СтатьяИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МИЛЕНТЬЕВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА
Учитель начальных классов МОУ «Лицей № 26», г. Саранск
Azorkina_nastenka@mail.ruКЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономическая социализация, игра.
АННОТАЦИЯ: В данной статье поднимается вопрос о значении игры, которая обеспечивает эмоциональное благополучие и экономическую социализацию ребенка младшего школьного возраста. Игра выступает важным фактором познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему.
THE GAME AS AN EFFECTIVE WAY OF ECONOMIC SOCIALIZATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
ANASTASIA IVANOVNA MELENTIEVA
Primary school teacher MOU «Lyceum № 26»
KEYWORDS: economic socialization, game.
ABSTRACT: In this article rises the question about the value of play for emotional well-being and the economic socialization of children of primary school age. The game is an important factor of cognition of the surrounding world, the development of role function, mental development of personality, socialization and preparation for the future.
Богатство эмоционального мира – великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полноценной, насыщенной, интересной. Проблема обеспечения эмоционального благополучия и социализации ребенка младшего школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях социальных отношений и повышенного темпа жизни. Именно экономическая социализация является одной из основных регулирующих систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма как взрослого человека, так и ребенка [4].
Современная школа является одним из основных агентов экономической социализации. Здесь экономическая социализация происходит в условиях образования и воспитания – целенаправленного, педагогически организованного процесса [3, 25].
Поэтому достаточно успешная экономическая социализация придает смысл и значение человеческому существованию. Познавая окружающий мир, ребенок определенным образом относится к тому, что или кого он познает.
На учителе лежит ответственность не только за усвоение детьми знаний, умений, навыков, но и за развитие эмоциональной сферы учащихся. Эмоции окрашивают восприятие окружающего мира – от ликующего, светлого, радостного, яркого – к тусклому, угрюмому, серому. Для детей игра выступает важным фактором познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, ее социализации и подготовки к будущему.
Это и сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина [2].
Играя, младшие школьники стремятся брать на себя роли, которые привлекают их в реальной жизни: как правило, связанные с проявлением смелости, мужества и т. д. По сравнению с дошкольниками, младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета, распределение ролей. В конфликтных ситуациях у детей появляется умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности. В целом развитие сюжетов игр идет от бытовых к играм с производственным сюжетом, а затем – к сюжетам, отражающим общественно - политические события [1].Среди игр, особенно сильно влияющих на процессы экономической социализации личности можно выделить ролевые игры. В ролевых играх обыгрываются и отрабатываются различные жизненные ситуации. Отрабатывая в игре свою личностную проблему, ребенок является в ней и основным актером. На первый взгляд подобная практика может показаться искусственной, однако, это не так. На самом деле большую часть жизни каждый из нас проводит, играя в соответствии с ситуацией множество самых разных социальных ролей. У ребенка все по - другому. «Франк говорит, что если ребенок играет в солдата, разбойника и лошадь, то это только потому, что в нем реально заключены и солдат, и лошадь, и разбойник»[1, 313]. В отличие от ребенка, взрослый в игре «переживает» уже использованные возможности жизни, а ребенок проигрывает, «примеряет» еще не использованные, не выбранные возможности. Это и делает игру сильным средством экономической социализации ребенка.
Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этом возрастной период) идёт достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Игра и учёба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные качественные различия. Справедливо замечено ещё Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таких и выступают дидактические игры.
Список использованных источников
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991 г. – 146 с.
Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский – вопросы психологии, 1966, № 6. С. 74-75.
Землянская, Е. Н. Экономическая подготовка как средство социализации младших школьников: автореф. дис….док. пед. наук / Е. Н. Землянская. – М. : Академия 2003. – 36 с.
Сергеева, Н. А. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников // Воспитание школьников. / Н. А. Сергеева. – 2003, № 4. – 240 с.