Рабочая программа по русскому языку (6 класс, углубленное изучение)

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» выпускниками основной школы
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:


аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета по разделам:
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
 использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
 использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
 соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
 оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
 предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
 выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
 участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
 понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
 различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
 понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
 понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
 использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
 передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
 использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
 понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
 извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
 обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
 извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
 соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
 создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
 выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
        анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
 создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
 излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
 соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
 писать рецензии, рефераты;
 составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
 писать резюме, деловые письма, объявленияс учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
 анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
 осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
 создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.


Выпускник получит возможность научиться:
 создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
 владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
 различать и анализировать тексты разных жанров,
 создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
 оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
 исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
 различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературысточки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
 создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
 анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
 характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
 определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
 оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
 проводить фонетический анализ слова;
 соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
 извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
 опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
 выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
 делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
 различать изученные способы словообразования;
 анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
 опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
 извлекать необходимую информациюиз морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
 использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
 проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
 группировать слова по тематическим группам;
 подбирать к словам синонимы, антонимы;
 опознавать фразеологические обороты;
 соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
 использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
 пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
 объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
 аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
 опознавать омонимы разных видов;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
 извлекать необходимую информациюиз лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
 опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
 анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
 употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
 применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
 распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства морфологии;
 различать грамматические омонимы;
 опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
 извлекать необходимую информациюиз словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
 употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
 использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
 применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать синонимические средства синтаксиса;
 опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
 анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
 соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
 объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
 обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
 извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
 демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
 извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
 выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
 приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
 уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа носителя языка;
 анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание курса «Русский язык»
Содержание курса русский язык полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку.
В ней выделяются три сквозные содержательные линии:
содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
В разработанном курсе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в Тематическом планировании. Кроме того, в Тематическом планировании представлено распределение содержания курса по годам обучения, а также определено количество часов на изучение каждой темы программы.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями поискового/просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
      Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
      Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
     Русский язык язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
     Лингвистика как наука о языке.
     Основные разделы лингвистики.
     Выдающиеся отечественные лингвисты.
2.  Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
     Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
     Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1.  Фонетика как раздел лингвистики.
     Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
     Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
     Орфоэпический словарь.
2.  Совершенствование навыков различения ударных и безугарных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
     Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений и собственной речевой практике.
Раздел 7. Графика
1.  Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1.  Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
     Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
     Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
     Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
     Возможность исторических изменений в структуре слова. 11онятие об этимологии. Этимологический словарь.
     Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
     Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
      Словообразовательный и морфемный словари.
2.  Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
     Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
     Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
     Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1.   Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
     Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
     Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
     Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
     Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
     Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
     Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
     Стилистические пласты лексики.
     Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
     Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
     Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
     Проведение лексического разбора слов.
     Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1.   Морфология как раздел грамматики.
     Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
     Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
     Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и  синтаксическому употреблению.
     Междометия и звукоподражательные слова.
     Омонимия слов разных частей речи.
     Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
     Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
     Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
     Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
     Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и  второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
     Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
    Виды односоставных предложений.
    Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
     Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
     Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Раздел
·12. Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
     Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
     Слитные, дефисные и раздельные написания.
     Употребление прописной и строчной буквы.
     Перенос слов.
     Орфографические словари и справочники.
     Пунктуация как система правил правописания.
     Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
     Знаки препинания в конце предложения.
     Знаки препинания в простом неосложнённом предложении
     Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
     Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
     Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
     Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
     Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 6 класс
Дата
№ п/п
Тема урока
Планируемые результаты



Повторение изученного (22 часа)
Предметные
УУД


1
Вводный урок.
Знать: понятие орфограммы и пунктограммы, основные понятия фонетики, морфемики, словообразования, основные орфограммы, понятия лексикологии и фразеологии, различные виды разборов, роль русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности.

Уметь: обосновывать выбор орфограммы, проводить разные виды разборов (фонетический, морфемный, синтаксический, морфологический, лексический),составлять текст-рассуждение, осуществлять речевой самоконтроль;

Личностные:

Ученик научится:
- воспитывать качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе;

- осознавать роль языка как средства содействия  ознакомлению с культурой своего народа;

-реализовывать мотивы образовательной деятельности  на основе личностно ориентированного подхода;

-принимать систему ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения;

 -совершенствовать собственную речевую культуру.

