«Проектная деятельность как фактор развития исследовательских способностей младших школьников»


«Проектная деятельность как фактор развития исследовательских способностей младших школьников»
Слайд 1
В последние время для перехода на новый федеральный государственный стандарт образования предлагается большое разнообразие инноваций как в традиционной классно-урочной системе, так и вне ее. Все инновации отталкиваются от запросов современного общества. Перед школой стоят новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не столько знания, сколько умения добывать их и умение эти знания применять во всевозможных ситуациях. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности. Метод проектов - один из современных методов обучения, который эффективно используют в своей работе многие учителя.
Я выбрала метод проектов по нескольким причинам:
Во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом образования целей по любому предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
Во-вторых, потому что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
В-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.
Слайд 2
Поэтому я уже на протяжении нескольких лет работаю по проектной деятельности и в 2012 году я на уровне школы обобщилась по теме: «Проектная деятельность в начальной школе».
Проекты в начальных классах – это трудно? Да. Это проблематично? Да. Так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки можно поспорить по факту, так как: каждый ребенок изначально обладает исследовательским интересом. Каждому свойственно стремление узнать что-то новое и полезное для себя.
Слайд 3
Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами.
С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.
Слайд 4
При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Слайд 5 ШКОЛА-ДОУ
Начиная с детского сада ребенок через поисковую деятельность вовлекается в различные ситуации, сам того не подозревая, решает разнообразные задачи и проблемы, которые помогают ему развиваться всесторонне. Воспитатели дошкольных учреждений применяют элементы проектной деятельности в виде: вопросов, развивающих логическое мышление, моделирования проблемных ситуаций, экспериментирования, опытно-исследовательской деятельности, решения кроссвордов, шарад, головоломок и даже пробуют составить проекты совместно с родителями.
В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника, первые ростки проектной деятельности и развивает накопленный им потенциал.
Таким образом, проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
Что такое проект?
Слайд 6
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Слайд 7
Что такое учебный проект?
Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
Выполнение проекта - это проектная деятельность.
Каждый проект - вполне реальное дело для ученика: он знает цели,может своим умственным взором охватить весь процесс работы, можетпредвидеть затруднения, примерить к ним свои силёнки и составить плансвоей несложной работы.
Слайд 8
Цели проекта.
для ученика
для учителя
1.Каждый ученик может проявить себя как творческая личность. 2.Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».3.Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
4.У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
5.Школьники учатся самовыражению, самоопределению, самореализации.
6.Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
7.Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Проектная деятельность оказывает влияние на следующие группы умений:
Слайд 9
Компетенции, формируемые уроками-проектами:
Исследовательские
Коммуникативные
Оценочные
Информационные
Презентационные
Рефлексивные
Менеджерские
·Исследовательские (умение генерировать идеи и выбирать лучшее решение);
· Коммуникативные (умение сотрудничать в ходе работы со всеми участниками процесса);
· Оценочные (умение правильно оценить свою работу и деятельность других );
· Информационные (умение самостоятельно добывать, обрабатывать и сохранять информацию); · Презентационные (умение держать себя перед аудиторией);
· Рефлексивные (умение оценить результативность работы, свою роль в общем деле);
· Менеджерские (умение планировать работу, принимать решения, справляться с обязанностями при выполнении коллективного дела) и др.
Проекты классифицируют по количеству участников, по продолжительности, по характеру результата, по количеству предметов.
Слайд 10
По предметно-содержательным областям:
• монопроекты • межпредметные.
монопроекты (в рамках одной предметной области); По количеству участников: -личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); - парные (между парами участников); - групповые (между группами участников); - школьные (внутри одной школы); - региональные; - российские; - международные.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (несколько уроков); средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
По характеру результата проекты бывают:
Слайд 11
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект.
Исследовательский проект.
Творческий проект.
Ролевой проект.
Прикладной проект.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо соблюдать этапы работы.
.
Слайд12
Этапы работы методом проекта.
1Подготовительный.
2. Планирование.
3. Исследование.
4 . Защита проекта.
5. Презентация проекта.
6. Рефлексия.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Слайд 13
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, полно и лаконично рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта;
- анализировать ход поиска решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы;
Слайд 14
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение в значительной степени изменяет мотивацию учебной деятельности школьников, формируя ее положительную направленность. В процессе выполнения проекта у учащихся появляется чувство удовлетворения от достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, возрастает самоуважение, признание со стороны окружающих, что благотворно влияет на личностное самоопределение ребенка. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям, что соответствует требованиям ФГОС.