Статья «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»


Автор: Трушникова Татьяна Вячеславовна, учитель начальных классов
МБОУ БГО СОШ №3
(Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Борисоглебского городского округа Борисоглебской средней общеобразовательной школы №3)
«Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.Моя главная задача – помочь им раскрыться,развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци
В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из методов активизации познавательной активности младших школьников является проектная технология и исследовательская деятельность учащихся. При реализации ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, учащиеся учатся: самостоятельному, критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Проектная деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Виды проектов:
1. По преобладающей в проекте деятельности:
Практико-ориентированный проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.
Исследовательские проекты по структуре приближены к подлинному научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задачи, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем.
Информационные проекты направлен на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Информационные проекты схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).
Ролевые проекты, при их подготовке учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев.
2. По количеству участников проекта:
Индивидуальные
Групповые
3. По продолжительности:
Краткосрочные
Долгосрочные и др.
Требования к учебному проекту:
Необходимо наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, систематизирована и представлена участникам проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы:
мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи).
планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности). Тема должна быть интересна и доступна ребенку, должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им.
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником). Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают методы исследования. Они работают по индивидуальным или групповым задачам
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Рефлексия результата проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование.
По завершению работы проходит защита проекта. Целесообразно защиту проектов проводить во время уроков и во внеурочной деятельности. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители, учащиеся школы). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения - это формирует у младших школьников навыки публичного выступления. Наглядное представление результатов исследовательской работы представляет мультимедийная презентация в программе MS Power Point, где можно увидеть видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.
Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей.
Использование ИКТ в организации проектной деятельности младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, эффективному усвоению учебного материала, возрастанию мотивации к изучению школьного предмета, формированию основ информационной компетенции.
Я со своими учениками тоже имею опыт работы над проектами. Приведу пример проекта «Заповедные места нашего края. Хопёрский государственный природный заповедник». Проект исследовательский, информационный, групповой, долгосрочный.
Актуальность:
В 21 веке взгляд на природу изменяется: научно-технический прогресс обернулся для природы бедой. Отравленные химическими отбросами реки, озера, моря и океаны делают невыносимой жизнь их обитателей. Так возникла тема тревоги за природу. Настала пора приучать человека к мысли: «Человек не царь природы, а сын ее почтительный»
Если мы будем рассказывать о красоте природы, учиться бережному отношению к ней, то в людях будет воспитываться доброта, чувство ответственности за судьбу Земли- общего дома человечества.
Цель проекта:
Познакомиться с особенностями флоры и фауны Хоперского государственного заповедника.
Задачи:
Провести экскурсию в Хоперский заповедник.
Посетить Борисоглебский историко-художественный музей.
Найти литературу по данной теме.
Систематизировать полученные знания.
Создать презентацию и буклет «Хоперский государственный природный заповедник».
Объект изучения: Хоперский государственный природный заповедник.
Гипотеза: мы думаем, что мы сможем изучить природу заповедника, познакомиться с представителями флоры и фауны и создать презентацию и буклет «Хоперский заповедник», представить результаты своей работы учащимся начальной школы на уроке окружающего мира.
Методы изучения:
Экскурсия.
Работа с научной литературой.
Основное содержание:
Особенности природы Хопёрского государственного природного
заповедника.
Растительный мир Хопёрского государственного природного
заповедника.
Животный мир Хопёрского государственного природного
заповедника.
Красная книга Хопёрского государственного природного заповедника.
Результаты изучения:
Познакомились с особенностями флоры и фауны Хоперского государственного природного заповедника, посетив экспозицию в Борисоглебском историко-художественном музее и Хоперском заповеднике.
Изучив особенности его природы, создали презентацию и буклет «Хоперский государственный природный заповедник», используя научно-публицистическую литературу и Интернет-ресурсы.
Выводы:
Хоперский государственный природный заповедник- жемчужина родного края.
Богатством заповедника является разнообразие флоры, видовой состав которой насчитывает около 1200 видов высших растений, что позволяет отнести заповедник к одному из самых богатых во флористическом отношении заповедников на равнинах Восточной Европы.
Из 600 видов птиц России, в Хоперском заповеднике и его окрестностях обитает 326, из них 23 вида внесено в Красную книгу РФ.
В заповеднике ведется научная работа.
Главное, чему я учу своих детей: наблюдать природу, делать маленькие открытия, учиться видеть красоту, которая нас окружает.
Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:
социальных: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают; коммуникативных: учиться говорить и слушать, принимать другое мнение и отстаивать своё;
мыслительных навыков, которые формируются в ходе проектной деятельности. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
исследовательских: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить, делать выводы.
Проектная деятельность учащихся – средство повышения качества образовательного процесса, средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Литература
Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
Долгушина Т.Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12.
Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности//Журнал «Исследовательская работа школьников». №1, 2002, с 130-134.
Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.
Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности: Публицистические статьи и заметки/ Под ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006.
Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Развитие исследовательских умений младших школьников/ [Н.Б.Шумакова, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова]; под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.; Просвещение, 2011. – 157 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.