Урок музыки в 5 кл. на тему: «Искусства различны, тема едина»


План-конспект урока музыки
Класс: 5
Тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Четверть
Тема урока: «Искусства различны, тема едина».
Цель урока: доказать, что искусства различны, а тема едина.
Задачи:
учить находить взаимосвязь искусства слова, живописи и музыки по одной теме;
развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
развивать умение грамотно описывать свои эмоциональные переживания.
воспитывать чувство прекрасного, любовь к произведениям искусства.
Тип: урок изучения нового материала
Вид: урок формирования умений и навыков.
Средства обучения:
художественный ряд:
репродукции – И. Левитан «Осенний день. Сокольники»
И.Левитан «Золотая осень»
- И. Бродский «Опавшие листья»
портреты композиторов, художников, поэтов;
музыкальный – П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь». Из фортепианного цикла
материал «Времена года» (аудиозапись).
сл. О. Поляковой. муз. Ю. Верижникова. «Чудная пора» (фонограмма) ;
сл и муз М. В. Сидоровой «Листопад»
лирическая - Ф. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал…»
поэзия И. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад…».

Технические средства.
Видеопроэктор, экран, магнитофон, CD и аудио записи, фортепиано, репродукции картин художников, литературный источник, выставка детских рисунков на тему осени,
портреты композиторов, художников, словари, панно из осенних листьев, гирлянда из осенних листьев, эмблема у каждого ученика (кленовый лист).


