Доклад на педчтениях Внеурочная деятельность по английскому языку-средство развития познавательной активности к предмету у младших школьников


МБОУ Средняя общеобразовательная школа №1 г. Алдан
Т.Ф. Колесникова
Внеурочная деятельность по английскому языку –
средство развития познавательной активности кпредмету у младших школьников.
На примере курса «Праздничный калейдоскоп».
г. Алдан
2017
Оглавление:
Введение. Актуальность исследования.
Развитие познавательной активности учащихся как психолого –
педагогическая проблема.
Какие формы работы служат для стимулирования познавательной
активности учащихся, формирования мотивации учения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Курс «праздничный калейдоскоп».
Результативность программы.
Список литературы.
Приложение.
Введение. Актуальность проблемы.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Однако уже в третьем классе наблюдается снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Это объясняется рядом объективных причин:
– Увеличивается объем (в сравнении со 2 классом) изучаемого материала, ускоряется темп работы на уроке;
– Цифровая система оценивания превращает урок в «общение ради оценки», а не ради «общения и знаний»;
– Увеличивается количество материала, предназначенного для самостоятельного изучения; появляются творческие задания, которые требуют от ученика начальной школы высокого уровня концентрации внимания, произвольности запоминания и других психических процессов, которые у младших школьников ещё находятся в стадии развития.
Данные мониторинга показывают, что для третьеклассников наиболее важными причинами, понижающими интерес, являются сложность урока, трудности сохранения вербальных средств памяти, трудности чтения, трудности выполнения домашних заданий.
Третьеклассники осознают и глубоко переживают тот факт, что у них не всё получается, когда они воспринимают иноязычную речь на слух («Не понимаю учителя»), когда они читают текст («Не умею читать» или «Плохо читаю»), когда они говорят («Плохо разговариваю на английском языке»).
Всё это отрицательно воздействует на интерес к предмету. Названные выше трудности аудирования, чтения, говорения, запоминания лексических и грамматических единиц, испытываемые учащимися являются одновременно результатом неправильной интерпретацией учителем принципа индивидуального подхода: не все учащиеся усваивают учебный материал.
Учитель зачастую ограничивается тем, что материал усвоен небольшой частью школьников – в основном хорошо успевающими учениками. Это приводит к тому, что в одном и том же классе, у одного и того же учителя одни ученики не любят иностранный язык и всё делают плохо – говорят, читают, понимают учителя; другие любят этот предмет и хорошо успевают в нём. Если в классах есть учащиеся, занимающиеся с интересом, то этот интерес обуславливается тем, что этим ребятам уделяется большее внимание со стороны учителя, им помогают дома. Они хорошо успевают по всем предметам, и у них своя стратегия усвоения языка, свои приёмы познания, что характерно для всех способных, одарённых учеников. Цель же обучения в том, чтобы обеспечить требуемый уровень знаний, умений и навыков у всех учащихся: и у средних и у слабых, а именно они составляют большинство. Некоторые учителя до сих пор прибегают к отрицательным оценкам не столько за знания, сколько за поведение на уроке. Кроме того, выставление оценок за активность на уроке действительно может вызвать у учащихся непонимание того, за что они получили ту или иную оценку. Если учитель кричит на учеников, он тем самым лишает себя необходимых условий для успешного общения с классом, с каждым учеником на изучаемом языке. А ведь только общение может обеспечить практическое владение языком. Вопросам повышения мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету «иностранный язык» уделяется большое внимание, как в психологии, так и в методике преподавания. Согласно психологическим исследованиям мотивации интереса при обучении иностранному языку, как и любому другому предмету, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности, и обладает, поэтому большей побудительной силой. Она является основным элементом, создающим интерес к учебной деятельности. Внутренняя мотивация подкрепляет внешнесоциальные мотивы «чтобы быть образованным и культурным человеком», «пригодится в жизни», «необходим для поездок за
границу» и узколичные мотивы «не хочу получать плохие оценки», «не хочу, чтобы меня ругали дома», придающие смысл учебной деятельности.
Другими словами, если школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать на иностранном языке, воспринимать иноязычную речь на слух, узнавать новое, когда он получает удовольствие от выполняемой работы по изучению языка, тогда мы можем сказать, что у него есть интерес к изучению предмета «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения успеха. Фактор интереса к учению имеет большое значение для успешной реализации главной цели: формирование коммуникативной компетенции учащихся. Использование интересных, эффективных приёмов обучения, активных форм работы. Креативный подход позволяют добиться успехов в этом направлении.
