Конспект факультативного занятия по правоведению для 6 класса «Паутина конфликтов»

Факультативное занятие в 6 классе
Учитель – Кошутина Н. Л.
(Высшая квалификационная категория)


Тема: «Паутина конфликтов».

Цель: Помочь детям понять, что такое конфликт

Задачи:

Учить детей определять пути разрешения конфликтов, касающихся прав
Развивать умение анализировать конфликты прав на основе собственного опыта.
Продолжить воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, окружающим людям, учить преодолевать трудные жизненные ситуации.



Ключевые понятия для усвоения:
Иногда люди оказываются в таких ситуациях, когда возникает конфликт прав.
Эти конфликты могут быть разрешены мирным путём.




Ресурсы к занятию:

- резюме прав Конвенции о правах ребёнка
- карточки – ключевые идеи
- барабан, свисток
- карточки – задания (в презентации)






I. Вводная часть.

Дети садятся вместе с педагогом в ресурсный круг.
Учитель задаёт 3 вопроса:
- С кем вы поссорились, вступили в конфликт, например, на прошлой неделе?
- Из – за чего произошёл конфликт?
- Как вы себя чувствовали, когда были в соре?

Учитель:
Дети, иногда люди оказываются в таких ситуациях, когда возникает конфликт прав.
Но эти конфликты могут быть разрешены мирным путём

Тема сегодняшнего занятия «Паутина конфликтов»

II. Основная часть.

1. История Андрея и Тони.
Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили им обоим замечательные подарки. Тоня получила барабан, и так обрадовалась, что сразу же начала играть на нём. Андрей также был очень рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть. Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба могли одновременно играть. Но через некоторое время увидели, что не могут сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей попросил Тоню сделать перерыв и дать возможность поиграть ему одному. Тоня сказала, что свист её не беспокоит и что она будет продолжать играть на барабане. Её ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень громко, и тогда Тоня стала играть ещё громче. Они состязались друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.


Дети разыгрывают эту ситуацию. Они могут играть 4 роли: Андрея, Тони, отца и матери.
Игра останавливается в точке конфликта. Спросить детей о том, что может произойти дальше. Затем выбирается и разыгрывается одно из предложений.


Задать детям вопросы:

Как возник конфликт? Почему он произошёл?
Что чувствовали действующие лица?
Счастливый ли был конец?
Как этот конфликт мог бы быть предотвращён?
Какие другие концовки могли бы быть?
Чьи права нарушали Андрей и Тоня? Какие права?
(см. резюме прав из Конвенции о правах ребёнка)

2. На доске появляется слово «конфликт».
- Что, по вашему мнению, означает это слово?

Слово «конфликт» пришло к нам из латинского языка и означает «столкновение». Когда интересы или мнения одних сталкиваются с интересами или мнением других, возникает конфликт. В повседневной жизни между людьми возникает много конфликтов. Они могут случиться везде, например, дома, в автобусе и других местах.
Раздражение, озлобленность, оскорбление – вот «попутчики» конфликта, однако, спорную ситуацию можно решить и мирным путём.


- Скажите, пожалуйста, между кем могут возникнуть конфликты? Почему?
На доске и в тетрадях строим «паутину конфликтов».









13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Анализ полученной «паутины»:

- Как мы можем определить конфликт?
- Что общего имеют определённые нами конфликты?
- Что вызывает конфликт?
- А что разрешает конфликты?
- В наших примерах – чьи права нарушаются и кем? Какие права? (см. Резюме прав из Конвенции о правах ребёнка).

3. Пути разрешения конфликта.

Детям предлагаются для анализа ситуации.

а) Ты пришёл на урок в кабинет, а твоё место занято: сел одноклассник. Как поступишь ты?

б) По крутой тропинке горной
Шёл домой барашек чёрный.
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоём нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Чёрный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своём, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами
Как рогами ни крути
А вдвоём нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
С. Михалков.

- К чему приводит глупое упрямство?
- Как можно было мирным путём разрешить этот конфликт?

(Учитель может подобрать другие ситуации)


Существуют слова, которыми можно уладить конфликтную ситуацию, но есть и такие, которыми её можно только усугубить.
Прочитайте выражения и подчеркните те, которые могут пригодиться при разрешении конфликта. (карточки у каждого ученика).

Ты всегда всё хочешь решать единолично!
Мне так жаль!
Ты первый начал!
Сейчас же извинись!
Я не хотел тебя обидеть!
Ты вообще ничего не понимаешь!
Мне жаль, что так вышло!
Я прошу прощения!

Может быть, тебе известны и другие слова, которыми можно уладить конфликт? Назови их.

Вывод:
Конфликт можно разрешить, не доводя его до крайностей, если люди умеют извиняться и прощать, а ещё уступать и уважительно относиться друг к другу.
Извиняться – это значит просить, чтобы люди не сердились.
Простить – значит смириться и больше не держать обиды.



III. Заключение.
На предыдущих занятиях мы рассматривали разные двери, ведущие к добрым и гармоничным взаимоотношениям. Теперь вы понимаете, что люди, живя рядом друг с другом, должны соблюдать различные правила. Но главное – это твоё отношение к другим людям.
Уважай других, и тебя тоже будут уважать. Попробуй в какой – нибудь сложной ситуации поставить себя на место другого человека, тогда сможешь его лучше понять.



конфликт

войны

братья и сёстры

пользование игрушками

родители и дети

режим дня

родители

как тратятся деньги

домашние обязанности

друзья

свободное время, досуг

одноклассники

коллеги

люди разных национальностей




·