Конспект урока по хоровому классу на темуФормирование профессиональных компетенций на уроках хорового класса через развитие художественно-познавательной активности студентов»


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЬЯНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ КУЛЬТУРЫ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Конспект урока по хоровому классу
на тему: «Формирование профессиональных компетенций на уроках хорового класса через развитие художественно-познавательной активности студентов»
Разработчик: преподаватель
высшей квалификационной категорииКочеткова С.И
.
Ульяновск, 2016
Пояснительная записка
Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от выпускников новых профессиональных и личностных качеств, таких, как художественно-познавательная активность, коммуникативная компетенция, конкурентоспособность, жизненный оптимизм, способность к осознанному анализу своей деятельности, стремление к постоянному самообразованию.
Предлагаемая методическая разработка предназначена для студентов, изучающих предмет «Хоровой класс и практика работы с хором», по специальности53.02.01—Музыкальное образование. Именно поэтому одна из приоритетных задач профессиональной подготовки учителя музыки состоит в том, чтобы максимально содействовать развитию художественно-познавательной активности студентов.
В связи с этим обозначилось несколько проблем:
1. Отрыв от художественного осмысления произведений, незнание и непонимание их образно-смысловой основы — одна из причин низкой эффективности процесса обучения хоровому пению студентов. Поэтому в настоящее время актуальны исследования, основанные на данных, связанных с разработкой дидактических ориентиров развития художественно-познавательной активности и уровней развития художественно-познавательной активности студентов.
2. Современная подготовка учителя музыки не отвечает требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта. Введение же дидактических ориентиров художественно-познавательной активности студентов в образовательный процесс даст шанс будущим специалистам быть конкурентоспособными в борьбе за высокий социальный статус.
3. Особыми проблемами в развитии художественно-познавательной активности студентов являются проблемы критериев оценки уровня развития художественного познания и технологические организации этого процесса. Существующие до сих пор критерии оценки уровня подготовки специалиста не дают объективной картины уровня профессиональных компетенций выпускников.
Поэтому при определении дидактических ориентиров развития художественно-познавательной активности студентов мы предлагаем использовать характеристики, вытекающие из данных по технике дирижирования .Результативность образовательного процесса зависит, прежде всего, от личности учителя. Поэтому в решении задачи качественного улучшения системы музыкального образования особую значимость имеют вопросы подготовки студентов как будущих педагогов музыки, обладающих высоким уровнем общей культуры и интеллектуального развития.
Художественно-познавательная активность студентов в процессе хорового пения складывается из:
-исследовательской деятельности — умения полно и грамотно анализировать произведение, способности выделить главное, умения чувствовать фразу;
-глубины интеллектуального постижения содержания и формы произведения;
-потребности в знаниях (целеполагания, мотивации к процессу познания);
-качества дирижерского воплощения художественного образа хорового сочинения;
-выразительного и эмоционального исполнения хорового сочинения на фортепиано;
-стремления к занятиям художественно-творческой деятельностью;
-способности к рефлексии (самоанализ, осмысление);
Активизация выше перечисленных познавательных способностей приведет к глубоким и ярким результатам исполнительского творчества студентов. Необходимо связывать занятия хорового класса не только с предметами музыкального цикла, но и с изобразительным искусством, историей (эпохой, в которой творили композитор и поэт) и литературой, т.е. использовать интегрированный подход в обучении. Кроме того необходима разработка вопросов ассоциативности, творческой фантазии, образного видения музыкальной ткани в дирижерско-хоровом воплощении произведения.
Специфика профессиональной деятельности учителя музыки — хормейстера и связанные с ней трудности требуют от него не только определенной системы знаний, но и умения гибко применять эти знания в школе, решать множество проблем, обусловленных особенностями хорового музыкального материала, формами и методами проведения хоровых репетиций, организацией хорового коллектива в школе. Поэтому специалисту этого профиля нужна не только система знаний, навыков и умений, но и сформированность способности трансформировать знания в новых условиях.
