Урок – презентация проектов по окружающему миру для 4 класса. Тема: «Мир Древности: государство Древняя Греция»


Муниципальное образовательное учреждение
«Мало-Шелемишевская средняя общеобразовательная школа»
Скопинского района Рязанской области
Урок – презентация проектов
по окружающему миру для 4 класса.
Тема: «Мир Древности: государство Древняя Греция»
Учитель I квалификационной категории:
Вавилина Валентина Алексеевна
2014г
Организацию проектной деятельности учащихся осуществляю по схеме:

п/п Этапы Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Методические комментарии
1. МотивационныйЗаявляет о цели проекта, создает положительный мотивационный настрой. Обсуждают полученную информацию и предлагают собственные идеи. Постановка проблемы.
2. Подготовительный (планирующий)Активизирует и руководит мыслительной деятельностью учащихся. Определяют тему проекта, формулируют задачи, вырабатывают план действий, критерии оценки результата и процесса, согласовывают способы совместной деятельности. Постепенный переход от максимальной помощи учителя к нарастанию ученической самостоятельности.
3. Информационно – оперативный Наблюдает, координирует деятельность, поддерживает, сам является информационным источником. Собирают материал по теме, работают с литературой, справочниками и другими источниками информации, непосредственно выполняют проект. Проявление «интеллектуальной зрелости».
4. Рефлексивно - оценочныйВыступает участником коллективно оценочной деятельности. Представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы. Осуществляют устную и фиксированную самооценку. Формирование содержательной дифференцированной самооценочной деятельности.
Проект урока.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
4 класс
Учитель начальных классов: Вавилина Валентина Алексеевна.
Тема урока: «МИР ДРЕВНОСТИ: государство Древняя Греция (заседание ученого совета)».
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Технологии: личностно – ориентированная, игровая, деятельностная, исследовательская, коммуникативная.
Цель урока: систематизация предметных знаний на основе умений формулировать вопросы, делать обобщённый вывод и умении работать в группе.
Предметные задачи урока: обобщить и расширить знания учащихся о Древней Греции; способствовать расширению кругозора детей, развитию наблюдательности, умению делать выводы.
Метапредметные задачи урока:
- познавательная: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
- регулятивная:рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
- коммуникативная: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
- личностная: умение строить логическую цепь рассуждений.Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории, бережное отношение к предметам, представляющую историческую ценность; умение общаться и сотрудничать: «ученик» - «ученик», «ученик» - «учитель».
         Использование программного обеспечения: учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков -   Москва: Просвещение,2014г.; компьютер, мультимедийный проектор, презентации, веера «Смайлики».
 
 
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Методический комментарий
1.Организационный этап Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу.
-Я желаю вам, чтобы этот урок был интересным, увлекательным, познавательным. 
- От чего это зависит?
  Дети сами настраивают себя на урок.
-От того, как мы будем отвечать, слушать друг друга и учителя. Включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
 
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Коммуникативное воздействие.
- Сегодня мы рады приветствовать вас, уважаемые гости, на нашем заседании ученого совета по теме: «МИР ДРЕВНОСТИ: государство Древняя Греция». Сегодня знатоки академических наук представят результаты своих исследований и раскроют тайны по следующим вопросам:
1. Где и когда возникло государство Древняя Греция? (по этому вопросу приготовили презентацию ученые – историки: профессор исторических наук Збанацкий Даниил Сергеевич и его ассистент – младший научный сотрудник Прошин Дмитрий Сергеевич)
2.Каким богам поклонялись люди в эпоху Древнего мира? (по данному вопросу выступят ученые – теологи: профессор кафедры ТЕОЛОГИИ (тео-бог, логос - наука) Томина Татьяна Николаевна и младший научный сотрудник Шамсиев Артем Александрович в роли ее ассистента)
3. Какой город был столицей Древней Греции и почему получил такое название? (раскроют тайну «имени» города ученые – топонимики)
- Вести заседание ученого совета буду я, Вавилина Валентина Алексеевна, так как имею ученые степени в разных областях академических наук. Дети готовятся к выступлениям. Психологический настрой на качественное изложение учебного материала по теме.
3.Актуализация знаний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   - Гости и выступающие в полном составе.
Некого нам больше ждать,
Предлагаю начинать.
- В виду того, что собравшиеся ученые представляют разные академические науки, а значит, являются специалистами лишь в своей области, предлагаю провести заседание под лозунгом:
Расскажи о том, что важно
Только так, чтоб понял каждый!
- После прослушанного сообщения группам ученым будет предложено задание с целью проверить: смогли ли выступающие раскрыть (разъяснить) присутствующим суть исследуемого вопроса.
- Что должны делать присутствующие во время выступления коллег?  
 
