Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения.


Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения.
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. В условиях ФГОС II поколения многие учителя в нашей школе стараются использовать в своей работе элементы и программы развивающего обучения. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе реализации программ развивающего обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
•низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
•неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
•разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
•отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
С целью преодоления этих проблем мною была выбрана программа « Планета знаний» в основе которого лежит метод проектов. Актуальность метода проектов обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать. Метод проектов не что иное, как попытка моделирования жизни, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы
применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Проектная деятельность в начальной школе как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения. Проектная задача У маленьких учеников спросил художник Токмаков: «А кто умеет рисовать?» Рук поднялось – не сосчитать. Шестые классы. Токмаков и тут спросил учеников: «Ну, кто умеет рисовать?» Рук поднялось примерно пять. В десятом классе Токмаков опять спросил учеников: «Так кто ж умеет рисовать?» Рук поднятых и не видать. А ведь, ребята, в самом деле Когда-то рисовать умели, И солнце на листах смеялось. Куда всё это подевалось? У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов. Наше Российское образование одно из самых лучших в мире. Но, обладая огромной суммой знаний, наши школьники почему-то не могут применить их на практике. Ещё в 1999 году эксперты отмечали беспомощность школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений (умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка полученных результатов.) Работая в школе много лет, я постоянно сталкивалась с этой проблемой. И вот последние годы, поняла что эту проблему можно решить через организацию проектной деятельности. Мы понимаем, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому прообразом проектной деятельности становятся проектные задачи. Под проектной задачей понимается задача. В которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Производимый «продукт» не является самоцелью. Его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том. Что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат. Отличие проектной задачи заключается в том. Что для решения этой задачи младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей как учебное сообщество. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. В связи с этим организация групповой работы обучающихся является особой педагогической задачей. Групповая работа позволяет: а) детям: • получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портиться характер. • Попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса. • Приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); б) учителю: • использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения • органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно -эмоциональные и деловые отношения детей вести систематические наблюдения за формированием учебного сотрудничества в классе Структура проектной задачи. Прежде всего должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задачу должны сформулировать сами дети. Возможных вариантов решения задачи должно быть несколько. Далее, проектная задача должна содержать в явном или скрытом виде набор действий, которые должны быть выполнены группой. Количество заданий в проектной задаче - это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была завершена. Решить задачу- это значит создать какой-то реальный «продукт» который можно представить публично и оценить. В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач - способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод учителя- встроенное наблюдение. К такой работе можно привлекать других свободных учителей, родителей и старшеклассников. Вооружившись специальными «картами наблюдения» эксперты подключаются к детским группам, наблюдают их работу ,но ни в коем случае не вмешиваются в процесс решения задачи, а только фиксируют свои наблюдения. Главной является оценка процесса решения, процесса предъявления результата и только потом оценка самого результата. В 4 классах основной целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов решения в новую ситуацию. Эксперты смещают акцент наблюдения к оценке выбора группой стратегии решения задачи. Оценивается учителем непосредственно результат, а процесс проектирования оценивают сами школьники. Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного задания, они вольны придумывать. Фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, возможность опробовать различные пути решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга. Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие учебные универсальные действия:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).
• Целеполагать (ставить и удерживать цели).
• Планировать (составить план своей деятельности)
• Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное)
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других. Работая в начальной школе, я применяю эту технологию как на уроках русского языка, математики, литературы, окружающего мира, так и во внеурочной деятельности. Дети, посещая школу, выполняя домашние задания, не только готовятся к будущей взрослой жизни, они уже живут. И им, как каждому человеку, хочется использовать свои знания, показывать свои умения, слышать похвалу, ощущать уверенность в своих силах. Дать всё это им можем мы учителя. Создавая ситуацию, при которой бы глаза наших ребятишек горели, и интерес к учёбе не потухал, а разгорался с каждым новым годом обучения. Итак, урок с применением проектных задач:
- задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.
-учит способу проектирования через специально разработанные задания -даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. Начальная школа – это пока не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности.