Доклад: «Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников»






«Технологии дифференцированного обучения как средство повышения познавательной активности младших школьников»










Учитель начальных классов
МКОУ «Давыдовская СОШ»
Акованцева М.Н.





Одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста является формирование УУД и развитие общих интеллектуальных способностей ребёнка. Как правило, одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она – лёгкий  вопрос. Выбор методической системы обусловлен следующими причинами:
Снижение познавательной активности учащихся и интереса к  учению;
Затруднение в умении обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы,  устанавливать закономерности.  
Актуальность выбора темы обусловлена эффективным решением данной проблемы. Одним из путей развития познавательной активности младших школьников на уроках считаю использование технологии дифференцированного обучения. Моя методическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, в ходе которой идёт формирование познавательной активности обучающихся.
Ведущая идея моей педагогической деятельности, заключается в формировании познавательной активности  учащихся на основе деятельностного подхода в обучении на основе дифференцированного подхода.
  Цель – создать на уроках и во внеурочной деятельности условия для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ученика в процессе обучения.    При этом решаются следующие задачи:
1.         Формирование у обучающихся мотивации к самостоятельной познавательной деятельности. Развитие творческого потенциала личности.
2.         Создание условий для вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Предполагаемый результат: любознательный, активный и заинтересованно познающий мир, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности, умеющий слушать и слышать собеседника ученик.
Дифференцированная  работа должна отвечать следующим условиям:
знание индивидуальных особенностей учащихся;
умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности;
включение в план урока дифференцированной работы на усвоение программного материала и развитие познавательных способностей;
постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
соблюдение педагогического такта.
В своей работе использую следующие методы и формы при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала: игровой метод; исследовательский метод; создание


проблемно-поисковых ситуаций; групповую, индивидуальную и работу в парах; систему «подсказок» учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; уроки-защиты проектов, уроки-презентации, уроки-практикумы, комбинированные уроки с применением ИКТ и т.д.. Всё это позволяет преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью.
 Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности. Это  дифференцированные задания для развития психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления и дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по объёму, по уровню сложности); дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям и индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности); а также дифференцированный метод поощрения: от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности.
Путь к формированию познавательной активности лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. Вот некоторые приёмы, которые я использую в своей практике:
Солидарный опрос. Если ученик, вызванный к доске, не может дать ответ, то он обращается к классу: «Кто поможет выполнить это задание?». Ему шёпотом помогает товарищ так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
На контрольных уроках варианты  разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.
Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебников и печатных тетрадей в ОС «Начальная школа XXI века» помогает мне варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.
Вот некоторые приемы подачи домашнего задания:
Три уровня домашнего задания: – обязательный минимум: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику; – тренировочный. Его выполняют ученики, которые
проблемно-поисковых ситуаций; групповую, индивидуальную и работу в парах; систему «подсказок» учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности учащихся; уроки-защиты проектов, уроки-презентации, уроки-практикумы, комбинированные уроки с применением ИКТ и т.д.. Всё это позволяет преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и практической деятельностью.
 Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности. Это  дифференцированные задания для развития психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления и дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по объёму, по уровню сложности); дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором), самоконтроль по образцам и критериям и индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности); а также дифференцированный метод поощрения: от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрения – деятельности.
Путь к формированию познавательной активности лежит через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность.
Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить. Вот некоторые приёмы, которые я использую в своей практике:
Солидарный опрос. Если ученик, вызванный к доске, не может дать ответ, то он обращается к классу: «Кто поможет выполнить это задание?». Ему шёпотом помогает товарищ так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
На контрольных уроках варианты  разного уровня трудности дают возможность выбрать ребёнку один из вариантов. Всегда есть задания повышенной трудности. Для их решения требуются определённые навыки умственной деятельности. Ученики выполняют их по выбору, после завершения основного объёма работы.
Развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать происходит как на уроке, так и при выполнении домашних работ. Материал учебников и печатных тетрадей в ОС «Начальная школа XXI века» помогает мне варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности.
Вот некоторые приемы подачи домашнего задания:
Три уровня домашнего задания: – обязательный минимум: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику; – тренировочный. Его выполняют ученики, которые
обучения позволяет достичь следующих результатов:
- повышение качества обучения;
- создание положительной мотивации обучения;
-формирование культуры мышления, рационального усвоения знаний, исследовательских умений и   навыков
и доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности младших школьников успешно решается средствами технологии дифференцированного обучения.
С целью распространения собственного опыта по методической системе: выступаю на заседаниях  МО учителей начальных классов и педагогическом совете гимназии; на педагогической студии районного методического объединения учителей начальной школы «Об опыте работы»; публикую авторские методические материалы и разработки уроков с применением данной технологии на страницах собственного сайта и интернет-ресурсах педагогических сообществ; провожу открытые уроки и мероприятия с использованием технологии дифференцированного обучения.
Совершенствование профессионального мастерства продолжаю на протяжении всего периода осуществляемой педагогической деятельности на основе углубления моего профессионального, творческого, рефлексивного потенциала, самосовершенствования. Самообразование планирую исходя из образовательных потребностей учащихся, задач, над которыми работает школа и собственных профессиональных потребностей.