Методические рекомендации на тему Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО


Развитие интеллектуальных способностей младших школьников через
внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО
Шкляева Елена Михайловна
учитель начальных классов
Верещагинский район
МБОУ Кукетская СОШ
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. При организации внеурочной деятельности с детьми ставлю следующие задачи:
выявить интересы, склонности, способности, возможности, обучающихся к различным видам деятельности;
создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развить опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Хочу остановиться на реализации одного направления – общеинтеллектуального. Считаю, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения.
Оно реализуется через такие формы как:
предметные недели;
олимпиады, викторины;
интеллектуальные игры, конкурсы;
кружки;
детские исследовательские проекты.
Среди разнообразных форм внеурочной деятельности предметные недели, занимают особое место. Цель проведения: развитие интереса к предмету; выявление учащихся, имеющих способности к изучению определенного предмета, для дальнейшей целенаправленной индивидуальной работы с ними. Мероприятия, которые планируются и разрабатываются в ходе предметной недели рассчитаны часто и на детей дошкольного возраста.
Предметные недели, помогают разным детям проявить себя, почувствовать себя успешными.
В рамках предметной недели организуем олимпиаду. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний учителем. Для проведения олимпиады привлекаем и учащихся из соседней школы, что положительно сказывается на соревновательном духе участников. Олимпиады в школе - это первая ступенька к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня. Наши дети ежегодно участвуют во всероссийских дистанционных олимпиадах.
Предметные недели заканчиваются интеллектуальной игрой, проводим её под девизом «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Тематика игр предполагает выявление общей эрудиции участников в пределах школьных программ по предметам. В играх принимают участие дошкольники.
Интеллектуальные игры помогают:
1) интересно и организованно проверить знания у детей по определённому предмету;
2) повысить общую осведомлённость и образованность детей;
3) повлиять на познавательную активность детей;
4) углубить знания по какому-либо предмету (определённой теме).
С огромным желанием наши дети принимают участие во Всероссийских интеллектуальных конкурсах «Кенгуру», «Русский Медвежонок», «Енот», «Лис», краевом конкурсе «Почемучка», занимают призовые места. Подготовка к этим конкурсам осуществляется индивидуально, группой, даётся на дом для работы с родителями. Главная цель этих игр – привлечь как можно больше ребят к решению непростых задач, показать каждому школьнику, что обдумывание и нахождение правильного варианта ответа может быть делом живым, увлекательным и даже весёлым. Вот уже второй год используем в своей работе материалы интеллектуального конкурса «Эму» на уроках, классных часах в виде интеллектуальных викторин, игр.
Считаю, развитие интеллектуальных способностей младших школьников обеспечивает во многих отношениях успех не только учебно-познавательной деятельности, но и всего дальнейшего жизненного пути обучающихся.