Внеурочная деятельность по английскому языку-средство развития познавательной активности к предмету у младших школьников.


Т.Ф. Колесникова
г. Алдан РС (Якутия) МБОУ СОШ № 1
Внеурочная деятельность по английскому языку –
средство развития познавательной активности кпредмету у младших школьников.
На примере курса «Праздничный калейдоскоп».
Оглавление:
Введение. Актуальность исследования.
Развитие познавательной активности учащихся как психолого –
педагогическая проблема.
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной
активности учащихся, формирования мотивации учения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс «праздничный калейдоскоп».
Результативность программы.
Список литературы.
Приложение.
Введение. Актуальность проблемы.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Однако уже в третьем классе наблюдается снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Это объясняется рядом объективных причин.
– Увеличивается объем (в сравнении со 2 классом) изучаемого материала, ускоряется темп работы на уроке.
– Цифровая система оценивания превращает урок в «общение ради оценки», а не ради «общения и знаний».
– Увеличивается количество материала, предназначенного для самостоятельного изучения; появляются творческие задания, которые требуют от ученика начальной школы высокого уровня концентрации внимания, произвольности запоминания и других психических процессов, которые у младших школьников ещё находятся в стадии развития.
– Данные мониторинга показывают, что для третьеклассников наиболее важными причинами, понижающими интерес, являются сложность урока, трудности сохранения вербальных средств памяти, трудности чтения, трудности выполнения домашних заданий.
– Третьеклассники осознают и глубоко переживают тот факт, что у них не всё получается, когда они воспринимают иноязычную речь на слух («Не понимаю учителя»), когда они читают текст («Не умею читать» или «Плохо читаю»), когда они говорят («Плохо разговариваю на английском языке»).
Всё это отрицательно воздействует на интерес к предмету. Названные выше трудности аудирования, чтения, говорения, запоминания лексических и грамматических единиц, испытываемые учащимися являются одновременно результатом неправильной интерпретацией учителем принципа индивидуального подхода: не все учащиеся усваивают учебный материал.
Учитель зачастую ограничивается тем, что материал усвоен небольшой частью школьников – в основном хорошо успевающими учениками. Это приводит к тому, что в одном и том же классе, у одного и того же учителя одни ученики не любят иностранный язык и всё делают плохо – говорят, читают, понимают учителя; другие любят этот предмет и хорошо успевают в нём. Если в классах есть учащиеся, занимающиеся с интересом, то этот интерес обуславливается тем, что этим ребятам уделяется большее внимание со стороны учителя, им помогают дома. Они хорошо успевают по всем предметам, и у них своя стратегия усвоения языка, свои приёмы познания, что характерно для всех способных, одарённых учеников. Цель же обучения в том, чтобы обеспечить требуемый уровень знаний, умений и навыков у всех учащихся: и у средних и у слабых, а именно они составляют большинство. Некоторые учителя до сих пор прибегают к отрицательным оценкам не столько за знания, сколько за поведение на уроке. Кроме того, выставление оценок за активность на уроке действительно может вызвать у учащихся непонимание того, за что они получили ту или иную оценку. Если учитель кричит на учеников, он тем самым лишает себя необходимых условий для успешного общения с классом, с каждым учеником на изучаемом языке. А ведь только общение может обеспечить практическое владение языком. Вопросам повышения мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания. Согласно психологическим исследованиям мотивации интереса при обучении иностранному языку, как и любому другому предмету, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности, и обладает, поэтому большей побудительной силой. Она является основным элементом, создающим интерес к учебной деятельности. Внутренняя мотивация подкрепляет внешнесоциальные мотивы «чтобы быть образованным и культурным человеком», «пригодится в жизни», «необходим для поездок за
границу» и узколичные мотивы «не хочу получать плохие оценки», «не хочу, чтобы меня ругали дома», придающие смысл учебной деятельности.
Другими словами, если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух, узнавать новое, когда он получает удовольствие от выполняемой работы по изучению языка, тогда мы можем сказать, что у него есть интерес к изучению предмета «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения успеха. Фактор интереса к учению имеет большое значение для успешной реализации главной цели: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Использование интересных, эффективных приёмов обучения, активных форм работы. Креативный подход позволяют добиться успехов в этом направлении.
Исходя из актуальности проблемы формирования познавательного интереса, сформулирована тема исследования: «Внеурочная деятельность по английскому языку – средство развития познавательной активности у младших школьников».
