Конспект по русскому языку Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание


Русский язык «Школа России»
Школа: № 8
Класс: 3«В»
Дата проведения урока: 27.02.2015
Тема урока: «Роль имен прилагательных в тексте. Текст-описание»
Тип и вид урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: дать представление о тексте-описании, развивать умение употреблять имена прилагательные в речи, воспитывать интерес к природе.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, умение ориентироваться в своей системе знаний по заданному вопросу.Регулятивные: организация своей работы по заданию учителя.
Коммуникативные: умение слушать и высказывать свою точку зрения, оформлять мысли в устной форме.
Личностные: выражение положительного отношения к уроку, проявление аккуратности и внимания.
Планируемые результаты: уметь употреблять имена прилагательные в речи, отличать текст-описание от художественного текста.
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс, часть 2 В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого.
Учитель: Ахкямова Марина Анатольевна.
Выполнила: Студентка 412 группы ЗПК Гильмутдинова Эльвира Ф.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I Орг.момент Приветствие, посадка, проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя. Личностные.
II Актуализация знаний Ребята, сегодня мы выясним, какую роль выполняет имя прилагательное в тексте и составим текст-описание.
– Что такое имя прилагательное?
– Что еще вы знаете об имени прилагательном.
– Запишите слова. Обозначьте орфограммы.
Солёный, резкий, классный, гладкий, грустный, кленовый, робкий, мягкий, живой, ловкий, гибкий, широкий, ранний.– Распределите имена прилагательные в три столбика: 1) обозначающие цвет; 2) обозначающие вкус; 3) обозначающие размер.
Маленький, длинный, сладкий, красный, голубой, солёный, кислый, большой, чёрный. – Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие?
– 1) Красный, голубой, чёрный.
2) Сладкий, солёный, кислый.
3) Маленький, длинный, большой. Регулятивные, коммуникативные, познавательные.
III Самоопределение к деятельности – Прочитайте текст.
В весеннем лесу
На деревьях лопнули душистые почки. Из земли показалась молодая травка. Летят из улья и дружно жужжат пчёлы. Петька бежит по узкой тропе. Весенний лес наполнен жизнью. Вот низкий берег ручья. Петя пьёт холодную воду.
– Ребята, как вы думаете, какой это текст?
– Это текст-описание. Текст-описание – это текст, в котором описывается какой-либо предмет или явление.
– Прочитайте этот текст без имён прилагательных.
– Изменился текст? Обоснуй свой ответ.
– Какую роль играют имена прилагательные в речи?
– Итак, тема сегодняшнего урока – «роль имён прилагательных в тексте-описании». Предположения детей.
Читают без имён прилагательных.
– Текст изменился, он перестал быть красочным, ярким.
– Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой. Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
IV Работа по теме урока Работа по учебнику
Упражнение 119 страница 68
– Прочитайте тексты.
– Найдите описание цветка в каждом тексте. Прочитайте.
– Сравните имена прилагательные, данные в текстах. Что вы заметили?
– Первый текст художественный, а второй – научный.
– В каком тексте даётся более точное описание? Обоснуйте свой ответ.
– Какая часть речи даёт более полное описание растения?
(Работа по вопросам и заданиям упражнения)
– А теперь ребята, спишите первый текст, обозначьте имена прилагательные.
Работа со словом из словаря
– Отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может.
– Объясните значение этого слова.
– Найдите слово растение в орфографическом словаре.
– Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
– Составьте предложение со словом растение, запишите.
– Запомните написание этого слова.
– Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок.
– Найдите слово ромашка в орфографическом словаре.
– Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
– Составьте предложение со словом ромашка, запишите.
– Запомните написание этого слова.
Запишем ещё несколько слов (Добавить словарные слова из словаря в учебнике – растения) – С белым ободочком жёлтые сердечки.
– В первом тексте они более простые по восприятию, а во втором – более сложные, научные.
– Во втором, т.к. здесь описаны и листья, и стебель, и цветки растения.
– Имя прилагательное.
– Растение.
– Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из воздуха и почвы.
Записывают в тетрадь.
– В лесу растут разные лекарственные растения.
– Ромашка.
– В поле растёт очень много красивых ромашек. V Физ.минутка Встали руки вверх подняли, опустили вниз, в стороны.
Присели, встали, руки вверх подняли и спокойно сели.
Глазки вверх, вниз, вправо, влево.
Глазки крепко закрыли, открыли и продолжаем работать. VI Закрепление изученного материала Упражнение 120 страница 69
– Ребята посмотрите иллюстрацию к тексту. Это растение называется «кошачья лапка». А называется оно так из-за того, что имеет нежные и бархатистые головки, которые похожи на лапки кота.
– А теперь давайте прочитаем текст.
– Ребята, скажите, какое это описание: научное или художественное?
– Почему цветок так называется?
– Как вы думаете, что привлекло автора во внешнем виде цветка?
– Какие сравнения использованы в описании?
– Скажите, какое прилагательное даёт оценку цветку?
– Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. (Проверка)
– А теперь я вам расскажу о говорящих названиях растений. Послушайте внимательно.
Страничка для любознательных страница 69 (рассказывает учитель). Показ презентации с этими растениями.
– О каких «говорящих» названиях цветов идёт речь?
Рассматривают иллюстрацию к тексту.
Читают текст.
– Это художественное описание.
– Цветок так называется, потому что похож на лапки кота.
– То, что этот крошечный цветок похож на кошачью лапку.
– Похож на мохнатую кошачью лапку, в сердцевине цветка как бы застыла капелька живой тёплой крови.
– Крошечный розоватый цветок.
– О колокольчике, белокрыльнике, стрелолисте, кошачьей лапке, медунице, подснежнике, подсолнухе, камнеломке, подснежнике и пустырнике.Регулятивные, познавательные, коммуникативные.
VII Подведение итогов – О чём сегодня говорили на уроке?
– Какую роль играют имена прилагательные в речи?
– Что такое текст-описание?
Ответы детей.
– Имена прилагательные описывают предмет, называют его характерные признаки, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным. Речь человека становится яркой.
– Текст-описание – это текст, в котором описывается какой-либо предмет или явление. Регулятивные, коммуникативные.
Подпись учителя____________ Ахкямова Марина Анатольевна