Исходя из актуальности проблемы формирования познавательного интереса, сформулирована тема исследования: «Внеурочная деятельность по английскому языку – средство развития познавательной активности к предмету у младших школьников».
Цель исследования: влияние внеурочной деятельности на формирование и развитие познавательного интереса к английскому языку.
Объект исследования: внеурочная деятельность.
Предмет исследования: эффективность методики организации внеурочной работы, направленной на развитие познавательного интереса младших школьников к английскому языку.
Задачи исследования:
– Изучить проблему исследования в психолого-педагогической литературе.
– Изучить влияние внеурочной деятельности по английскому языку на повышение познавательных интересов младших школьников.
– Разработать систему внеурочных занятий по английскому языку и методику их проведения.
– Экспериментально проверить эффективность влияния внеурочной работы на познавательный интерес.
Гипотеза исследования: в основу исследования было положено предположение. Что систематическая и целенаправленная внеурочная деятельность способствует повышению познавательного интереса учащихся к английскому языку.
Методы исследования:
– Изучение и анализ учебной и методической литературы.
– Педагогический эксперимент.
– Наблюдение с целью изучения психологических особенностей детей.
– Анализ устных и письменных работ учащихся.
– Анкетирование.
– Тестирование.
– Беседа.
– Анализ результатов экспериментов.
База исследования: 3-е классы МБОУ СОШ № 1.
Развитие познавательной активности учащихся как психолого-
педагогическая проблема.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Объясняется это тем, что решение практических задач: осуществление обязательного всеобщего среднего образования. Повышение качества подготовки выпускников средней школы. Формирование их активной жизненной позиции – является велением времени в условиях ускоряющегося научно-технического и социального прогресса и требует поиска новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения. Важнейший из таких подходов состоит в определении путей, дидактических условий и системы средств более полной реализации принципа активности в обучении в современных условиях. Реализация принципа активности в обучении имеет определяющее значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания
школьников.
Активность в обучении – дидактический принцип, требующий от учителя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию у учащихся инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти, творческого воображения.
Создавая простор детской активности, учитель должен поощрять разнообразную самостоятельную деятельность учащихся, стремиться так, организовывать обучение, чтобы они размышляли, делали выводы, действовали. Познавая в процессе активной деятельности, учащиеся не только лучше понимают и запоминают, но и одновременно учатся применять знания на практике, у них развиваются исследовательские устремления и навыки, способность преодолевать препятствия, страсть творить.
Наиболее значительным мотивом обучения является познавательный процесс учащихся, стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Чем активнее деятельность. Тем больше связей между вещами, фактами, оттенками, свойствами событий. Наша задача заключается в том, чтобы активная деятельность каждого ребёнка превратилась в неудержимую лавину познания. Единственный путь к этому – труд. Речь идёт о труде мыслителя; детский труд – это активное видение мира.
Проблема познавательной активности одна из величайших проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребёнок хотел учиться?
Познавательная активность как педагогическое явление – это двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащихся; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащихся. При этом не надо забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную активность. Таким образом, оба вида познавательной активности тесно взаимосвязаны друг с другом. Весь процесс развития познавательной активности учащихся можно разделить на три этапа:
Накопление информации.
Искусственное навязывание интереса.
Самостоятельная познавательная активность.
Первый этап развития познавательной активности заключается в накоплении информации по необходимым нам темам и предметам. Накопление информации происходит посредством изложения им и изучения ими какого-либо теоретического материала, получение необходимых сведений. На этом этапе учащийся получает необходимые общие сведения по данной теме и формирует представления о ней.
Второй этап сводится к искусственному навязыванию учащимся интереса к теме. Это должно происходить непринуждённо и просто. Учащимся даются подробные данные по теме, производится показ фильмов, наглядных пособий, образцов изделий, устраиваются экскурсии, похода на вернисажи и выставки. Цель данного этапа посредством всего этого вызвать интерес учащихся к теме. Данный этап даёт огромное значение в развитии познавательной активности учащихся. Если второй этап развития перейдёт к третьему этапу. Если в ходе обучения будет получен обратный эффект желаемого, то возможно произойдёт появление у учащихся предвзятого отношения к теме и потеря интереса. Следует учитывать, что не всякий процесс развития познавательной активности переходят к третьему этапу. Если обучение проводилось методически правильно, то наступает третий этап развития – это самостоятельная познавательная активность учащихся.
