Доклад на тему:Особенности организации самостоятельной двигательной активности в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет, в условиях реализации ФГОС ДО»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей № 50»
Доклад
«Особенности организации самостоятельной двигательной активности в группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет,
в условиях реализации ФГОС ДО»
Выполнила воспитатель
Алпыспаева Татьяна Равильевна
Оренбург 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..…3
Условия, ограничивающие самостоятельную двигательную
активность детей…………………………………………………………….5
Организация предметно-пространственной среды в группе «Солнышко» ………………………………………………………..………..6
Заключение………………………………………………………………….………7
Список литературы…………………………………………………...……………8
Стандартизация образовательных систем во всём мире затронула и нашу страну. Для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования (Закон РФ «Об образовании», ст. 95).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. В образовательной области «Физическое развитие» главной задачей является гармоничное развития у воспитанников физического и психического здоровья. Работа по оздоровлению и физическому воспитанию детей строиться на основе ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Важно не просто проводить образовательную деятельность по здоровьесберегающим технологиям, но и создать единый процесс взаимодействия педагога и воспитанников, где гармонично переплетаются разные образовательные области. В конечном итоге каждый ребёнок получит представления о здоровье человека как о главной ценности, которая необходима ему для полноценной жизни.
Всё это невозможно без взаимодействия педагогического коллектива и родителей воспитанников. Задачи образовательных областей решаются в разнообразных видах деятельности, при этом участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом. В каждой из образовательных областей в разных видах деятельности педагог обращает внимание детей на те или иные правила сохранения здоровья. В ходе непосредственно образовательной деятельности, наблюдения, исследовательской деятельности, при чтении художественной литературы педагог рассматривает проблемы культуры здоровья человека, правил безопасного поведения. Всё это оказывает большое влияние на развитие представлений детей о здоровье.
На современном этапе развития общества, выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах страны. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.
Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий.
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.
Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В современном мире дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Всё больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей, как в семье, так и в детском саду.
В работе по организации двигательной активности мы тесно взаимодействуем с родителями через проведение индивидуальных и групповых консультаций, подготовку памяток, совместные мероприятия, досуги и др.
 

1.Условия, ограничивающие самостоятельную двигательную
активность детей.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе - удовлетворение естественной потребности. Свой внутренний мир (удовольствие, удивление, сосредоточение, радость и т.д.) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Во всех программах дошкольного воспитания, в соответствии с ФГОС, большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации двигательного режима воспитанников. Однако важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:- замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду и квартир;- ограничением двигательной активности на прогулках (сокращение игровых площадок, большое количество транспорта);
- требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадёшь и т.п.);- увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;- преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);- генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).
Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную активность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое и в квартире, где места зачастую ещё меньше.
Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади (группы, квартиры и т.п.)

2.Организация предметно-пространственной среды в группе «Солнышко»
Цель самостоятельной двигательной активности детей - дать возможность детям самим выбрать любимое увлечение, проявить себя, свои творческие возможности, способности полученные ранее.
В группе «Солнышко» предметно-пространственная среда позволяет детям самостоятельно организовывать двигательную активность в условиях ограниченного пространства. Для этого в группе созданы следующие условия:
- спроектированная самостоятельно педагогами мебель не только определяет зонирование в группе, но и позволяет освободить достаточно большое пространство для организации самостоятельной двигательной активности детей;
- в группе находится уголок физического развития, который не занимает много места и очень интересен детям. Было приобретено специальное спортивное оборудование (обручи, скакалки, мячи, гимнастические палки и многое другое), позволяющее организовывать самостоятельно двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства.
-в группе используются специальные атрибуты для организации различных видов игр, позволяющие активизировать двигательную деятельность детей. Например, в сюжетно-ролевых играх используются различные коляски, маски животных, атрибуты театральной деятельности и т.д.
-в группе имеется специальный коврик с изображением дорог, позволяющий детям не только играть на нём, но и использовать его в качестве атрибута для организации своих игр, (возведению построек и т.п.);
-каждая ООД обязательно включает в себя физкультминутки;
-детьми активно используются материалы, представленные в уголке ППД;
-в группе используется фонотека и музыкальные инструменты, активизирующие не только двигательную активность, но и способствующие творческому воображению.
-ежедневно проводится закаливание с использованием оборудования, позволяющего активизировать двигательную деятельность детей после сна.
Навыки и умения полученные в совместной ООД, дети с удовольствием применяют в самостоятельной деятельности.
Таким образом, в группе созданы условия детям для организации самостоятельной двигательной активности в ограниченном пространстве.
Подводя итоги, необходимо отметить, что дошкольное детство - особый период в жизни ребёнка. Именно в это время закладывается фундамент здоровья будущего взрослого человека, формируются физические качества, двигательные умения и навыки. Основными задачами дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее, своевременное и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма. Немаловажную роль в системе физического воспитания играют прогулки-походы; различные виды гимнастики; различные виды двигательной активизация детей на площадке, подвижные игры, совместные мероприятия со специалистом физического воспитания и др.
Список литературы
Детский сайт Президента России www.president.kremlin.ru
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // Российская газета. ― 2013. ― Федеральный выпуск № 30384. – 25 ноября 2013 г. ― URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 12.02. 2015).
Российский образовательный правовой портал www.law.edu.ruСайт «Все для детского сада» www. Ru
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – 2012. – Федеральный выпуск № 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 10.02. 2015).