Уч5еник получит возможность для формирования:

Познавательные:
-освоение базовых понятий;

-проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;

-создание текстов, различных по жанру и стилю,
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы),

-способность к решению творческих задач, участие  в проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- выявлять общность  и различия сравниваемых событий и явлений;

- создание текстов разных типов;

-извлекать информацию из предоставленных источников;

 -умение выбирать источник информации,
- объяснять смысл изученных понятий и терминов;

-развитие смыслового чтения, включая умение определить тему, выделить основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

-приобретение опыта самостоятельного поиска информации;

-способность овладевать совокупностью социокультурных знаний об окружающем мире;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-развитие исследовательских учебных действий: поиск и выделение информации, обобщение и фиксация информации;

-уметь прогнозировать содержание по заголовку текста, извлекать информацию из разных источников, выделять основную мысль и устанавливать причинно-следственные связи.


Регулятивные:
-умение самостоятельно определять сферу своих интересов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и неучебных ситуациях;

-способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ее оценку;

- умение самостоятельно организовать собственную деятельность;

- умение составить план  в соответствии с поставленной задачей;

-выбор средства реализации поставленных целей;

 - умение работать по алгоритму, с памятками, правилами;

- умение понимать и использовать диаграммы, таблицы, схемы;

-  умение самостоятельно вести поиск информации
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы









2-3
Повторим фонетику.




4
Повторим фонетику. Фонетический разбор слова.




5
Повторим орфографию. Правописание согласных в корне слова.




6
Повторим орфографию. Правописание Ь для обозначения грамматических форм.




7-8
Повторим морфемику.




9
Повторим словообразование.




10
Повторим орфографию. Правописание чередующихся гласных в корне слова.




11
Повторим орфографию. Правописание приставок.




12
Повторим орфографию. Правописание Е-О после шипящих, гласных после Ц.




13-14
Р/р. Сочинение – рассуждение о земляках, школе (задание 37) и его анализ.




15
Повторим лексикологию.




16
Повторим фразеологию. Контрольный словарный диктант № 1.




17-18
Р/р. Сочинение - рассуждение о дружбе (задание 85) и его анализ.




19-20
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему (задание 89) и его анализ.




21-22
Входной контроль.
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 1 по теме «Повторение изученного» и его анализ.





Разделы грамматики. Морфология (4 часа)




23-24
Понятие о частях речи. Знаменательные и служебные части речи.
Знать: понятие о частях речи, знаменательные и служебные части речи, морфемный состав как один из признаков частей речи.
Уметь: классифицировать части речи, относить слово к определенной части речи, обосновывая выбор.



25
Слово и его формы.




26
Морфемный состав слов как один из ярких признаков частей речи.





Имя существительное (42 часа)




27-28
Понятие об имени существительном.
Знать: понятие о существительном, роль в речи, разряды существительного, особенности употребления, морфологические признаки и их особенности, словообразование существительных, источники пополнения, понятие функциональных омонимов, правила написания существительных с НЕ, правописание суффиксов существительных, падежных окончаний, нормы употребления существительных в речи, особенности подготовки выступления перед аудиторией с докладом; защитой реферата, проекта;


Уметь: рассуждать на грамматическую тему, составлять план параграфа, пересказывать, писать сочинение о семье и родном городе и изложение - описание, составлять текст по опорным словам, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, владеть разными видами речевой деятельности в различными коммуникативных условиях.



29
Роль существительных в речи.




30-31
Р/р. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри» и его анализ.




32
Нарицательные и собственные имена существительные. Понятие о топонимике.




33
Нарицательные и собственные имена существительные. Специфика русских собственных имён (трёхчленное имя человека).




34-35
Р/р. Сочинение – рассуждение о семье или о родном селе и его анализ.




36
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Контрольное письмо по памяти № 1.




37
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Роль олицетворений в художественной речи.




38
Разряды имен существительных по значению.




39
Разряды имен существительных по значению. Особенности употребления их в речи.




40
Число имен существительных.




41
Число имен существительных. Остатки двойственного числа в современном языке.




42-43
Р/р. Подготовка и написание подробного изложения (задание 158).




44
Род имен существительных. Колебания в роде.




45
Современные нормы некоторых разрядов существительных. Переосмысление рода как художественный приём.




46
Падеж имен существительных. Способы определения косвенных падежей: по вопросу, по предлогу.




47-48
Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний.




49-50
Склонение имен существительных во множественном числе.




51-52
Разносклоняемые имена существительные. Нормы их употребления.




53-54
Неизменяемые имена существительные. Нормы их употребления.




55-56
Словообразование имен существительных. Источники пополнения существительных.




57-58
Правописание суффиксов имен существительных –чик/-щик, -ек-/-ик-.




59-60
Образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных и увеличительных суффиксов.




61
Образование сложных существительных.




62
Переход прилагательных в существительные.




63
Переход прилагательных в существительные. Понятие о функциональных омонимах.




64-65
Правописание не с существительными.




66
Обобщение темы «Имя существительное».




67-68
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 2 по теме «Имя существительное» и его анализ.





Глагол (56 часов)




69-70
Понятие о глаголе.