Третий этап развития характеризуется активностью учащихся в поиске необходимой информации, сбора нужных данных и сведений. Если познавательный процесс достигает третьего этапа, повышается уровень усвоения учащимися на уроках.
Развитие познавательной активности учащихся это важный процесс в общении и требует хорошей подготовленности учителя к уроку и методически правильного подхода.
Психологический микроклимат в группе определяется непосредственно стилем руководства. Эффективность работы непосредственно связана со стимулирующей ролью применяемых методов обучения. Активность учащихся должны создавать все методы, непосредственно решающие задачу стимулирования учебной деятельности.
Повышение активности школьников в обучении достигается так же путём использования педагогических приёмов взаимодействия учителя с учащимися. К числу наиболее результативных приёмов относится эмоциональность речи учителя. Не только рассказ или объяснение, но и краткие замечания, указания должны вызывать у учащихся эмоциональную
приподнятость, желание как можно лучше выполнить задание.
Нужно создать в каждом классе психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых им заданий, использовать эффект «синдрома справедливости», когда класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках. Тогда коллектив единомышленников успешно решит сложные задачи.

2.Какие формы работы служат для стимулировании познавательной
активности учащихся, формирования мотивации учения?
– Дидактические игры и упражнения.
– Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.
– Использование традиционных форм наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитная доска, аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты).
– Внеурочная и кружковая работа по предмету.
– Творческие работы учащихся.
– Проведение предметных олимпиад.
– Использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.).
– Интеграция обучения (проведение интегрированных уроков).
Результативность программы определяется диагностическими исследованиями:
– Начальная диагностика.
– Формирующий эксперимент.
– Итоговая диагностика.
Входе исследования было выделено три уровня развития познавательной активности младших школьников в обучении: высокий, средний и низкий. Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к предмету, содержанию обучения, склонностью к работе по образцу, невыраженным стремлением к знаниям, отсутствием инициативности.
Средний уровень характеризуется широкими, но неустойчивыми знаниями и интересами, материал усваивается не полностью, присутствуют элементы инициативы и самостоятельности.
Для высокого уровня характерны широкие и устойчивые знания и интересы, проявление творчества, самостоятельности, инициативности.
Для получения данных об уровнях развития познавательной активности
младших школьников были использованы различные методы научно-педагогического исследования: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, тестирования детей, изучение продуктов деятельности учащихся и др.
В процессе проведения начальной диагностики была поставлена следующая цель: исследовать уровни знаний, интереса и познавательной активности младших школьников.
В исследовании приняли участие 49 учеников (учащиеся третьих классов).
Результаты исследования показали, что 6 учащихся имеют низкий уровень познавательной активности, 26 учащихся средний уровень,17 учащихся высокий уровень познавательной активности.
Целью формирующего эксперимента было повышение уровня познавательной активности младших школьников посредством внеурочной деятельности (Курс «Праздничный калейдоскоп»). Данная программа предназначена для работы с детьми 3 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Программа рассчитана на совместную деятельность всех учащихся 3 классов на базе МБОУ СОШ №1 г. Алдан.
Период реализации: 1 год Количество часов: 35
Расписание: раз в неделю. Продолжительность занятия: 45 мин.
Данная программа является дополнением к школьному курсу «Английский язык с удовольствием», под редакцией М.З.Биболетовой и «Радужный английский», под редакцией О.А.Афанасьевой, которые не позволяют обучающимся достаточно в полной мере освоить и изучить традиции и обычаи англоговорящих стран и не предполагают практическую деятельность учащихся. Также данная программа может использоваться как дополнение к любым другим УМК основной школы.
Программа даёт возможность восполнить пробелы художественно – эстетического образования обучающихся, в особенности в плане приобретения ими практических навыков работы. Способствует лучшему восприятию произведений, изделий декоративно – прикладного искусства, повышению общего уровня нравственно – эстетической культуры личности. К настоящему времени (а то второй год) мы с ребятами провели в рамках курса следующие праздники: «Apple Day», «Autumn mystery», «Christmas», «Mother`s Day», «Winter time is full of fun» .Приступаем к подготовке праздника «May Day». Ребята проводят мероприятия не только для учеников нашей школы, но у нас сложилась уже добрая традиция приглашать к себе ребят из реабилитационного центра «ТУКААМ» (это дети, чьи родители лишены родительских прав). Особенно тщательно ребятишки готовятся к «Рождественским встречам», к этим встречам мы проводим акцию: «Подарки для ребят из ТУКААМа».