Эпиграф к уроку (записан на доске)
«Природа вся полна последней теплоты…»
А. Толстой
Структура урока:
Организационный этап. (5 мин)
Музыкальное приветствие.
Чтение отрывка сказки Г. Х. Андерсена «Соловей», анализ.
Этап повторения пройденного материала.
Этап объяснения нового материала.
этап закрепления полученных знаний (самостоятельная работа);
этап подведения итогов урока;
этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
ХОД УРОКА
Организационный этап.
Музыкальное приветствие.
Под аудиозапись (пение соловья) учитель читает фрагмент сказки Г. Х. Андерсена «Соловей»
«Соловей запел, да так дивно, что у императора слёзы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала его за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён».
Проверочные вопросы:
Отрывок, из какого произведения вы прослушали? (Г. Х. Андерсен «Соловей» )
О каком вознаграждении «говорил» соловей? (Жестокий и своенравный император, услышав пение соловья, заплакал, в его душе открылось всё лучшее, что у него было. Это и было наградой для соловья, которого когда-то, тот же император изгнал из своего царства, а соловей снова прилетел, чтобы утешить и ободрить императора.)
Какова мораль сказки?( Сказка повествует об истинности красоты и бренности власти и богатства.)
II. Этап повторения пройденного материала. Проверка выполнения домашнего задания. (8 мин)
Проверочные вопросы (фронтальный опрос).
1.Знаешь ли ты какие-нибудь литературные произведения, в которых искусство и доброта образуют неразрывный союз?
Ответ: б.н.с. «Музыкант чародей»
Животворящая сила звука скрипки подействовала на 12 голодных волков посланных чертями для того, чтоб извести музыканта за его доброе сердце и красивую музыку доставляющую радость и наслаждение людям.
«Заиграла музыка. Затаился лес, листиком не шелохнёт. А волки, как разинули пасти, так словно и окаменели. Стоят, слушают музыку. Перестала играть музыка. Волки головы повесили и в лес потянулись. Вот какой был музыкант чародей».
Далее заслушиваются ответы других детей.
В «Дневнике музыкальных наблюдений» записать стихотворение о музыке, о её воздействии на душу человека.
«Песня о песне»
Почему при звуке песни и цветы сильнее пахнут,
И сады быстрее зреют, и сердца быстрее бьются?
Потому, что всё живое на земле подвластно песне.
А зачем – никто не знает, мы, певцы, не знаем сами.
Песня – ты живое чудо, ты в печали даришь радость.
Но и радость - тоже чудо, третье чудо – это дружба.
Только песня, радость, дружба человеку дарят крылья.
И о том поём мы песню, мы певцы, - народ крылатый.
Б. Заходер.
Автор стихотворения «Песня о песне» Б. Заходер воспевает необыкновенную силу искусства (песни), которой на земле всё подвластно. Песня верный спутник человека всю его жизнь. В песнях чувства и стремления человека находят своё выражение, поэтическое состояние души.
Далее заслушиваются ответы других детей.
III. Этап объяснения нового материала. (15 мин)
Звучит фрагмент «Ноктюрна» П.И. Чайковского .
Долгие столетия, прошли с тех пор, когда искусство начинало свой путь. Время неузнаваемо преобразило его облик. Дело не только в том, что совсем иными стали краски, которыми пользуются художники, что музыканты играют на других инструментах, а поэты пользуются новыми словосочетаниями. Изменился сам мир искусства: музыка, поэзия, живопись далеко ушли в глубь самих себя, образовали как бы собственное государство. И чтобы их постичь люди тратят многие годы, овладевая мастерством, приобщаясь к труду великих творцов, учатся творить сами.
Понимать искусство можно по-разному.
Если пытаться овладеть техникой мастерства художника, композитора, поэта, нужно много учиться, стать профессионалом.
Если стремиться понять смысл произведения, ощутить его эмоциональное воздействие, то здесь требуется чуткость и внимание, воображение и наблюдательность. Вот почему не обязательно быть музыкантом, художником, писателем, чтобы любить хорошую музыку, с удовольствием посещать музеи и читать книги.
Что такое искусство? ( Искусство это один из способов познания мира)
Какие виды искусства вы знаете? (музыка, литература, ИЗО, театр)
Учитель: Перед вами ряд произведений различных видов искусства:
Книги:
Репродукции картин:
Сборник пьес П. Чайковского
Диск с балетом «Щелкунчик»
И. Левитан «Осенний день. Сокольники»
И.Левитан «Золотая осень»
И. Бродский «Опавшие листья»
П.Чайковский «Октябрь. Осенняя песнь». Из фортепианного цикла
«Времена года»
А. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад…».
Вопросы:
Перечислите виды искусства, представленные их произведениями ()
Что объединяет эти произведения?
Дети: Все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, осень.
Каквы думаете, о чем на уроке мы сегодня будем говорить?Что такое тема? ( Тема – это объект окружающей действительности, описанный художником).
Обратите внимание на эпиграф урока, записанный на доске. Как вы понимаете строки поэта А. Толстого «Природа вся полна последней теплоты…»
Дети: В этих строках поэт говорит о скорой смене времени года, осени.
Учитель: На основе выше сказанного постарайтесь сформулировать тему урока.
Дети: Искусства различны, а тема едина.
Творческая работа ( в микро-группах)
Задание группе № 1.
В живописи природа играет красками, цветами, бликами.
Назовите художников, изображавших осеннюю природу на своих полотнах, продолжите предложенный мною художественный ряд.
Задание группе № 2.
Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы.
Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, продолжите литературный ряд.
Задание группе № 3.
Тема природы издавна привлекала композиторов. Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы
Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему осенней природы, продолжите музыкальный ряд.
Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы:
Группа № 1
Карточка
Художественный ряд
И.Левитан «Золотая осень»
В. Поленов «Золотая осень»
И. Грабарь «Рябинка»
И. Остроухов «Золотая осень»
Группа № 2
Карточка
Литературный ряд
И. Бунин «Лес точно в дымке расписной…»
Ф. Тютчев «Сентябрь холодный бушевал…»
А. Пушкин «Осень»
А. Плещеев «Скучная картина…»
Группа № 3
Карточка
Музыкальный ряд
П.Чайковский «Времена года. Осенняя песня»
А.Вивальди «Времена года. Осень»
Т Попатенко «Сарафан надела осень»
Подведение итогов творческой деятельности.Коллективное оценивание правильности выполнения заданий.
Учитель: Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме осени?
Дети: словами, звуками, красками выражают свои чувства, любовь к Родине, природе. Учитель: Какие чувства возникают у вас с приходом осени?
Дети: Радость, грусть, нежность, тревога, ожидание
Учитель: Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.
Какая бывает осень?
1 ученик:
Есть две осени. Одна золотая осень – радостная пышно убранная, богатая урожаем,
любят ее за щедрость, за богатство своих полей, садов, за ясные дни лазурно-голубого неба, за красу лесов, писанных золотой и багряной краской.
Учитель: Какая из картин художников подходит к описанию золотой осени?
Ученик: Левитан «Золотая осень»
2 ученик:
Вторая осень поздняя – она вызывает у человека чувства торжественного и величавого. Оно кроется в уверенной надежде человека в том, что нескончаем свет солнца, что природа вечно жива, а ее увяданье – придает природе особенную красоту.
Дети читают стихи русских поэтов - Ф.Тютчева, Н.А.Некрасова, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова, А.Н.Плещеева, А.Майкова, А.А.Фета, А.К.Толстого, И.Бунина из сборников стихов и наизусть.
Динамическая пауза.
(по музыку танца осенних листьев (Ритмическая мозаика А. Бурениной) выполнять движения в соответствии с литературным текстом)
«Мы листики осенние, на ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (машут руками).
И на землю тихо сели (приседают).
Ветер снова набежал и листочки все поднял (поднимаются).
Закружились (кружатся),
полетели (машут руками)
И на землю тихо сели (садятся по местам).»
Учитель: Обратимся к репродукциям картин.
Сравним лишь две картины