Цель исследования: влияние внеурочной деятельности на формирование и развитие познавательного интереса к английскому языку.
Объект исследования: внеурочная деятельность.
Предмет исследования: эффективность методики организации внеурочной работы, направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к английскому языку.
Задачи исследования:
– Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
– Изучить влияние внеурочной деятельности по английскому языку на повышение познавательных интересов младших школьников.
– Разработать систему внеурочных занятий по английскому языку и методику их проведения.
– Экспериментально проверить эффективность влияния внеурочной работы на познавательный интерес.
Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение. Что систематическая и целенаправленная внеурочная деятельность способствует повышению познавательного интереса учащихся к английскому языку.
Методы исследования:
– Изучение и анализ учебной и методической литературы.
– Педагогический эксперимент.
– Наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей.
– Анализ устных и письменных работ учащихся.
– Анкетирование.
– Тестирование.
– Беседа.
– Анализ результатов экспериментов.
База исследования: 3-е классы МБОУ СОШ № 1.
Развитие познавательной активности учащихся как психолого-
педагогическая проблема.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего среднего образования. Повышение качества подготовки выпускников средней школы. Формирование их активной жизненной позиции – является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания
школьников.
Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от учителя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти, творческого воображения.
Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, учащиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.
Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность. Тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребёнка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому – труд. Речь идёт о труде мыслителя; детский труд – это активное видение мира.
Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться?
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом не надо забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом. Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:
Накопление информации.
Искусственное навязывание интереса.
Самостоятельная познавательная активность.
Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам и предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней.
Второй этап сводится к искусственному навязыванию учащимся интереса к теме. Это должно происходить непринуждённо и просто. Учащимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии, похода на вернисажи и выставки. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес учащихся к теме. Данный этап даёт огромное значение в развитии познавательной активности учащихся. Если второй этап развития перейдёт к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдёт появление у учащихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития – это самостоятельная познавательная активность учащихся.
Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения учащимися на уроках.
Развитие познавательной активности учащихся это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.
Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.
Повышение активности школьников в обучении достигается так же путём использования педагогических приёмов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приёмов относится эмоциональность речи учителя. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у учащихся эмоциональную
приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.
Нужно создать в каждом классе психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.

Какие формы работы служат для стимулирования познавательной
активности учащихся, формирования мотивации учения?
– Дидактические игры и упражнения.
– Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
– Использование традиционных форм наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитная доска, аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты).
– Внеурочная и кружковая работа по предмету.
– Творческие работы учащихся.
– Проведение предметных олимпиад.
– Использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).
– Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Результативность программы определяется диагностическими исследованиями:
– Начальная диагностика.
– Формирующий эксперимент.
– Итоговая диагностика.
Входе исследования было выделено три уровня развития познавательной активности младших школьников в обучении: высокий, средний и низкий. Оценка уровней производилась по таким критериям, как мотивационный, включающий как показатель – интерес к изучаемому предмету; когнитивный (показатели – категории учебных целей по П.Блюму – знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка); конативный (показатель – познавательная активность).
Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к предмету, содержанию обучения, склонностью к работе по образцу, невыраженным стремлением к знаниям, отсутствием инициативности.
Средний уровень характеризуется широкими, но неустойчивыми знаниями и интересами, материал усваивается не полностью, присутствуют элементы инициативы и самостоятельности.
Для высокого уровня характерны широкие и устойчивые знания и интересы, проявление творчества, самостоятельности, инициативности.
Для получения данных об уровнях развития познавательной активности
младших школьников были использованы различные методы научно-педагогического исследования: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, тестирования детей, изучение продуктов деятельности учащихся и др.
В процессе проведения начальной диагностики была поставлена следующая цель: исследовать уровни знаний, интереса и познавательной активности младших школьников.
В исследовании приняли участие 52 ребёнка (учащиеся третьих классов).
Результаты исследования показали, что 6 учащихся имеют низкий уровень познавательной активности, 26 учащихся средний уровень. 20 учащихся высокий уровень познавательной активности.
Целью формирующего эксперимента было повышение уровня познавательной активности младших школьников посредством внеурочной деятельности (Курс «Праздничный калейдоскоп»). Данная программа предназначена для работы с детьми 3 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Программа рассчитана на совместную деятельность всех учащихся 3 классов на базе МБОУ СОШ №1 г. Алдан.