Некоторые ребята, которые посещают внеурочные занятия, посещают и кружок «Кукольный театр на английском языке», где за последние два года были поставлены следующие спектакли:«The House in the wood», «The Gingerbread Man», «Apple pie», «The house that Jack built», «The elephant», «The turnip». Свои театральные сценки ученики 3 классов показывали другим классам во время декады английского языка и на праздниках «День яблок», «Осенняя мистерия», «Рождественские встречи», «День матери», «Праздник английского алфавита», «В королевстве английских чисел», «Маршак - переводчик» и т.д.
Развитие актёрских способностей и творческого мышления на занятиях курса нашло дальнейшее выражение в городском фестивале «Золотая сказка» (диплом в номинации за преданность и верность сказке). Репортёры телеканала «НВК Саха» сняли сказку и взяли у ребят интервью.
Итоговая диагностика проводилась в мае прошлого года по тем же критериям уровней развития познавательной активности младших школьников в обучении: высокий, средний и низкий. В процессе проведения итоговой диагностики была поставлена следующая цель: исследовать уровни знаний, интереса и познавательной активности младших школьников после формирующего эксперимента.
В исследовании приняли участие 49 учеников.
Результаты исследования показали, что только у 2 учащихся низкий уровень познавательной активности, 24 учащихся имеют средний уровень, а у 23 учащихся высокий уровень познавательной активности. Мы видим, что выдвинутая мною гипотеза, нашла своё подтверждение.
Нужно отметить, что в третьих классах 100% успеваемость по английскому языку, 88% качества. Дети активно участвуют в школьных и дистанционных олимпиадах, творческих конкурсах, виден рост количества и качества творческих работ.
Младший школьный возраст – важное время в жизни школьника. Именно в этот период ребёнок учится познавать не только с помощью учителя, но и приобретает способность к самостоятельному учению и поиску. Согласно выдающемуся психологу Эльконину Д.Б., в школьные годы познавательная активность развивается от репродуктивно-подражательной в начальной школе к творческой познавательной активности в старшем школьном возрасте. Основным условием достижения и закрепления данного уровня активности является профессиональная компетентность педагога, его умение найти подход к каждому учащемуся, организовать детский коллектив. Среди основных факторов. Побуждающих учеников к активности, необходимо выделить интерес, состязательность, творческий характер учебной деятельности, игровой характер проведения занятий. Сочетание данных факторов позволяет достигнуть наиболее благоприятного результата для ученика и учителя.
5.Список литературы:
У.В. Бычковская, А.Л. Гондаренко «Развитие интереса к иностранному
языку у младших школьников».
М.Л. Вайсбург, Пустамехова «Сопоставительное моделирование разных
вариантов и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности». Журнал «ИЯШ» 2002 № 6.
О.В. Калимулина «Ролевые игры в обучении диалогической речи».
Журнал «ИЯШ» 2003 № 3.
Г.Г. Кулинич «Предметные недели и открытые уроки английского
языка». Москва, «ВАКО» 2009.
Е.Е. Тимохина «Волшебная шкатулка. Сборник пьес для школьного
театра». Санкт – Петербург, «КАРО», 2002.
Я.А. Самусенко «Театр на английском языке».
Издательский дом «Первое сентября» (Приложение «Английский язык»),
№ 3-7, 2007.

Приложение 1
Анкета «Хотели бы вы заниматься интересными занятиями?»
– Хотели бы вы заниматься интересными занятиями после уроков?
– Будет ли вам интереснее учиться после таких занятий?
– Сколько человек нужно взять для проведения занятия кружка?
Беседа на тему «Чем я хочу заниматься дополнительно».
– «Что для вас значит любимый предмет?»
– «Чем бы вы хотели заниматься дополнительно?»
– «Какие задания вы любите выполнять больше всего?»
– «Сколько раз в месяц вы бы хотели заниматься дополнительными занятиями?»
– «Ваше любимое занятие?»
Анкета «По выявлению уровня развития интереса к внеурочной работе по английскому языку и к самому английскому языку?»
– Понравились ли вам занятия?
– Какие из видов занятий вам понравились больше?
– Стал ли для вас более интересным английский язык?
– Хотели бы вы дальше заниматься в кружке?