Статья: Применение информационных технологий на уроках истории, в условиях успешной реализации ФГОС.


Применение информационных технологий на уроках истории, в условиях успешной реализации ФГОС.
Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий. [1]
XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.
Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка”. [6]
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”. [6]
Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 70-80-х годах было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером, формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя. Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы, которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и провести урок – презентацию, состоящую из слайдов. [8]
Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.[3]
Несмотря на то, что в учебном заведении имеются условия для использования сети Интернет, копирования, обработки текстов, создания разработок уроков с использованием возможностей компьютерного кабинета, различные обстоятельства делают эти возможности ограниченными. Работа с применением информационных технологий чаще всего осуществляется учителями без специально организованной подготовки, без соответствующих курсов, без помощи тех, кто владеет компьютером: программистов, преподавателей информатики. Без их помощи приобретение такого опыта для меня было бы очень затруднено. Особую благодарность хочется выразить учителю информатики нашего корпуса Костаревой И.Г и инженеру – программисту Кислову С. В.
Участие в фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2004 – 2005 предоставило дополнительные возможности использования ценных методических разработок коллег - историков, а также необходимых материалов в разделе “Преподавание информатики”. Гораздо успешнее осуществляется работа по разработке уроков – презентаций, факультативных, индивидуальных занятий с использованием информационных технологий при наличии персонального компьютера.
Хотелось бы остановиться на уже имеющихся результатах применения новых информационных технологий в преподавании истории, обществознания. Многие учителя,
которые уже применяют в преподавании предмета информационные технологии, отмечают, что наиболее удобным является использование мультимедийных технологий, уроков- презентаций. В этом случае компьютер на уроке заменяет всю совокупность средств обучения.
Н.Х. Розов в своей статье “Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы” совершенно справедливо отмечает недостаточное внимание, которое уделяется важнейшей задаче – разработке общей методики применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля. [9]Хочется выразить свое согласие благодарность за понимание проблем учителей, работающих в этом направлении, с мнением академика Арнольда В.И., которое приведено в названной статье. Совершенно очевидно, что “ прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является “компьютерщиком – профессионалом”. [9]Хотя сегодня имеются определенные трудности для учителя – предметника в широком применении компьютерных, информационных технологий хочется продолжить свою работу в этом направлении. Задачу вижу для себя в использовании возможностей компьютера в проведении тестирования, подготовки домашнего задания и углубленного изучения истории (Интернет), учета знаний учащихся, проведении предметной исторической недели, в ходе школьной лекции. При этом можно опираться на разработанную методику использованияресурсов Интернета в школьном курсе.[5] Отдельной темой является применение информационных технологий в профильных классах. Здесь для этого открываются еще более широкие возможности.
Информационные технологии незаменимы:
на факультативных, индивидуальных занятиях;
для организации проверочных уроков, тестирования;
при проведении вводных лекций;
в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;
при написании, оформлении и представлении исследовательской работы. [9]
Информационные технологии на уроках истории и обществознания я использую в следующих вариантах:
1. Мультимедийные презентации. Все презентации, используемые на уроках можно свести к трем основным типам. Во-первых, это компьютерный диафильм с использованием анимации, во-вторых, презентации для уроков обобщения и повторения, в-третьих, простые презентации с показом информации в виде текста, рисунков, фотографий и видеофрагментов. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики, аудиосредств, фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 2-2,5 часов. Зато готовая продукция позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока, так как управление программой сводится к простому нажатию на левую клавишу мыши. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. В своей работе я использую презентации на уроках изучения нового материала. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков, то есть, начиная с первого урока и до последнего, так и отдельные мультимедийные презентации. Например, по разделу «Россия в первой половине XIX века», «Древняя Греция», «Экономическая сфера жизни общества», «Духовная сфера жизни общества», «Административное право» и т.д. Опыт работы показывает, что целесообразно использовать данную модель информатизации на уроке не более 10-15 мин., что связано с утомляемостью обучающихся. Если презентация используется на всем протяжении урока, т.е. является его основой, то ее необходимо сочетать с другими формами работы. На уроках повторительно-обобщающего типа я использую метод интерактивных игр, когда составляются презентации по типу «Своей игры». Такая форма организации урока позволяет охватить большой по объему изученный материал, включать различного рода иллюстрации, фрагменты карт, фото и виде материалы, элементы анимации и звукового сопровождения. Метод интерактивных игр применяется во всех классах, при изучении истории и обществознания. Мною разработано несколько таких игр: «Загадки Древнего Египта», «Путешествие в Древнюю Грецию», «По страницам истории Древнего Рима», «Средневековое путешествие», «Человек среди людей», «Культурное наследие XIX века», «Петровская Россия», «Все чудеса света», «Политика и власть», «Династия Романовых», «Россия на войне».