Период реализации: 1 год Количество часов: 35
Расписание: раз в неделю. Продолжительность занятия: 45 мин.
Данная программа является дополнением к школьному курсу «Английский язык с удовольствием», под редакцией М.З.Биболетовой, который не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить традиции и обычаи англоговорящих стран и не предполагает практическую деятельность учащихся. Также данная программа может использоваться как дополнение к любым другим УМК основной школы.
Программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. К настоящему времени мы с ребятами провели в рамках курса следующие праздники: «Apple Day», «Autumn mystery», «Christmas», «Mother`s Day». Приступаем к подготовке праздника :«Easter. May Day». (Пасха в этом году выпадает на 1 мая). Ребята проводят мероприятия не только для учеников нашей школы, но у нас сложилась уже добрая традиция приглашать к себе ребят из реабилитационного центра «ТУКААМ» (это дети, чьи родители лишены родительских прав). Особенно тщательно ребятишки готовятся к «Рождественским встречам», к этим встречам мы проводим акцию: «Подарки для ребят из ТУКААМа».
За это время было также поставлено четыре кукольных спектакля («The House in the wood», «The Gingerbread Man», «Apple pie», «The house that Jack built»). В четвёртой четверти учащиеся будут работать над сказкой “Peter and his friends”.Свои театральные сценки ученики 3 классов показывали другим классам во время декады английского языка и на праздниках «День яблок», «Осенняя мистерия», «Рождественские встречи», «День матери», «Праздник английского алфавита», «В королевстве английских чисел», «Маршак - переводчик».
Развитие актёрских способностей и творческого мышления на занятиях курса нашло дальнейшее выражение в городском фестивале «Золотая сказка» (диплом в номинации за преданность и верность сказке). Репортёры телеканала «НВК Саха» сняли сказку и взяли у ребят интервью.
Итоговая диагностика будет проводиться в мае этого года. Но уже сейчас можно сказать, что в третьих классах 100% успеваемость по английскому языку, 88% качества . По результатам бесед с родителями и классными руководителями у детей нет проблем с выполнением домашнего задания, дети с удовольствием идут на уроки. Активно участвуют в школьных и дистанционных олимпиадах, творческих конкурсах, виден рост количества и качества творческих работ. Была проведена анкета «По выявлению уровня развития интереса к внеурочной деятельности по английскому языку и к самому языку». Все ответы учащихся были положительными и очень порадовали.
Младший школьный возраст – важное время в жизни школьника. Именно в этот период ребёнок учится познавать не только с помощью учителя, но и приобретает способность к самостоятельному учению и поиску. Согласно выдающемуся психологу Эльконину Д.Б., в школьные годы познавательная активность развивается от репродуктивно-подражательной в начальной школе к творческой познавательной активности в старшем школьном возрасте. Основным условием достижения и закрепления данного уровня активности является профессиональная компетентность педагога, его умение найти подход к каждому учащемуся, организовать детский коллектив. Среди основных факторов. Побуждающих учеников к активности, необходимо выделить интерес, состязательность, творческий характер учебной деятельности, игровой характер проведения занятий. Сочетание данных факторов позволяет достигнуть наиболее благоприятного результата для ученика и учителя.
Список литературы:
У.В. Бычковская, А.Л. Гондаренко «Развитие интереса к иностранному
языку у младших школьников».
М.Л. Вайсбург, Пустамехова «Сопоставительное моделирование разных
вариантов и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности». Журнал «ИЯШ» 2002 № 6.
О.В. Калимулина «Ролевые игры в обучении диалогической речи».
Журнал «ИЯШ» 2003 № 3.
Г.Г. Кулинич «Предметные недели и открытые уроки английского
языка». Москва, «ВАКО» 2009.
Е.Е. Тимохина «Волшебная шкатулка. Сборник пьес для школьного
театра». Санкт – Петербург , «КАРО», 2002.
Я.А. Самусенко «Театр на английском языке».
Издательский дом «Первое сентября» (Приложение «Английский язык»),
№ 3-7, 2007.

Приложение 1
Анкета «Хотели бы вы заниматься интересными занятиями?»
– Хотели бы вы заниматься интересными занятиями после уроков?
– Будет ли вам интереснее учиться после таких занятий?
– Сколько человек нужно взять для проведения занятия кружка?
Беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно».
– «Что для вас значит любимый предмет?»