 
- Нужно внимательно слушать.
  «Вхождение» детей в роли на уроке.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4.Работа по теме урока. Приглашает выступающие группы, внимательно слушает сообщения «ученых».
После каждого сообщения предлагает оценить доступность излагаемого материала (веера «Смайлики») и задать вопрос по прослушанному коллеге:
- Я как председатель ученого совета должна проверить, на сколько понятным стал представленный ответ на вопрос присутствующим на заседании ученым. Предлагаю вам, после непродолжительного обсуждения (10 сек.) задать вопрос по прослушанному своим коллегам, представляющим различные науки (работа в парах). - Благодарю вас, уважаемые коллеги, за проведенные исследования и представленные презентации. Было очень интересно и познавательно! Ученые – историки:
- Уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию компьютерную презентацию исследования: «История возникновения Древней Греции».
Обратившись к различным источникам информации, но отдав предпочтение Интернету, как самому сведущему среди прочих, мы выяснили, что:
Примерно 3 тысячелетия назад на Балканском полуострове появилась горная страна – Древняя Греция (слайд 1).
Эллада – так называли её жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя - родоначальника Эллина (слайд 2).
Синяя морская вода изрезала берега удобными для кораблей бухтами. Это помогло эллинам стать прекрасными мореходами (слайд 3).
Благодатна природа этого края! На склонах гор в древности были широколиственные леса. Там отважные эллинские герои сражались со львами, охотились на кабанов и быстроногих оленей (слайд 4)
В светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах – никем не посаженные ирисы, нарциссы, гиацинты и роскошные розы. Всюду можно было видеть то мягкие пологие холмы, то острые скалы.
Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели: красоту тела, смелость воли и силу разума (слайд 5).
Ученые – теологи:
- Уважаемые коллеги!
Мы, как главные знатоки всех существующих или несуществующих в мире богов (так как наличие или их отсутствие не доказано и поныне), хотим представить вашему вниманию результат нашей исследовательской деятельности по теме: «Главные боги Древней Греции», в ходе которой мы выяснили следующее:
На севере Греции есть высокая гора Олимп (слайд 1), здесь и поселили древние греки своих главных богов – трёх братьев.
Главным среди них считался Зевс – громовержец (слайд 2), который захватил власть, свергнув своего отца - Кроноса. Ему подчинялись все остальные боги, которых у древних греков было множество, но главное его братья: бог моря –ПОСЕЙДОН и АИД – бог подземного царства. Изображали греки богов похожими на людей и считали, что боги как люди ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается – дерутся и воруют. Спасибо за внимание!
Ученые - топонимики:
- Уважаемые коллеги!
Мы рады присутствовать на этом заседании ученого совета, ибо никто кроме меня Кондалинцевой Татьяны Николаевны и моего младшего научного сотрудника Збанацкой Натальи Геннадиевны не сможет поведать вам здесь и сейчас о том, какой город являлся главным в Древней Греции и почему именно это название он получил от благодарных жителей. Или всё - таки найдутся в зале достойные нас коллеги?
Тогда слушайте древнегреческую легенду и не говорите потом, что вы не слышали.
Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать (слайд 1). Боги знали, что этот город ждет очень долгая и славная жизнь, (слайд 2) поэтому Посейдон – захотел дать ему своё имя, но нашлась и другая богиня, мечтавшая об этом, Афина – богиня мудрости и справедливой войны. Греки решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а вода-то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из него масло. Живет оливковое дерево 250 лет!
Подарок Афины был признан лучшим, потому что греки считали: Как бы ни был могуч бог природной стихии, его одолеет разум, и город назвали в её честь, Афинами (слайд 3). Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и «то самое» оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. И сегодня столица Греции – город Афины (слайд 4).
Спасибо за внимание! Дети, распределенные на группы ученых, представляют свои сообщения в виде компьютерных презентаций.
 
Дети регулируют своё поведение во время урока.
 
