Статья Класс-студия как средство формирования познавательной активности младших школьников.


Класс-студия как средство формирования познавательной активности младших школьников.
Шмурьева Лидия Иосифовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» г. Братск Иркутской области.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Интеллектуализация образования - это путь движения к обществу, где образование становится фактором устойчивого развития. Главная роль в решении задач интеллектуализации современного образования отведена умственной и познавательной деятельности, формированию у обучающихся интеллектуальных приемов и творческих способностей, общих ключевых компетенций. В настоящее время очень актуальна поддержка в образовательном процессе школы способных и одаренных детей, которых отличает своеобразие умственной работы: оригинальность и самостоятельность суждений, неординарность точки зрения по разным вопросам.
Психолог Л.В.Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. К моменту перехода в 5 класс школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности.
Но это наблюдается не всегда или не на требуемом уровне. В связи с этим пропадает интерес к предмету и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагогов – развивать интеллектуальные способности учащихся, вовлекать их в активную деятельность.
Интеллект - это, прежде всего, способность учащихся к продуктивно- творческой деятельности, в центре которой овладение понятийным содержанием.
На развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся направлены и современные образовательные технологии. В течение 18 лет я работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Но всегда существовала необходимость создания такой развивающей среды, в которой деятельность учащихся была бы организована таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.
Кроме того, существует проблема поиска новых форм по организации работы со способными и одаренными детьми, расширяющих рамки образовательного процесса и способствующих становлению личностных компетенций для реализации в современном обществе. Решению данных проблем способствовало использование при организации внеурочной деятельности младших школьников такой формы, как класс- студия. Направление деятельности может быть разное, мы в классе выбрали интеллектуальное. Разработала программу, ориентированную на интеллектуальное развитие всех учащихся класса через активное вовлечение во внеклассную деятельность через разнообразные формы интеллектуальных мероприятий. Целью программы определила гармоничное развитие творческих и познавательных способностей личности в интеграции учебного процесса и интеллектуальной студийной деятельности. Далее обозначила круг задач, таких как создание условий для интеллектуального развития личности обучающегося через развивающую среду, выработку у студийцев потребности в приобретении новых знаний и поддержку высокого уровня интереса и познавательной активности, развитие коммуникативных способностей учащихся в командных играх и другие.
Руководство классом-студией осуществляла сама как классный руководитель на основе плана работы, составленного с учетом пожеланий учащихся. К работе привлекла родителей класса. Эта форма работы мною использовалась в течение двух лет. Педагог- психолог обеспечивал психологическую поддержку в работе с детьми через проведение тренингов, консультаций , диагностик.
Формы деятельности детей разные: это литературная гостиная, спецкурсы «РПС. Информатика, логика, математика», «Риторика», предметные недели, интеллектуальные марафоны, тематические классные часы, олимпиады, конкурсы, фестивали, конференции, акции, интернет- конкурсы.
В классе-студии был создан совет развития, в который вошли библиотекарь школы, учитель информатики, председатель РК, педагог-психолог. В функции совета входили координация усилий членов совета по созданию условий для интеллектуального развития учащихся, поиск интересных методик, программ, научно-методической литературы по проблеме, внедрение новых образовательных технологий, оказание помощи учителю в проведении мероприятий, организация мониторинга результативности деятельности класса- студии. Для реализации программы были созданы ресурсы технические (постоянное место работы, возможность работать с библиотечным фондом, использование компьютерного класса, интернета), интеллектуальные (наличие программы, партнерские связи, положение о совете развития), финансовые (наличие фонда для поощрения победителей, призеров, участников), информационные (портфолио класса, сайт школы, стенгазета). Реализация программы осуществлялась в течение двух лет (2011-1013), ученики перешли в среднее звено. Ожидаемые результаты подтвердились - была обеспечена максимальная эффективность работы по интеллектуальному развитию обучающихся. Это подтверждено победами в олимпиадах, конкурсах, фестивалях различного уровня (городского, регионального, общероссийского). Еще одним показателем эффективности интеллектуального развития участников класса-студии «Интеллект» можно считать высокие показатели качества обучения, что подтверждено внутренней и внешней экспертизой.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, такая форма воспитательной работы как класс-студия эффективна, интересна, необычна. Эту программу использую и в настоящее время с другим набором учащихся.