И. Бродский «Осенние листья» И. Левитан «Осенний день. Сокольники»
Учитель: Какой изображена осень на картинах? Сравните средства художественной выразительности этих двух картин? (Настроение, цвета красок, содержание) Какие чувства вы испытываете, рассматривая эти репродукции?
Дети: Сравнивая две картины – мы видим два осенних состояния: пасмурный день, увядшая листва. На первый взгляд сюжет произведений выражен в названии, но всматриваясь в полотна глубже, понимаешь, что в них скрыто что-то большее. «Осенний день. Сокольники»; парк, женская фигура, идущая нам на встречу. Может быть, всё дело в этой одинокой фигуре? Мы невольно проникаемся состоянием этой неведомой нам женщины и пытаемся понять: о чём она думает, что чувствует. Сожалеет ли она о прошедшем лете, когда парк был таким зелёным и весёлым, или о чём-то ушедшем, далёком, но дорогом сердцу?
Дети: Не о том ли самом рассказывают нам и опавшие листья? Ведь и они когда-то впервые распустились навстречу весеннему солнцу, росли и ярко зеленели, радуясь вечно теплому и приветливому миру. Но вот — все изменилось, и теперь они лежат на земле, они все еще прекрасны, но ничто никогда не вернет им прежних красок, прежнего веселого трепетания
Учитель: Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения. (работа с литературными источниками)
Дети:
И. Левитан « Осенний день. Сокольники»
Сентябрь холодный бушевал,
С деревьев ржавый лист валился,
День потухающий дымился,
Сходила ночь, туман вставал.
И всё для сердца и для глаз
Так было холодно, бесцветно,
Так было грустно, безответно…
Ф. И. Тютчев.
И. Бродский «Опавшие листья»
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты;
Кружатся медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом;
Невольно я слежу за ними взором думным,
И слышится мне в их падении бесшумном:
- Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты.
А. Толстой (фрагменты)
Учитель: Какими выразительными средствами поэты создают образ осени?
Дети: олицетворение, сравнение
Учитель: Особый эмоциональный тон пейзажей необыкновенно близок настроению пьесы П. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года». Композитор также стремится не просто передать прекрасный облик увядающей осенней природы, он вносит в звучание своей пьесы щемящую человеческую ноту. Эпиграф, взятый из стихотворения А. Толстого, подчеркивает этот мотив боли и сожаления: «Осень, осыпается весь наш бедный сад...» «Бедный сад» — это ведь не просто пейзаж, это человеческая грусть, сложное чувство жалости и смирения перед неизбежным.
Давайте вспомним, что мы с вами знаем о человеке, написавшем эту чудесную музыку?
Дети: П.И. Чайковский, великий русский композитор, предпочел карьере юриста (его основное образование) сочинение музыки. Родился он в Воткинске, на Урале, в 1840 году, а создавал оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), музыку к балетам («Спящая красавица», «Лебединое озеро») в Петербурге. Там же был написан цикл “Времена года”.
Учитель: Кому он посвятил свои произведения?
На доске отрывок из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк. Читаем.
Дети: «Для меня есть величайшее благо знать, что есть на свете другая родственная душа, которая так чутко отзывается на мою музыку». П. Чайковский.
Звучит «Октябрь. Осенняя песня» П. И. Чайковского.
(На фоне музыки слайд шоу, картины осенней природы )
Учитель: Какие изобразительные интонации передает музыка?
Дети: Пётр Ильич Чайковский в своем произведении передал тишину осени, задумчивость природы. Октябрь, середина осени. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя.
Улетели листья с тополей,
Совершилась в мире неизбежность.
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и нежность —
так почти сто лет спустя написал об осени замечательный русский поэт Николай Рубцов.
Учитель: У поэта есть красочные слова, у художника краски и кисти, а каков язык музыки?
С помощью чего композитор передаёт содержание своего произведения?
Дети: С помощью средств музыкальной выразительности.
· Темп (быстрый, медленный);
· Лад (окраска, характер): мажорный (веселый, жизнерадостный), минорный (грустный, проникновенный).
Учитель: От этих средств, выбранных композитором, зависит передача музыкального образа. Сейчас мы послушаем музыку второй раз. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните таблицу. Запишите те средства музыкальной выразительности, которые композитор использовал в своём произведении.
Напомню, что пьеса называется «Осенняя песня» композитора П. и. Чайковского.
(для слабых учащихся раздать словари с планом анализа музыкального произведения и таблицы эмоционального состояния)
ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ музыкального произведения:
________________________________________________________________
Инструкция:
дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров:
Характер мелодии__________________________________________________
Лад_______________________________________________________________
Темп______________________________________________________________
Регистровые, динамические особенности_______________________________________________________
Жанр_____________________________________________________________
Форма____________________________________________________________
Образное содержание______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Прокомментируйте свои творческие работы.
IV. Этап закрепления полученных знаний. (10 мин)
Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов о чьих произведениях сегодня шла речь на уроке. Если вы правильно подберёте, и впишите их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, название времени года, которому посвящёны их произведения.