Дети самостоятельно формулируют вопросы (работа в парах).
Дети самостоятельно формулируют вопросы (работа в парах).
Дети самостоятельно формулируют вопросы (работа в парах).
5. Обобщение и систематизация знаний.
  - Уважаемые коллеги! А теперь позвольте мне провести свое исследование, которое позволит выяснить, как каждый из вас усвоил полученную научную информацию о Древней Греции, и тем самым выяснить, на сколько эффективна была наше сегодняшняя встреча в рамках ученого совета.
Вам предлагается сесть за столы по одному и выполнить тест. Правильный ответ отметьте любым известным вам знаком.
Тест. Тема: «Древняя Греция».
1. В древности Древнюю Грецию называли:
Египет
Эллада
Рим
2. Древние греки ценили в человеке …
красоту тела, смелость, разум
рост, вес, объём талии
наличие денег, жилища,
транспортного средства

3. Главным древнегреческим богом греки считали:
Прометея
Аида
Зевса
4. Столица Греции - город …
Москва
Афины
Олимп
5. Афина – богиня …
Красоты
Мудрости
Храбрости
- Молодцы! Учащиеся выполняют тест и осуществляют взаимопроверку.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети регулируют своё поведение во время урока.
Оценивание работы требует внимания и ответственности.
Продолжается работа по формированию умения оценивать по образцу.
5.Применение знаний и умений в новой ситуации - Уважаемые коллеги! Я очень внимательно слушала ваши сообщения и, честно говоря, я в восторге от того, что вы не только качественно подобрали информацию по вопросу, но и показали свои ораторские способности – умение красноречиво (правильная речь) излагать свои мысли. Так позвольте и мне поделиться с вами тем, что я знаю о Древней Греции.
- Я предлагаю вам узнать тему моей исследовательской работы по заданию, которое вам необходимо будет выполнить.
Задание: собрать из частей разрезанное здание.
-Молодцы.
- Что у вас получилось?
- Совершенно правильно, коллеги!
Здания, постройки…древность…
- Профессором какой из академических наук могу я являться?
- Как называется вид искусства, раскрывающий характерные особенности построения зданий в различные исторические эпохи?
- Как называется моя презентация?
-Молодцы.
- Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется результат моей исследовательской работы по теме: «Архитектура Древней Греции».
Уже много веков сердцем Афин является Акрополь (слайд 1). Так называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. И сегодня это одна из самых высоких точек современных Афин. В честь богов древние греки строили храмы – дома богов. Храмы ставили на вершинах холмов (слайд 2), на скалистых откосах морского берега (слайд 3). Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества (слайд 4). Постепенно сложилась конструкция храма. Греки разработали строгую схему соотношений между частями зданий, которая получила название ордера, что в переводе означает «порядок».
- Предлагаю вам, уважаемые коллеги, провести исследование и найти общие характерные черты у этих древнегреческих храмов.
- Совершенно правильно, о величайшие умы человечества!
Древнегреческий храм – это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колоннами.
Спасибо за внимание!
После сообщения учитель предлагает оценить доступность излагаемого материала (веера «Смайлики») и задать вопрос по прослушанному коллеге:
- Возвращаясь к лозунгу нашего заседания:
Расскажи о том, что важно
Только так, чтоб понял каждый!
Предлагаю вам, после непродолжительного обсуждения (10 сек.) задать вопрос по прослушанному своим коллегам, представляющим различные науки (работа в парах).Дети собирают здание из частей.
- Какое-то здание.
-Архитектура.
-Архитектура Древней Греции.
- Четырехугольное здание.
- Высокий фундамент (постамент).
- Здание со всех сторон окружено колоннами.
Дети задают вопросы по теме. Учащиеся погружаются в атмосферу сотрудничества.
Дети сами формулируют тему презентации.
Организация исследовательской деятельности.
6.Рефлексия (подведение итогов занятия)
  - Какие впечатления остались у вас от урока?
- Оцените свое продвижение в формировании представлений о Древней Греции как об одном из государств Древнего мира(веера «смайлики»). Дети показывают соответствующие изображения и объясняют свой выбор смайлика. Самоанализ учащихся.
 

ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тема. История возникновения Древней Греции.
- Уважаемые коллеги!
Представляем вашему вниманию компьютерную презентацию исследования: «История возникновения Древней Греции».
Обратившись к различным источникам информации, но отдав предпочтение Интернету, как самому сведущему среди прочих, мы выяснили, что:
Примерно 3 тысячелетия назад на Балканском полуострове появилась горная страна – Древняя Греция (слайд 1).

Эллада – так называли её жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя - родоначальника Эллина (слайд 2).

Синяя морская вода изрезала берега удобными для кораблей бухтами. Это помогло эллинам стать прекрасными мореходами (слайд 3).

Благодатна природа этого края! На склонах гор в древности были широколиственные леса. Там отважные эллинские герои сражались со львами, охотились на кабанов и быстроногих оленей (слайд 4).

В светлых рощах росли дикие фруктовые деревья, а в долинах – никем не посаженные ирисы, нарциссы, гиацинты и роскошные розы. Всюду можно было видеть то мягкие пологие холмы, то острые скалы.
Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели: красоту тела, смелость воли и силу разума (слайд 5).

Спасибо за внимание!
Тема. Главные боги Древней Греции.
- Уважаемые коллеги! Мы, как главные знатоки всех существующих или несуществующих в мире богов (так как наличие или их отсутствие не доказано и поныне), хотим представить вашему вниманию результат нашей исследовательской деятельности по теме: «Главные боги Древней Греции», в ходе которой мы выяснили следующее:
На севере Греции есть высокая гора Олимп (слайд 1),

здесь и поселили древние греки своих главных богов – трёх братьев.
Главным среди них считался Зевс – громовержец (слайд 2),

который захватил власть, свергнув отца своего - Кроноса. Ему подчинялись все остальные боги, которых у древних греков было множество, но главное его братья: бог моря –ПОСЕЙДОН и АИД – бог подземного царства. Изображали греки богов похожими на людей и считали, что боги как люди ссорятся друг с другом, сквернословят, а случается – дерутся и воруют.
Спасибо за внимание!
Тема. Главный город Древней Греции – Афины.
- Уважаемые коллеги! Мы рады присутствовать на этом заседании ученого совета, ибо никто кроме меня Кондалинцевой Татьяны Николаевны и моего младшего научного сотрудника Збанацкой Натальи Геннадиевны не сможет поведать вам здесь и сейчас о том, какой город являлся главным в Древней Греции и почему именно это название он получил от благодарных жителей. Или всё - таки найдутся в зале достойные нас коллеги?
Тогда слушайте древнегреческую легенду и не говорите потом, что вы не слышали.
Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать (слайд 1).

Боги знали, что этот город ждет очень долгая и славная жизнь, поэтому Посейдон (слайд 2) -

захотел дать ему своё имя, но нашлась и другая богиня, мечтавшая об этом, Афина – богиня мудрости и справедливой войны.
Греки решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а вода-то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки (их ещё называют маслинами) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из него масло. Живет оливковое дерево 250 лет!
Подарок Афины был признан лучшим, потому что греки считали: Как бы ни был могуч бог природной стихии, его одолеет разум, и город назвали в её честь, Афинами (слайд 3).

Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и «то самое» оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. И сегодня столица Греции – город Афины (слайд 4).


Спасибо за внимание!
Тема. Архитектура Древней Греции.
- Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется результат моей исследовательской работы по теме: «Архитектура Древней Греции».
Уже много веков сердцем Афин является Акрополь (слайд 1).

Так называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нем неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря. И сегодня это одна из самых высоких точек современных Афин. В честь богов древние греки строили храмы – дома богов. Храмы ставили на вершинах холмов (слайд 2),

на скалистых откосах морского берега (слайд 3).

Внутри здания никогда не проводилось многолюдных богослужений. Там стояла статуя божества (слайд 4).

Постепенно сложилась конструкция храма. Греки разработали строгую схему соотношений между частями зданий, которая получила название ордера, что в переводе означает «порядок».
- Предлагаю вам, уважаемые коллеги, провести исследование и найти общие характерные черты у этих древнегреческих храмов.
- Совершенно правильно, о величайшие умы человечества!
Древнегреческий храм – это четырехугольное здание на высоком постаменте, окруженное колоннами.
В работе использованы:
А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Окружающий мир. 4 класс.
О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». – М.:ВАКО,2012. – 400с.
http://images,google.ru
www.webman.ru/animation.ru