Урок изобразительного искусства на тему Все мы разные, но все мы едины


Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»
Разработка урока
Тема: Все мы разные, но все мы едины.

Разработала: учитель изобразительного искусства
Муравьева Алена Георгиевна
2016 - 2017 учебный год
Актуальность
Одна из ярких примет современного образования – возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодого поколения. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам формировать эффективное воспитательное пространство в образовательном учреждении, поселке, городе, районе.
Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории.
Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость в проведении уроков толерантности. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями культурных традиций своего народа необходимо детей регулярно знакомить с ними, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Учебный предмет Изобразительное искусство
Учитель Муравьева Алена Георгиевна
Класс 8 класс
Тема урока: «Все мы разные, но все мы едины».
Тип урока Урок систематизации знаний
Форма урока Художественная гостиная
Цель: Развитие духовных качеств личности ребѐнка через знакомство с историей традиционных праздников народов Бурятии
Задачи:
Образовательные: Создание условий для изучения, сохранения и развития традиций, национальных и культурных ценностей народов, проживающих на территории Бурятии.
Воспитательные: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей малой Родины, посредством изобразительного искусства;
воспитать бережное отношение, уважение к традициям и самобытной культуре двух народов.
Развивающие: развивать  умение самостоятельного поиска и обработки информации; эмоциональное, образное и эстетическое восприятие, умение работать в коллективе.
Планируемые результаты: Предметные умения
- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
- Умение компоновать рисунок;
- Выражать свои мысли, чувства через изобразительную деятельность.
Личностные УУД:
- Эмоциональный комфорт, толерантность;
- Продолжать воспитание интереса и бережного  отношения к народному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа;
- Чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре, формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
- Творческий подход к выполнению заданий..
Метапредметные УУД:
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- самоконтроль  и самооценка своей учебной деятельности.
- овладение начальными сведениями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности: природных, социальных, культурных.
Предметные УУД:
- воспринимать произведения народного искусства,
- участвовать в обсуждении произведений искусства, давать эстетическую оценку художественным и литературным произведениям.
- понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром.
-узнавать характерные черты русской культуры.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- формулировать свои затруднения при решении учебных задач.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; фронтальная и индивидуальная формы работы
Оборудование Оборудование для учителя:
Зрительный ряд: ИКТ- презентация, репродукции картин; фото.
Оборудование для учащихся: альбом, гуашь, акварель, кисти, цветные карандаши, художественная пастель, мелки, рабочая тетрадь.
Наглядно-демонстрационный материал Кабинет оформлен как картинная галерея.
Репродукции картин: Джорджо Вазари. «Рождество», Боровиковский В.Л. « Рождество Христово», Джорджоне. «Поклонение волхвов», Андреа Вероккьо, Леонардо да Винчи «Крещение Христа». 1472—1475, Пьеро делла Франческа (1450) «Крещение Христа», Ян ван Скорел. « Сретение Господне» 1524-26 гг., «Сретение Господне». Джироламо Романино. 1529 г., «Благовещение». Пауло Веронезе 1560, «Благовещение». Андрей Рублев. 1408, «Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому». Кон.XVIII – нач.XIX в., Рафаэль Санти «Преображение»1518-1520; Бартоломе Эстебан Мурильо. «Успение Богородицы», Юрченко Сергей - Работа "Рождество Пресвятой Богородицы", В. Е. Маковский. «Молебен на Пасху».  1887–1888 гг., Колесников Степан Федоровович (1879-1955). «Перед Пасхальной службой», «Вознесение Господне».Новгородская икона, XIV  век, «Святая Троица». Андрей Рублев, «Троица Ветхозаветная». XVII век.
Основные понятия и термины
Постоянные праздники: 7 января Рождество Христово, 19 января Крещение, 15 февраля Сретение, 7 апреля Благовещение Пресвятой Богородицы, 12 июля праздник Святых апостолов Петра и Павла, 19 августа Преображение Господне, 28 августа Успение Пресвятой Богородицы, 21 сентября Рождество Богородицы, 27 сентября Воздвижение креста Господнего, 14 октября Покрова Пресвятой Богородицы.
Переходящие праздники
Пасха в христианстве также Воскресение Христово,
Вознесение Господне, День Святой Троицы.
Бурятские традиционные праздники
Сагаалган, Сурхарбан.
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляемаядеятельностьучащихся Формы
организации со взаимодействия Формируемыеумения
(универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный
момент Подготовка учащихся к изучению нового материала.
Проверяет готовность учащихся к уроку.
- Добрый день! Начать наш урок мне хотелось с высказывания:
Традиция - это та часть нашего прошлого, которой мы помогаем перебраться в будущее.
Как вы думаете о чем это высказывание?
Какие традиционные, религиозные праздники русских и бурят вы могли бы назвать?
- Какие из этих праздников вы отмечаете всей семьёй?
- Почему так тесно переплелись две культуры?
(Ответы учащихся).
- Как мы можем сформировать тему нашего урока?
- Все мы разные, но все мы едины. Слушают учителя.
Отвечают на поставленные вопросы.
Задают вопросы. Ставят перед собой цель учебной деятельности Фронтальная работа Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели II. Изучение нового материала Рассказ
с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный - На прошлом уроке вы разделились на три команды. Каждая команда получила свое домашнее задание. И сейчас я приглашаю представить свою работу представителя первой команды, который расскажет нам о постоянных православных праздниках. Остальные учащиеся составляют в тетради таблицу: (слайд №2)
Постоянные праздники Переходящие праздники Традиционные бурятские праздники
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 2. 3.
( Выступление учащихся – доклад №1, презентация №1).
Приглашаем представить свою работу представителя второй команды, который расскажет нам о переходящих православных праздниках.
( Выступление учащихся – доклад №2, презентация №2).
Приглашаем представить свою работу представителя третьей команды, который расскажет нам о бурятских традиционных праздниках.
( Выступление учащихся – доклад №3, презентация №3).
- Каждая из команд плодотворно поработала и представила вам достаточно объемную информацию.
- Все ли перечисленные праздники вы знали до этого?
- О каких праздниках и традициях вы слышите впервые?
- Какие традиции соблюдает ваша семья?
(Ответы учащихся).
- Обратите внимание как тесно переплелись две культуры! Как дружны народы! Мы отмечаем ВСЕ ВМЕСТЕ Сагаалга и Рождество, Сурхарбан и Пасху! Мы уважаем культуру и преклоняемся перед традициями каждого народа.

Отвечают на вопросы.
Составляют таблицу: Приложение №1;
обмениваются мнениями, приводят примеры
из своего жизненного опыта Фронтальная,
индивидуальная работа Познавательные: осмысливают учебную информацию; осваивают роль традиционных праздников в становлении духовного развития человека;
классифицируют по заданным основаниям;
воспринимают информацию, необходимую для решения учебной задачи.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; составляют произвольное речевое
высказывание в устной форме о значении традиционных праздников; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.
Личностные: осознают многообразие взглядов и направлений; понимают значение знаний для человека; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
III. Творческая практическая деятельность Практический - А теперь задание: «Изобразите фрагмент любого праздника. На основе ваших работ мы создадим коллаж, где покажем синтез и в тоже время самобытность двух культур».
Работа в любой технике и любыми художественными средствами.
Оформление коллективного коллажа.
(слайд №3) Учащиеся
определяются с темой своего рисунка. Творческая работа. Индивидуальная работа Познавательные: создают практические творческие работы в технике коллаж.
Регулятивные: планируют деятельность, выбирают средства достижения цели.
Коммуникативные: организуют работу, адекватно выражают и контролируют свои эмоции; формулируют, учатся аргументировать и отстаивать свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию.
Личностные: вырабатывают внимание, наблюдательность, творческое воображение; осознают своё эмоциональное состояние IV. Итоги урока.
Рефлексия Беседа
в форме «вопрос – ответ». Выставка работ учащихся Ребята, посмотрите, какой замечательный коллаж у нас получился.
Проведите анализ ваших работ.
(Высказывания учащихся).
- В своих рисунках вы передали чувства и эмоции, показали свои традиции празднования. Мне очень приятно, что вы являетесь носителями богатой культуры и в дальнейшем свои знания передадите детям.
- А сейчас ответьте на вопросы: (слайд№4)
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий.
(Рождество)
Название праздника передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
(Благовещение Пресвятой Богородицы)
Событие Воскресения Христова. (Пасха)
Христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе. ( Вознесение Господне)
Пятидесятница. (День Святой Троицы)
Яблочный спас. (Преображение господне.)
Название праздника:
Рефлексия (Слайд №5 Приложение 1)
Оценка достижений учащихся (Слайд №6 Приложение 2) Отвечают
на поставленный вопрос.
Выполняют художественный анализ рисунков Фронтальная,
индивидуальная Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; строят понятные для партнёра по коммуникации речевые высказыванияЛичностные: осознают роль Православных праздников в отношениях между людьми.

Используемые интернет-ресурсы
https://infourok.ru/statya-duhovnonravstvennoe-razvitie-obuchayuschihsya
http://group-global.org/ru/publication/28886-tema-duhovno-nravstvennyy-komponent-
http://www.tatarstanmitropolia.ru/all_publications/hramy_tatarstana/?id=46076
http://maxreferal.ru/kursovaya-2/programma-vospitaniia-stupeni-poznaniia/
http://sc.adm-edu.spb.ru/287/Изобразительное искуство 7 класс.htm
http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2014/12/09/rabochaya
http://www.profobrazovanie.org/t178-topic
http://www.scienceforum.ru/2016/2012/2308217
http://www.rusnauka.com/1_NIO_2014/Pedagogica/3_155322.doc.htm
https://infourok.ru/duhovnost-i-nravstvennost-yavlyayutsya-vazhneyshimi
http://www.school25.edummr.ru/polishchuk
http://shpori-vsem.ru/psyhology/129.html?start
Сегодня я узнал…
Я смог…
Было интересно…
Я попробую…
Было трудно…
Меня удивило…
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Теперь я могу…
Для меня стало новым…
Я почувствовал, что…
Меня воодушевило...
Я научился…
Мне захотелось…
У меня получилось …
Я похвалил бы себя ….
Приложение 1

Приложение 2
Ф.И. учащегося____________________________________класс___________
Оценка достижения результатов при решении учебных и художественно – практических задач.
Задания 1
балл 0,5 балла 0 баллов
Изобразительное искусство
Готовность к уроку (наличие альбома, красок, кисти).
1 балл – полностью готов к уроку;
0,5 балла – нет альбома или красок;
0 баллов – не готов к уроку. Поисковая работа, обсуждение докладов, презентаций:
1 балл – защита поисковой работы;
0,5 балла – участвовал в поисковой работе, подготовке презентации;
0 баллов – не участвовал в поисковой работе. Оригинальность работы
1 балл – работа выполнена самостоятельно, не скопирована;
0 баллов – работа скопирована у одноклассника. Построение композиции,
1 балл - изображение на листе и пространство выполнено грамотно, все элементы взаимосвязаны.
0,5 балла - есть неточности в расположении изображения на листе и передаче пространства, элементы взаимосвязаны частично ;
0 баллов - грубые ошибки в расположении изображения на листе и передаче пространства, нет связи между элементами. Завершенность работы
1 балл – работа выполнена полностью;
0,5 балла – работа выполнена на половину;
0 баллов – работа не выполнена. Итого: