широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием.
С учащимися 5 – 6-х классов мы начинаем работать с мультимедийными учебными пособиями, художественными программами от компаний «Просвещение-МЕДИА», «МедиаХауз», «Новый диск». Эти программы интересны тем, что учебная информация представлена в них интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения.
Учащиеся 7-х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ пользуются энциклопедиями на CD-ROM. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов. Основными достоинствами этих пособий является то, что они поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, включают в себя аудио- и видеофрагменты, поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций. 
Здесь можно назвать «Энциклопедия классической музыки» («Интерактивный мир»), «Шедевры музыки» («Кирилл и Мефодий»), серия дисков по искусству («Новый диск»), «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов («Дискавери»), «Terra Musikalis» («ГиперМетод») и т.д.
С удовольствием учащиеся выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. Они узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Еще одной формой использования информационно – коммуникационных технологий на уроках музыки является выполнение рефератов, тестов с электронной презентацией в программе Power Point. Цель использования этих форм – организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой.
Наличие мультимедийной аппаратуры в кабинете музыки не только предоставляет помощь учителю, но и вызывает у учащихся интерес к предмету. Демонстрация на уроках презентаций, использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер – всё это способствует развитию не просто подрастающего поколения, а в первую очередь культурно развитой личности. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Думаю, что главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету.
Таким образом, применение и внедрение современных информационных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Современному преподавателю необходимо умело сочетать традиционные методики классического образования с современными информационными технологиями. Он должен владеть навыками ИКТ, уметь проектировать компьютерное представление учебного материала по своему предмету, знать о лучших педагогических программных средствах и уметь организовывать учебные занятия с применением ИКТ. Компьютеризация музыкального образования открывает перед нами новые пути в развитии мышления и творческих способностей учеников. Благодаря внедрению инновационных технологий облегчается восприятие информации, а также повышается эффективность проведения уроков и контрольных мероприятий.
Список использованной литературы
1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». - СПб., 2004. - с.129.
2. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и инфюрмационно-коммуникативных технологий // Педагогические технологии. - М., 2006. - №1.- с. 29-50.
3. Живайкин П. Музыкальные программы // Домашний компьютер - М., 1999.-№7,8.-с.30-31.
4. Зайцева Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm.
5. Краснова Г.А. Новые информационные технологии в образовании // Проблемы теории и методики обучения.- 2001.- № 5.- с. 39-42.
6. Лоренц А. Развитие и распространение Интернет - образования во всем мире // Высшее образование сегодня.- М., 2002.- № 7/8.- с.42-45.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
8. Сизова Е.Р. Использование новых информационных технологий в музыкознании и музыкальном образовании. // в журнале «Искусство и образование» №6, 2007.