Знать: понятие о глаголе, его роль в речи, понятие возвратных глаголов и переходных, виды глагола, наклонения и время, спряжение и словообразование, правописание ТЬСЯ и ТСЯ, НЕ с глаголами, личных окончаний, правописание суффиксов, способы оценки коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

Уметь: составлять тексты с глаголами, производить взаимозамену, писать сочинение по картине и изложение с предварительным анализом текста, пересказывать, составлять план параграфа, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, владеть разными видами чтения и аудирования.




71-72
Не с глаголами.




73-74
Роль глаголов в речи.




75-76
Р/р. Сочинение по картине И.И.Шишкина «Утро с сосновом лесу» и его анализ.




77
Инфинитив.




78
Инфинитив. Исторические изменения форм инфинитива.




79
Возвратные глаголы. Нормы употребления -ся и –сь. Правописание -тся и –ться.




80
Виды глагола. Богатство смысловых значений видовых пар.




81
Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.




82-83
Глаголы переходные и непереходные.




84
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение.




85-86
Времена глагола. Настоящее время.




87
Прошедшее время. Происхождение формы прошедшего времени.




88
Прошедшее время. Правописание форм прошедшего времени.




89-90
Р/р. Контрольное подробное изложение № 1 и его анализ (задание 368).




91-92
Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфинитива, основа прошедшего времени.




93-94
Будущее время.




95
Употребление в речи одних форм времени вместо других.




96
Р/р. Сочинение-рассуждение (задание 379).




97-98
Спряжение глаголов.




99
Правописание личных окончаний глаголов.




100-102
Разноспрягаемые глаголы и их происхождение.




103
Повелительное наклонение.




104
Употребление форм повелительного наклонения в речи.




105-106
Сослагательное наклонение.




107
Обобщение по теме «Наклонение глагола».




108-109
Р/р. Контрольное сочинение № 1 и его анализ (задание 414).




110-111
Безличные глаголы.




112
Использование безличных глаголов в речи.




113-114
Словообразование глаголов.




115-116
Правописание суффиксов глаголов.




117
Р/р. Сочинение-миниатюра по опорным словам (задание 440).




118-119
Обобщение по теме «Глагол».




120-121
Р/р. Сочинение-рассуждение на тему «Для чего надо изучать глаголы?»




122-123
Контрольный диктант № 3 по теме «Глагол» и его анализ.




124-125
Р/р. Подготовка и написание подробного изложения (задание 443).





Имя прилагательное (46 часов)




126-127
Понятие об имени прилагательном.

Знать: понятие о прилагательном, роль в речи, правописание с НЕ, формы полные и краткие, разряды прилагательных, степени сравнения и способы их образования, нормы употребления в речи, способы словообразования, правописание суффиксов. и сложных прилагательных, принципы анализа речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач
Уметь: составлять вопросы к параграфу, редактировать текст, составлять текст по опорным словам, устно излагать содержание текста, писать сочинение по картине, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, выступать перед аудиторией с докладом; защищать реферат, проектную работу.




128-129
Роль прилагательных в речи.




129-130
Р/р. Подготовка и написание сочинения - описания (задание 460, 462, 463, 464 – по выбору учащихся).




131
Анализ сочинений.




132
Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.




133
Относительные прилагательные.




134
Притяжательные прилагательные.




135-136
Переход прилагательных из одного разряда в другой.




137-138
Полные и краткие прилагательные.




139
Р/р. Устное изложение (задание 496).




140-141
Р/р. Сочинение – рассуждение на тему «Кого можно назвать образованным?» и его анализ.




142-143
Склонение имён прилагательных.




144
Степени сравнения качественных прилагательных.




145
Образование сравнительной степени.




146
Образование превосходной степени.




147-148
Нормы употребления степеней сравнения прилагательных.




149-150
Словообразование прилагательных.




151-153
Правописание н – нн в суффиксах имён прилагательных.




154-155
Правописание суффиксов прилагательных: -ов-/-ев-, -к-/-ск-, -оньк-/-еньк-.




156-158
Правописание не с прилагательными.




159-160
Контрольное тестирование № 1 по теме «Правописание имён прилагательных» и его анализ.




161-162
Р/р. Сочинение - описание зимнего пейзажа и его анализ.




163
Образование прилагательных сложением слов.




164-165
Правописание сложных прилагательных.




166
Употребление сложных прилагательных в речи.




167-168
Р/р. Подробное изложение и его анализ (задание 539).




169-170
Обобщение по теме «Имя прилагательное».




171-172
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 4 по теме «Имя прилагательное» и его анализ.





Имя числительное (27 часов)




173
Понятие о числительном.
Знать: понятие о числительном, роль в речи, разряды по значению, правописание Ь в числительных, собирательные, дробные, порядковые числительные, образование других частей речи от числительных, писать изложение и сочинение-повествование, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, разные способы редактирования текстов.