Цель методической разработки: Формирование опыта практической деятельности по исполнению произведений и управлению хоровым коллективом средствами художественно-познавательной активности студентов.
Учебный процесс на занятии преследует задачи:
-развивать художественно-познавательную активность студентов на занятии хорового пения через освоение ими содержания хоровых произведений;
-формировать дирижерское мастерство молодых исполнителей в процессе освоения технических способов и приемов дирижерско-хорового искусства;
-дать студентам систему дирижерско-исполнительских компетенций, необходимых для работы с хоровыми коллективами;
-формировать умения студентов творчески интерпретировать произведение и воплощать его в звуке хора и жесте дирижера;
-развивать способность анализировать и решать творческие дирижерские задачи;
-развивать и углублять интерес к дирижированию и хоровому пению.
Внедрение в практику учебного процесса первоочередных задач развития художественно-познавательной активности студентов позволит решить проблему качества образования, комплексной подготовки личности к самореализации в современном обществе.
Педагогическая технология проблемного обучения хоровому пению отвечает следующим дидактическим условиям:
-деятельность студентов носит в основном не репродуктивный, а творческий характер;
-познавательная деятельность студентов ориентируется не на достигнутый уровень развития студентов, а на ближайшую перспективу развития;
-благоприятный психологический фон учебно-воспитательного процесса;
-проведение учебно-познавательного процесса на оптимальном уровне развития студентов;
-самостоятельная художественно-познавательная деятельность студентов;
-своевременная диагностика уровня развития художественно-познавательной активности студентов, широкое применение диагностической карты отслеживания качества подготовки специалистов;
-использование структурно-содержательной модели художественного познания хорового сочинения в процессе самоподготовки студентов к занятиям хорового класса и дирижирования.
Применение дидактических приемов структурно-содержательной модели художественного познания хорового произведения направлено на активизацию и развитие следующих видов деятельности: творческая работа над партитурой, раскрытие образно-смысловой основы хорового произведения, анализ произведения, художественно-образное восприятие и осмысление хорового сочинения, поисковая работа с литературой, дирижерские навыки, вокальное исполнение хоровых партий, работа над воплощением целостной формы художественного образа в исполнении хоровых произведений и управлении хоровым коллективом. Тема: «Формирование профессиональных компетенций на уроках хорового класса через развитие художественно-познавательной активности студентов»
Учебная группа: Камерный хор
Дисциплина: Хоровой класс/Хоровое пение
Тип учебного занятия: Комплексное применение знаний и способов деятельности
Цель учебного занятия: Формирование опыта практической деятельности по исполнению произведений и управлению хоровым коллективом средствами художественно-познавательной активности студентов.
Задачи:
Обучающие:
-формирование умения эмоционально, образно, целостно, осознанно воспринимать музыкальный образ исполняемых произведений через эмоционально-чувственное отношение к ним на основе понимания элементов музыкального языка;
-осознание связей между эмоциональной сферой вокально-хорового искусства и совершенствованием вокально-хоровых компетенций.
Развивающие:
-дальнейшее развитие форм творческого самовыражения в процессе исполнения произведений и управления хоровым коллективом;
- совершенствование вокально-хоровых компетенций.
Воспитательные:
-формирование эстетического вкуса, потребности в общении с искусством через целостное, образное, осознанное, эмоциональное исполнение хоровых произведений.
Методы обучения: 
наглядный (слуховой и зрительный);
«размышления о музыке» (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
художественно – педагогический анализ;
проблемно – поисковый;
демонстрация;
эмоциональной драматургии;
создание ситуации успеха;
воплощение художественного контекста.       
Методические приёмы:
творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием обучающихся, групповой индивидуальный  опрос;
побуждение студентов к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
сопоставления произведений, различных по характеру;
вариативности заданий при повторении упражнений и песенного материала;
представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
вокализации песен на слог и сольфеджио;
задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий на изучаемых произведениях;
образного сравнения как приёма связи с жизненным опытом и образным мышлением;
юмор, одобрение, поощрение успехов студентов с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность студентов.         