2. Флеш-фильмы. Они позволяют нам наглядно увидеть то или иное событие, почувствовать свою сопричастность, окунуться в эпоху, наглядно представить происходящее событие. Особенно полезны флеш-фильмы на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют учащимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражение и итоги сражения. Просто на словах или схематично мелом на доске это представить намного сложнее и не даст полного понимания происходящих событий. Среди них можно выделить фильмы «Русско-японская война», «В пламени Афганистана», «Эхо холодной войны», «Сталинградская битва».
3. Работа с готовыми электронными изданиями. Использование готовых электронных изданий очень удобно для учителя, т.к. позволяет сэкономить время при подготовке учителя к уроку. К ним относятся: электронные энциклопедии, CD-диски, электронные учебники, интерактивные карты. Электронные энциклопедии используется как справочный материал, и выполняют в основном иллюстративную функцию. Данный вид электронных изданий позволяет познакомить обучающихся на уроке с дополнительным материалом и документами. В своей работе я использую такие пособия, как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»; «Государственные символы России», «Человек и общество». Например, при изучении в 7 классе в курсе обществознания темы «Власть», обучающиеся сталкиваются с таким понятием, как государственная власть. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения государственных символов России.
Так же в своей работе я использую CD-диски из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», Уроки отечественной истории 19-20 вв., Уроки Всемирной истории 18-19 вв. Уроки разработаны соответственно современным требованиям подготовки выпускников 8-9-х классов. В себе содержат 55 готовых уроков, 960 медиаиллюстраций, 1480 энциклопедических статей, более 180 видеофрагментов, 610 тестов, 23 анимации, 480 терминов и понятий. Этот уникальный проект Академии образования, позволил по-другому взглянуть на образовательный процесс в целом и преподавание истории в том числе. Диски содержат прекрасно разработанные интерактивные карты, линия времени, словари, которые способствуют быстрому поиску информации, а для более эффективного использования возможностей электронного издания разработаны специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных знаний, умений и навыков, а также логически сложных тем.
4. Анимационные карты. Использование анимационных карт позволяет «оживить» рассказ учителя, сделать его более наглядным. На таких картах прекрасно показана каждая часть сражения, действия сторон, со звуковым сопровождением. Эти приемы повышают интерес обучающихся к теме урока. Применение на уроках анимационных карт позволяет более эффективно проводить работу по формированию картографических умений и навыков обучающихся.
5. Интерактивные тесты и тренажеры по истории и обществознанию 5-11 кл. Электронные тесты удобны тем, что они наглядны. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный ответ. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Например, тест для 6 класса «Культура Древней Руси», для 7 класса «Знаки и символы», для 10 класса тест «Исторические деятели XIX века». Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле обучающимся предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.
Так же в своей работе я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Обучающиеся читают инструкцию, самостоятельно выполняют весь тест, и после обработки заданий, видят свой результат. В итоге каждый получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у обучающихся возникли затруднения с тем или иным вопросом, то они в любой момент могут вернуться к теории и еще раз изучить материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить выпускников к ЕГЭ.
Список использованной литературы:
Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире. // Преподавание истории в школе 2004 № 4, (с. 10- 18.)
Гейн А.Г. Информатика: Учеб. Для 10- 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 4-е изд. –М.: Просвещение, 2003, ( с. 67 -68)
Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика 1996 № 39, (с. 4.)
Господарик Ю.П. Электронная хрестоматия в Интернете, как средство поддержки школьного учебника истории.// Преподавания истории в школе 2005 № 2, (с. 19)
Господарик Ю. П. Интернет на уроках истории.// ПИШ 2002 № 5.
Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика 1995.№ 8, (с. 11)
Кайман В.А. Научные основы и методика преподавания информатики для учителей и студентов педвузов: Псков 1992 г. (с. 9)
Кузнецова О.В. Компьютерные технологии на интегрированном уроке по семейному праву. // Преподавание истории в школе 2004 № 6. (с. 76 – 77)
Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика. 2005 № 6, (с. 26)
Самылкина Н.Н. Методика преподавания темы “Технология обработки текстовой информации”// Информатика 2005 № 6, (с.18Рась Вера Васильевна,Использование информационных технологий на уроках истори и обществознания http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/12/ispolzovanie-informatsionnykh-tekhnologiy-na-urokakh-istorii-i