Уметь: рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, составлять предложения и текст с числительными, склонять их в устной речи, писать изложение с предварительным анализом текста, сочинение- повествование, адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей




174
Роль числительных в речи.




175
Разряды числительных по строению.




176-177
Количественные числительные.




178-179
Склонение количественных числительных.




180-181
Правописание количественных числительных.




182-183
Собирательные числительные.




184-185
Дробные числительные.




186-187
Порядковые числительные.




188-189
Образование слов других частей речи от числительных.




190-191
Р/р. Контрольное сочинение – рассуждение на лингвистическую тему № 2 и его анализ (задание 623).




192-193
Р/р. Подробное изложение и его анализ (задание 624).




194-195
Обобщение по теме «Имя числительное».




196-197
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 5 по теме «Имя числительное» и его анализ.




198-199
Р/р. Сочинение – повествование на лингвистическую тему «Путешествие в страну числительных».





Наречие (33 часа)




200
Понятие о наречии.
Знать: понятие о наречии, разряды наречий по значению, употребление в речи, правописание наречий с НЕ, степени сравнения наречий, их словообразование, переход других частей речи в наречия, понятие функциональных омонимов, понятия основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации.


Уметь: читать параграф учебника, составлять простой план, составлять текст-описание и повествование по опорным словам, писать сочинение-миниатюру с использованием наречий и подробное изложение с предварительным анализом текста, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми




201
Роль наречий в тексте.




202
Р/р. Составление текста – повествования по опорным словам.




203-204
Разряды наречий по значению. Наречия образа действия.




205
Наречия меры и степени.




206
Р/р. Сочинение - миниатюра с использованием наречий.




207
Наречия места.




208
Р/р. Составление текста – описания (задание 649).




209-210
Наречия времени.




211-212
Наречия причины и цели.




213-214
Степени сравнения наречий.




215-216
Словообразование наречий.




217
Правописание суффиксов на конце наречий.




218
Различение функциональных омонимов (кратких прилагательных и наречий).




219
Правописание наречий. Н и НН в наречиях.




220
Правописание наречий. Ь на конце наречий.




221
Переход существительных и прилагательных в наречия.




222
Различение функциональных омонимов (существительных и прилагательных с предлогами и наречий).




223-225
Слитное, дефисное и раздельное написание наречий.




226-228
Правописание не с наречиями.




229-230
Р/р. Контрольное подробное изложение № 2 и его анализ (задание 704).




231-232
Обобщение по теме «Наречие».




233-234
Контрольное тестирование № 2 по теме «Наречие» и его анализ.





Категория состояния (18 часов)




235-236
Понятие о словах категории состояния.
Знать: понятие о словах категории состояния, разряды по значению, роль в речи, правописание с НЕ ,понятие функциональных омонимов, особенности аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи
Уметь: составлять текст со словами категории состояния, писать отзыв о прочитанной книге и сочинение на лингвистическую тему, рассуждать на грамматическую тему, доказывать принадлежность слова к определенной части речи, осуществлять коммуникативную рефлексию



237
Роль слов категории состояния в речи.




238
Р/р. Составление текста на тему «Когда мне было страшно (грустно, весело, обидно)».




239-240
Разряды слов категории состояния по значению.




241
Морфологический разбор слов категории состояния.




242
Различение функциональных омонимов: кратких прилагательных, наречий и слов категории состояния.




243-244
Правописание не со словами категории состояния.




245-246
Р/р. Сочинение – отзыв о прочитанной книге и его анализ.




247-248
Обобщение по темам «Наречие» и «Категория состояния».




249-250
Р/р. Сочинение на лингвистическую тему «Путешествие в страну Частей Речи» и его анализ.




251-252
Контрольный диктант с грамматическим заданием № 6 по темам «Наречие» и «Категория состояния» и его анализ.





Повторение (20 часов)




253
Систематизация изученного об имени существительном.
Знать: морфемный состав, синтаксическую функцию и правописание слов разных частей речи, разные виды чтения (по-исковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)

Уметь: делать комплексный анализ слова, подбирать синонимы и антонимы к словам, определять тип и стиль речи, составлять текст по опорным словам, писать сочинение- описание, использовать социальные нормы речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.



254
Систематизация изученного об имени прилагательном.




255
Систематизация изученного о глаголе.




256
Систематизация изученного о числительном.




257
Систематизация изученного о наречии и категории состояния.




258-259
Морфемный состав слов разных частей речи.




260-261
Синтаксическая функция слов разных частей речи как основа различения функциональных омонимов.




262-263
Правописание суффиксов существительных, прилагательных, наречий и глаголов.




264-265
Не с существительными, прилагательными, наречиями, словами категории состояния.




266-267
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи.




268-269
Итоговый контроль и его анализ.




270-272
Комплексный анализ текстов.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15