– «Чем бы вы хотели заниматься дополнительно?»
– «Какие задания вы любите выполнять больше всего?»
– «Сколько раз в месяц вы бы хотели заниматься дополнительными занятиями?»
– «Ваше любимое занятие?»
Анкета «По выявлению уровня развития интереса к внеурочной работе по английскому языку и к самому английскому языку?»
– Понравились ли вам занятия?
– Какие из видов занятий вам понравились больше?
– Стал ли для вас более интересным английский язык?
– Хотели бы вы дальше заниматься в кружке?
Приложение 2
УТВЕРЖДАЮ РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ «СОШ №1 г. Алдан» на заседании НМС
_______________ В.В Комчадалов протокол № от «_____» __________ 201 г «_____» __________201 г




Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: Английский язык (общеинтелектуальное направление).
Наименование курса: «Праздничный калейдоскоп»
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
Класс: 3-е классы.

Колесникова Т.Ф.
Учитель английского языка.

I РАЗДЕЛ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Общие цели уровня общего образования с учётом специфики учебного предмета.
Рабочая  программа по английскому языку для учащихся 3-их классов составлена на основе:
- методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д.В.Григорьев, П.В. Степанов, Москва, «Просвещение» 2013;
-закона Российской Федерации « Об образовании»;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
-санитарно – эпидемиологические требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Основная цель изучения иностранных языков в школе — формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Для достижения данной цели необходимо усиление социокультурной направленности обучения иностранным языкам, ориентация на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения, на включение школьников в диалог культур, что способствует приобщению учащихся к культуре страны изучаемого языка, развитию взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры, помогает им лучше осознать особенности культуры своей страны и развивает у них умение представлять ее в процессе общения средствами иностранного языка.
2. Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык».
В наше время, когда пошло второе десятилетия третьего тысячелетия, важность изучения английского языка как никогда актуальна. Необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других. Это и образование, и карьера, и полноценный отдых.
Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:
Межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, истории, математики);
Многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой — умениями в четырех видах речевой деятельности);
Полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Изучение иностранного языка включает в себя познание всех элементов цивилизации и культуры. Приобщение к культуре страны изучаемого языка развивает интерес к изучению английского языка, расширяет представление учащихся об окружающем мире, позволяет обнаружить сходство, воспитывает терпимость и уважение к различиям, формирует целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Все большее значение приобретает культуроведческое образование средствами иностранного языка. Учащиеся уже давно испытывают потребность к более глубокому и детальному изучению культуры изучаемого языка, ее языковых реалий.
Проблема состоит в том, что работа на уроках:
не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить традиции и обычаи англоговорящих стран;
не предполагает практическую деятельность учащихся.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями общеобразовательной учебной программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике. Одной из болевых точек образования является оторванность знаний от практической жизни, а также слабое развитие творческих способностей ученика.
Цель программы: содействие становлению личности школьников, развитие их творческих способностей и коммуникативных компетенций через ознакомление с традициями и обычаями проведения праздников Великобритании.
Задачи программы:
●организовать речевую практику реальной коммуникации на основе изучения традиций празднования британских праздников;
●развивать творческие и артистические способности, воображение, фантазию на основе практического претворения в жизнь традиций, обычаев и обрядов изученных праздников (стихи, песни, игры, танцы, поделки, изготовление открыток и т.п.);
●учить работать в сотрудничестве с другими;
●воспитывать чувства уважения и доброжелательности к стране изучаемого языка и её народу;
●приобщить учащихся к использованию компьютерных технологий в процессе изучения иностранного языка.
Новизна:
Учащиеся знакомятся с культуроведческим аспектом:
при взаимодействии английского языка с другими дисциплинами: русским, математикой, историей, географией, музыкой;
при использовании ребёнком различных каналов восприятия информации: зрительных, слуховых, ассоциативных, эстетических, осязательных и вкусовых;
применяя полученные теоретические знания, для практической деятельности, которая включает в себя разного рода виды творческой деятельности (декоративно-прикладное искусство; литературное творчество, изобразительное творчество, драматическое и музыкальное, народные игры, танцы, обряды).
Конкретизирование планируемых результатов освоения программы обучающимися по
окончанию изучения каждого раздела.
