«МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ»


МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского р-на»






Выступление пО
теме самообразования


«мотивация деятельности
учащихся на уроке и создание условий для ее реализации»



Подготовила:
Деменкова Ю.Л.,
учитель начальных классов









2012-2013 уч. год

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.
Я считаю, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед мной стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками, дети переживают, но и это не всегда помогает.
Учебная мотивация это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.

Для повышения мотивации к урокам русского языка и литературы использую следующие виды работ: дидактические игры, групповая работа, отгадывание загадок и кроссвордов, работа по алгоритмам.

Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе.
Мотивация учения может выступить, к тому же хорошим показателем уровня психического благополучия ученика, а также показателем уровня его развития.

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.
Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда, организую обучение на уроках с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Способы повышения мотивации на уроках
обращение к жизненному опыту учащихся
создание проблемной ситуации
занимательность
дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
элемент новизны в уроке
Использование различных технологий
информационные технологии
экскурсия
игра
наблюдение
практикум
соревнование
интегрированное обучение
диспут
внеклассная работа
опыты
исследовательские работы
Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:
1.Создаю комфортную атмосферу на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса
2.Создаю нестандартные ситуации на уроке
3.Демонстрирую достижения учащихся на каждом уроке
4.Хвалю учеников на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Для учащихся с высоким уровнем развития способностей, проявляющих интерес к предмету, предлагаю задания повышенной трудности.
Использование в учебно-воспитательном процессе игровых моментов и создание игровой ситуации повышает эмоциональную составляющую учебно-воспитательного процесса, помогает также повысить эффективность усвоения знаний учащихся. Увлечённые дети, к тому же, никогда не утомятся. Ведь одним из главнейших секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебно-воспитательном процессе является применение игровых технологий.
Игра- это эмоциональное поле, в котором ребёнок естественно, без принуждения и назидания, по доброй воле стремится к самовыражению, самопознанию, самостоятельности. Она создаёт условия для сотворения собственного мира, пробуждает в младшем школьнике творческое отношение к жизни.
Включение игр и игровых моментов в урок делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Ведь самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется детям интереснейшей игрой. Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. В игре ученики попадают в ситуации, позволяющие им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
Игра пробуждает интерес к победе, поэтому дети стараются чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. При этом у них возникает желание быть быстрыми, собранными, находчивыми. Воспитывается дисциплина, воля, характер.
В своей работе часто использую:
- уроки-путешествия;
- занимательные задачки;
- игры со сказочными персонажами;
- дидактические игры;
- интеллектуальные игры («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», «КВН», «Поле чудес» и т.д.).
Преимущество их применения очевидно. Если ребёнок на контрольной работе в сухой и сжатой форме воплощает свои знания, то в игре, в обстановке эмоционального подъёма, духа соревнования он успевает показать свои знания, блеснуть находчивостью. И, конечно, в каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду «незаметных и тихих». Но коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и даёт им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.
Особенную пользу она приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребёнка появляется повышенная учебная мотивация.
Моя задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно, с удовольствием. Только в этом случае они научатся в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть будут приобретать качества, необходимые им в жизни. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности.
На любом уроке дети устают, отвлекаются . Вот тут-то бы и сменить вид работы, провести игру, физкультминутку.
Игру и игровой момент использую на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока.
Вместо обычного вступления предлагаю иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. - Прочитайте название темы урока по первым буквам тех предметов, которые вы видите на экране.
Провожу различные виды диктантов. Словарные диктанты ,например, провожу в игровой форме.
- Отгадайте загадку. Напишите ответ. Какие орфограммы встретились в тексте загадки?
Ответ загадки показывается на карточке. Называются слова из загадки, подбираются проверочные слова к ним. Устно составляется предложение с данным словом.
При изучении антонимов и синонимов мы пользуемся понятиями: «слова, близкие по значению» и «слова, противоположные по значению». Слова с противоположным значением ребята подбирают быстрее, а при подборе синонимов испытывают затруднения. Здесь можно использовать игры: «Найди пару», «Не ошибись», «Кто больше?», «Будь внимательным», «Подумай – ответь!» и др.
Проговорить слово – одно, а увидеть предметы, которые обозначают данные слова, совершенно другое. Обычно этот вид упражнений (картинный диктант) ребятам нравится больше. Для этого на уроке использую обычные предметные картинки. Но после записи слов и проверки работу можно продолжить и предложить игры: «Найди лишнее слово», «Слова- друзья». Учащиеся находят слова с одинаковыми орфограммами и слова, которые отличаются друг от друга.
Не менее интересны игровые упражнения и игры, провожу на уроках математики.
Использую игры «Найди пару», «Где моё место?». Заменит решение примеров в столбик и запись их в тетрадь решение круговых примеров. Данную работу провожу у доски и на местах в парах.
Ребятам нравится, когда в гости к ним приходят сказочные герои. Обычно такие игры называются «Помоги Незнайке», «Подскажи Незнайке», «Помоги сказочному герою». Можно решать не только примеры и задачи, но и выполнять самые различные задания. Дать характеристику числа; записать числа, используя данные цифры; составить числовые выражения на +,
·,
·, : и т.д.
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.
Устный счёт предлагаю по-разному. Очень нравится ребятам игра «Мы - строители». Детям предлагается построить дом, корабль, пирамидку. На обратной стороне деталей написан пример. Только решив его, деталь можно прикрепить к плакату. Каждый ученик хочет участвовать в такой игре и старается не ошибиться.
На уроках математики используются игры и игровые упражнения с геометрически материалом, счётными палочками.
Для проведения таких игр использую интернет (картинки), компьютер, проектор и экран. Это намного облегчает работу.
Все игры и игровые упражнения на уроках проводятся не ради развлечения, а ради успешного усвоения изучаемого материала, активизации познавательной деятельности учащихся и получения желаемых результатов.
В своей работе стараюсь найти «золотую середину»: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать; облегчая учение, - дети постоянно будут искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать трудностей.






15