Конспект урока (фрагмент) математики Тема урока: Составление задач по рисунку.


Конспект урока (фрагмент)
ПО МАТЕМАТИКЕ
в 1 классе «Г»
(УМК «Школа России»)
Урок провела
учитель начальных классов
ГБОУ ЦО № 1925
Полухина Елена Александровна
г. Москва, ноября 2010 г.
Тема урока: Составление задач по рисунку.
Цели: через сравнение и наблюдение познакомить с задачами на сложение и вычитание; учить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
Планируемые результаты: учащиеся научаться выполнять анализ задачи; составлять задачи на сложение и вычитание; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, содержание).
2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать своё рабочее место под руководством учителя.
2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
5.Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника.
6. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
1. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
2. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
3.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Личностные результаты: учащийся моделирует ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения; прогнозирует результат вычисления; планирует решение задачи; объясняет выбор арифметических действий для решений; действует по заданному плану решения задачи; контролирует обнаружение и устранение ошибок арифметического (в вычислении) характера; наблюдает за изменением решения задачи при изменении её условия; выполняет краткую запись разными способами, в том числе с помощью геометрических образов, а так же формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор с экраном, CD с электронным приложением к учебнику «Математика 1 класс» Моро М.И. «Математика 1 класс», у детей раздаточные карточки с рисунками:

и ещё раздаточные карточки для групп: условие задачи, вопрос задачи, решение задачи и ответ задачи.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Вид УУД
II. Актуализация знаний
4. Фронтальная работа
К началу урока на доске представлен рисунок и записи под ним:

4 – 2 5 – 3 5 – 4
3 + 2 5 – 2 2 + 3
- Дети, рассмотрите внимательно рисунок.
- Посмотрите на выражения под ним и назовите те, которые подходят к данному рисунку и объясните, что они означают.
- Хорошо, а есть ли среди оставшихся выражений ещё подходящие к данному рисунку?
- Молодец,…, правильно заметила и объяснила. Тогда кто может объяснить, почему же вы не назвали оставшуюся запись?
- Сейчас мы с вами попробовали к рисунку найти подходящие записи и объяснить их. Многие из вас справились с этим заданием очень хорошо! Во время объяснения некоторые попробовали составить задачи. А кто напомнит, что такое задача?
- Хорошо, а чтобы ответить на вопрос задачи, что нужно сделать?
- Правильно, назовите составные части задачи. Дети рассматривают рисунок.
Дети «изучают выражения». Сначала называют выражение
2 + 3 (« К 2 квадратам добавили 3 треугольника – всего получили 5 фигур»), затем наблюдательные называют выражение 3 + 2 («К 3 треугольникам добавили 2 квадрата и получили 5 фигур»)
Самые наблюдательные находят ещё: 5 – 2 («Всего фигур 5, забрали 2 квадрата, осталось 3 треугольника») и 5 – 3 (« Всего 5 фигур, из них 3 треугольника, остальные квадраты, значит квадратов 2»)
Невнимательный ученик называет выражение 5 – 4, но объяснить его не может, а в этот момент наблюдательный ученик объясняет ему: «Это выражение не подходит, т.к. всего 5 фигур, из них 2 квадрата и 3 треугольника, а 4 – в этом рисунке ничего не обозначено, значит, эта запись не подходит.» Выражение 4 – 2 тоже не подходит, т.к. на данном рисунке ничего 4-х нет, а есть только 2, 3 и 5 предметов (фигур)
Задача – это математический рассказ, в котором есть вопрос.
Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно её решить.
Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи. П К, РК, Р.
Р, К
III. Самоопределение к деятельности - Посмотрите, на ваших столах лежат карточки с воздушными шарами и листочками.
- Задание такое: составьте по рисунку с шариками 4 равенства.
(Во время самостоятельной работы учитель ходит по классу и наблюдает за ходом выполнения работы)
- Давайте проверим, как вы смогли справиться с заданием.
Учитель соглашается с таким объяснением задания. Просит остальных ребят свериться с записями на доске, и если у кого есть неточности выполнения, их исправить.
- Составьте теперь 4 равенства по рисунку с листочками.
-Как думаете, сколько задач можно составить по каждому рисунку?
На этот вопрос мы узнаем ответ к концу урока, а сейчас откройте учебники на с.90 и прочитайте, что мы сегодня будем делать на уроке.
- Как вы понимаете слова «составлять задачи»? Дети рассматривают карточки.
Дети самостоятельно анализируют рисунки на карточках и составляют 4 равенства.
Ребёнок, который быстрее и правильнее всех справился, выходит к доске, записывает равенства и комментирует их: «2+1=3 – к 2 круглым маленьким шарам прибавили 1 большой шар, получили 3 шара. 1+2=3 – к 1 большому шару прибавили 2 маленьких, получили всего 3 шара. 3-2=1 – всего 3 шара, из них 2 маленьких, значит 1 большой. 3-1=2 – всего 3 шара, из них 1 большой, маленьких шаров 2».
Дети выполняют рекомендацию учителя и исправляют неточности, допущенные при составлении равенств (у кого они обнаружились).
Работа выполняется по аналогии по 2 рисунку.
Дети озвучивают свои варианты: 1, 2, 4…
Дети открывают учебник и зачитывают: «Будем учиться составлять задачи по рисункам и решениям».
Это значит, называть условие и вопрос задачи. П.
Р.
К.
Р.
П., Р.
К.
П.
Р.,К.
IV. Работа по теме урока. - Ребята, давайте рассмотрим на с. 90 под №1 первый рисунок. Что на нём изображено?
- Правильно. Составьте задачу, в решении которой будет знак +.
-Хорошо, назовите решение задачи.
Ответьте на вопрос.
-А сейчас попробуйте составить задачу, в решении которой будет знак –.-Назовите решение задачи.
-Каким тогда будет ответ?
-Молодцы! Посмотрите внимательно на 2-ой рисунок. О ком будем составлять задачи?
-Составьте задачу, в решении которой будет знак +. Воспользуйтесь таблицей с названиями структурных частей задачи.
-Составьте задачу, в решении которой будет знак – , пользуясь названиями структурных частей задачи.
- А сейчас, я вас разделю на группы по 4 человека, каждая группа получит 4 карточки (условие задачи, вопрос задачи, решение задачи и ответ задачи). Каждый ученик отвечает только за свою карточку во время ответа.
- Группы 1, 3, 5 – работают с третьим рисунком, группы 2, 4, 6 – с четвёртым рисунком. Группы 1 и 2 - составляют задачи, в решении которых будет знак +, оставшиеся группы составляют задачи, в решении которых будет знак –. Давайте посмотрим, как с этой творческой работой справилась команда № 3.
(Аналогично заслушиваются все команды)
Молодцы! Оцените работу друг друга. Дети рассматривают рисунок и рассказывают: «4 цыплёнка клюют зёрна, и 2 ещё к ним бегут».
Дети составляют задачу: «Было 4 цыплёнка, они клевали зёрнышки. К ним прибежали ещё 2 цыплёнка. Сколько всего цыплят стали клевать зёрнышки?»
4+2=6 (цыплят).
Всего стало 6 цыплят.
«Всего во дворе 6 цыплят, 4 цыплёнка у кормушки. Сколько цыплят ещё к ним бегут?»
6 – 4 = 2 (цыплёнка).
Ответ: к кормушке бегут 2 цыплёнка.
Дети рассматривают рисунок.
«Об утятах, которые плавают на озере».
Дети составляют задачу, отвечают по цепочке: 1-ый ученик говорит условие (« На озере плавало 5 утят. Ещё 2 утёнка стояли на берегу.»), 2 –ой – вопрос задачи (« Сколько всего утят было на озере?»), 3-ий – решение(« 5 + 2 = 7 утят») и 4 – ый – ответ(« 7 утят всего было на озере.») Аналогичная работа.
Дети делятся на группы по 4 человека и разбирает каждый себе по одной карточке.
Групповая работа. Дети коллективно составляют и решают задачи, при этом каждый ученик отвечает за определённую составляющую часть задачи.
Встают ученики 3 – ей команды. 1-ый ученик: «На озере плавало 5 лебедей, из них 3 – лебедёнка.» 2 –ой ученик: «Сколько взрослых лебедей плавало на озере?» 3 – ий ученик: «5 – 3 = 2 лебедя»и 4 – ый ученик: «Ответ: На озере плавало 2 взрослых лебедя».
Дети благодарят друг друга аплодисментами. П, К.
Р., К.
Р., К.
П.
Р., К.
Р., К.
Р., К.
Физ.минутка.