Распределение времени, отведённого на реализацию программы между разделами, темами по их значимости именно для данной группы детей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Праздничный калейдоскоп»
(английский язык) относится к общеинтеллектуальному направлению и направлена на
достижение цели и решение задач положения о внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1
г. Алдана.
Задачи:
● воспитание нравственных чувств и этического сознания;
● воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
● воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).)
Данная программа предназначена для работы с детьми 3 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Программа рассчитана на совместную деятельность всех учащихся 3 классов на базе МБОУ СОШ №1 г. Алдан.
Период реализации: 1 год Количество часов: 35
Расписание: раз в неделю. Продолжительность занятия: 45 мин.
Данная программа является дополнением к школьному курсу «Английский язык с удовольствием», под редакцией М.З.Биболетовой, который не позволяет обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить традиции и обычаи англоговорящих стран и не предполагает практическую деятельность учащихся. Также данная программа может использоваться как дополнение к любым другим УМК основной школы.
Программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности.
После реализации данной программы в перспективе предполагается создание программы на второй и третий годы, ориентированную на продолжение изучения обычаев и традиций британской культуры, следующей тематики: «Midsummer Day», «Harvest Festival», «Pancake Day», «Father’s Day» и другие.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Место проведения занятий:
Кабинет иностранного языка
Спортзал
Актовый зал
Школьная спортивная площадка.
Формы и методы работы:
Обучение основывается на видах деятельности, которые требуют использования не только интеллекта. Они также задействуют чувства, ощущения, жесты, движения, воображение и затрагивают все информационные и сенсорные каналы восприятия ребёнка, что позволяет формировать языковые и страноведческие знания, а также использовать английский язык на уровне реальной коммуникации. Считается, что выучить «живой» язык - это значит усвоить его путём активной практики. Именно поэтому ведущую роль в реализации программы играет работа в группах, в парах и массовая (выступления, конкурсы, соревнования и игры). Взаимообмен между учениками позволяет расширить речевую практику и творческую свободу каждого. В то же время осуществляется работа, которая учитывает индивидуальные особенности и дифференцированный подход к ребёнку.
Успешному достижению цели и выполнению задач способствуют применение различных форм современных образовательных технологий.
Здоровьесберегающие технологии.
Проектная технология.
Групповые технологии.
Технология развивающего обучения.
Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре.
Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку.
Компьютерные технологии.
Игровые технологии.
Диалог культур.
Обучение в сотрудничестве.
Проблемное обучение.
Интегрирование (объединение) учебных дисциплин.
Интерактивные технологии.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Диалоговые технологии.
Технология развития речи.
Технология развития критического мышления.
Технология дистанционного обучения.
Теоретическая часть запланирована с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.
Материально-техническое обеспечение курса:
Большое значение в процессе обучения имеет применение ТСО (видео- и аудио-, мультимедиа и др.). Это создает максимальную наглядность, повышает интерес и мотивацию обучения, сделать процесс изучения более эффективным.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Ноутбук педагога
Проектор мультимедийный
Колонки акустические
дидактический материал
наглядность (рисунки, фото, картинки, карточки со словами)
таблицы по страноведению
алфавит
географические карты
Контроль уровня достижения планируемых результатов и формы подведения итогов:
При разработке различных оценок необходимо контролировать не столько знания, сколько умение их применять. Контроль и подведение итогов осуществляется в форме:
викторины;
инсценировки;
конкурсной программы;
игры;
выставки поделок;
творческих заданий;
создания и решения кроссвордов;
создания мини проекта, презентации;
проведение праздников.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
● Развитие у учащихся способности к межкультурному взаимодействию и к использованию
изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия.
● Расширение индивидуальной картины мира за счет приобщения к культуре страны
изучаемого языка.
● Знание учащихся общественных норм и ценностей в процессе взаимодействия в группе сверстников.
Развитие позитивного отношения к культуре:
Первый уровень. Приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной
коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Второй уровень. Развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как
таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность; стремление к свободному, открытому общению в позиционных общностях; ценностного отношения к социальной реальности в целом).
Третий уровень. Приобретение школьником опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникаций с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта добровольческой деятельности; учащийся осваивает способы ведения переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследования интересов аудитории, информирования, презентации.
Формирование универсальных учебных действий:
Реализация программы «Праздничный калейдоскоп» (Английский язык) способствует развитию у обучающихся основных видов учебных действий:
● Личностные (самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этическогооценивания): формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к иностранному языку.● Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование): осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.● Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические): построение логических рассуждений, включающее установление причинно-следственных связей;
● Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; умение задавать вопросы и отвечать на них; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
II РАЗДЕЛ.