        Психологические условия на учебном занятии:
Психологически-комфортная атмосфера. Эмоциональное удовлетворение.
Личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального  развития.
Техническое оснащение класса:
Фортепиано, пюпитр, подставки для пения, звуковоспроизводящая аппаратура.
Формируемые компетенции выпускников работающих над программой ИГА
Быстрая реакция на интонационные, ритмические и ансамблевые ошибки хора.
Понимание причин выявленных неточностей исполнения.
Приоритетное отношение к певческому звуку — критерию качества вокально-хоровой работы.
Ясность требований. Умение продемонстрировать эталонное звучание и дать ему адекватную словесную характеристику.
Конкретность репетиционного жеста. Независимое движение рук в соответствии с размещением хоровых партий, фактурой партитуры и ее динамикой.
Развитие творческой компетенции студентов. Самостоятельное распевание хора.
Развитие аналитической компетенции: свободная ориентация в хоровой звучности. Совершенствование умения анализировать качество пения и находить адекватные приемы исправления услышанных недостатков.
План учебного занятия:
Организационный момент (обеспечить включение студентов в совместную деятельность);
Сообщение темы и цели учебного занятия
Актуализация знаний: комплексно-координационный тренаж:
- Упражнение 1: активизация голосового и артикуляционного аппарата
-Упражнение 2: осознание звучания среднего регистра, расширение диапазона
-Упражнение 3: смешивание грудных и головных регистров на центральном участке диапазона
-Упражнение 4: работа над различными способами звукоизвлечения (легато, нон легато, стаккато)
-Упражнение 5: цепное дыхание, единая манера звукообразования
Этап самостоятельной работы по развитию художественно познавательной активности студента на основе применения полученных знаний, умений и опыта практической деятельности.
Г.Струве «Спасём наш мир!»: работает выпускница 4-а курса Путоркина Т.
- определение характера произведения и средств музыкальной выразительности, работа над соответствием звучания и содержания песни по схеме: содержание – настроение – соответствующий звук – специальные технические навыки
Б) А. Петров сл. Харрисона «Песня материнской любви»: Пластическое музицирование исполняет студенка 3-а курса Мартынова М.
- раскрепощение и подготовка дирижёрского аппарата к профессиональному дирижированию через движение рук и проявление эмоционального начала. Рефлексия.
В) Музыка Я. Дубравина слова В. Суслова «Россия, Россией останется!»:дирижирует выпускница 4-а курса Редченкова А.
- работа над соответствием содержания произведения и эмоционального напряжения у певцов при подходе к кульминации во втором куплете;
-связь слова и содержания с музыкальным языком, требование активной артикуляции, энергичной подачи звука, ясного исполнения динамики.
- Подготовка ученицы к выступлению на государственном экзамене. Эмоциональная подготовка участников хора к исполнению, напоминание о вокально-хоровых задачах на этапе проучивания (впевания) хорового произведением.
5.Подведение итогов урока: качественная оценка работы участников хора.
Список использованной литературы
Апраксина О. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. / Музыкальное воспитание в школе. – Вып.10., 1992
Анисимов В.П. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Тверь: Твер. гос ун-т, 2007, с.68
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. Муз. Фак. Педвузов. – М.:И Издательский центр «Академия», 2002
. Дмитриевский Г. Ансамбль хора. / Работа с хором. Методика. Опыт. М., 1972
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика. – М.:Академия, 2004
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://edu.rin.ru/html/775.html
Сафонова В. Заметки хормейстера./ Исскусство в школе. – 1998,№12
Сергеева Г.Н. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учеб. Пособие для студентов нач. отделений и фак. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.,: Издательский центр «Академия», 2000
Струве Г. Хоровой класс. Теория и практика работы в детском хоре. – М., 1988
Учебник на уроке искусства. Научно-методические рекомендации для учителей музыки. Вып. 2. /Отв. Ред. Л.Я.Олиференко. – ИПК и ПРНО МО, 2004