Б Р О Д С К И Й
Ч А Й К О В С К И Й Т Ю Т Ч Е В Л Е В И Т А Н В И В А Л Ь Д И

Какой музыкальный инструмент исполнял «Осеннюю пеню» П. Чайковского. (фортепиано)
Учитель демонстрирует картину И. Бродского «Опавшие листья». Как называется эта картина?
Учитель: Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню?
Дети: мы хотели бы исполнить нашу любимую песню из репертуара четвёртого класса
Ю. Верижникова «Чудная пора»)
Учитель: Почему именно эту песню вы хотите исполнить?
Дети: очень красивая мелодия, текст песни соответствует описанию осенней природы и настроению, по тематике песня подходит к нашей осенней теме урока
Учитель: Вспомните, как правильно сидеть во время пения? Кто забыл, посмотрите на стенд у доски. Что мы всегда делаем перед началом пения?
Дети: Разогреваем голосовые связки.
Учитель:
Распевание:
Сл и муз М. В. Сидоровой.
«Листопад»
Листопад, листопад – Т5/3 сверху в низ.
Листья жёлтые летят. – нисходящее движение мелодии от IV ступени к I.
Исполняется по полутонам вверх и вниз.
Учитель: Вспомните и скажите (вступление уже звучит на mf), как звучит мелодия песни «Чудная пора»», в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе?
Дети: в умеренном темпе, присутствуют синкопы, пунктирный ритм, исполняется на mf, с чувством, любовью к осеннему времени года.
Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение.

Сл. О. Поляковой. Муз. Ю. Верижникова.

«Чудная пора»
Стали дни давно корче, 2. Я одна (один) брожу у дома
Но зато длиннее ночи. Мне здесь всё давно знакомо,
Пахнет жёлтою травою. Но в волненье замираю.
Яблони давно созрели, Словно птицы в поднебесье,
Ветки яблонь поредели, Мне давно всё интересно.
И усыпан сад листвою. Отчего, пока не знаю.
Припев:
Чудная пора, осень. 3. Куст рябины веткой машет,
Ветер листья носит, носит. Дождь на крыше тихо пляшет,
Снова птицы улетают, Я своё окно раскрою.
Тают в небе, тают в небе, Здравствуй, осень, золотая,
В небе тают. Скоро, скоро я узнаю,
Тайны, что несёшь с собою.
V. Этап подведения итогов урока (рефлексия).
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Чему вы научились? (узнавать произведения искусства, определять средства
. музыкальной выразительности ).
3. Что понравилось больше всего на уроке?
4. О чём бы вы рассказали своим родителям?
5. Какие качества помогают человеку глубже почувствовать произведения искусства?
(чуткость, внимание, воображение)
6. Какая группа оказалась более внимательной?
Оценки за работу выставляют, комментируя, руководители групп.
Учитель:
Соприкоснувшись с различными видами искусства, мы видим, как по своему художники, поэты и композиторы, каждый своими средствами выразительности передали одно, и тоже состояние природы. Раскрыли главную идею и мысль своих произведений. Мы доказали, что искусства могут быть различны, а идея их создания едина. Потому, что искусство это выражение внутреннего и внешнего мира, образное осмысление действительности.
VI. Этап информирования обучающихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
1. Все времена года отражены в искусстве.
Составь свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного
искусства для урока – концерта «Природа в искусстве». Запиши его в «Дневнике
музыкальных наблюдений».
2. В течении недели если вы будете слушать музыку композиторов на тему осени, запишите их названия и авторов. (просмотр канала «Культура»)
Спасибо за работу на уроке!

Дети покидают класс под музыку П. И. Чайковского «Осенняя песня»
Литература для самостоятельного изучения данной темы.
«Веселее нотки» журнал для музыкальных руководителей №3/2003 г.
М. А. Давыдова «Уроки музыки» М.: Просвещение 2008 г.
В помощь преподавателю «Музыка» тематические беседы 1-7 класс издательство
Учитель 2009 г.