Содержание тем учебного курса.
№ Units.
Название разделов. Кол-во часов. Характеристика видов учебной деятельности учащихся. Контроль уровня достижения планируемых результатов/ итоговое мероприятие.
1
Unit I. Календарь летних
и осенних праздников.
Apple Day. Halloween. 9 В результате изучения первого раздела учащиеся будут способны
Ответить на вопросы:
Какие летние праздники отмечают жители Великобритании?
Какие осенние праздники отмечают в Великобритании?
Рассказать историю и традиции празднования Apple Day.
Декламировать стихи на английском языке про осень, овощи и фрукты.
Исполнять песни на английском языке к празднику Apple Day.
Знать национальные игры, в которые играют во время проведения Apple Day.
Вести диалог по теме: «Традиции и обычаи проведения Halloween».
Показать кукольный спектакль « Apple Pie».
1. Викторина по летним праздникам.
2.Совместное мероприятие с учителем физкультуры
Apple Day.
3.Праздник Halloween.
4.Кукольный спектакль.
2 Unit II. Календарь зимних праздников. Christmas Day. New Year`s Day. 7 В результате изучения второго раздела учащиеся будут способны
Ответить на вопросы
Какие зимние праздники отмечают в Великобритании?
Как и когда отмечают в Великобритании Новый год и Рождество?
Что такое Christmas Carols?
Написать письмо на английском языке Санта Клаусу.
Подписать рождественскую открытку на английском языке.
Петь песни про Новый год и Рождество.
Декламировать стихи про Новый год и Рождество.
Станцевать традиционный танец « If you are happy and you know it».
Играть в рождественские игры.
Вести диалог по теме «Рождественские традиции и обычаи».
Составить кроссворд по теме «Merry Christmas» .
Показать кукольный спектакль. 1.Составление кроссворда по зимним праздникам.
2.Выставка писем Санта Клаусу.
3. Выставка рождественских открыток.
4.Праздник «Рождество в России и в Великобритании».
5. Кукольный спектакль.
3 Unit III. St.Valentine`s Day. Mother’s day.
10
В результате изучения третьего раздела учащиеся будут способны
Ответить на вопросы
Когда и почему празднуют День Святого Валентина?
Когда и как отмечают «Мамин День в Великобритании»?
Вести диалог по теме «Традиции празднования St.Valentine`s Day».
Подписать Валентинку, открытку маме на английском языке.
Декламировать стихи, посвящённые Дню Святого Валентина, весне, маме.
Петь песни на английском языке, посвящённые мамам.
Описать портрет своей мамы на английском языке.
Показать кукольный спектакль.
1.Выставка Валентинок.
2.Конкурс стихов, посвящённых дню святого Валентина.
3.Выставка маминых портретов.
4.Праздник «Mother`s smile».
5.Кукольный спектакль.
4 Unit IV. Календарь весенних праздников. Easter. May Day. 9
В результате изучения четвёртого раздела учащиеся будут способны
Ответить на вопросы
1)Какие весенние праздники отмечают в Великобритании? 2)Что такое Easter? Откуда пришло это название?
3)Когда и как отмечают Пасху в Великобритании?
Вести диалог по теме «Традиции празднования Пасхи».
Подписать поздравительную открытку c Пасхой.
Играть в традиционные пасхальные игры.
Декламировать стихи о весне.
Вести дискуссию по теме «May Day Celebration Today and in the Past».
Станцевать «Dancing around a Maypole».
Показать кукольный спектакль.
Выставка пасхальных открыток.
Выставка пасхальных яиц.
Конкурсная программа «Традиционные пасхальные игры».
Конкурс стихотворений о весне.
Весенний фестиваль (обряды, танцы на May Day).
Кукольный спектакль.
Итого: 35
III РАЗДЕЛ.
Планируемые (личностные, метапредметные и предметные) результаты освоения обучающимися учебного курса.
В процессе занятий у обучающихся формируются
Личностные результаты:
1) осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
3) ценность здорового образа жизни;
4) основы экологической культуры;
5) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
6) эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов мира.
Предметные результаты:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения английским языком и использования английского языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Метапредметные результаты:
1)развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
2) развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
3) развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
4)развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
5) осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.