Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться.


МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Родительское собрание
3 класс
Тема: «Знание семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться»
Провела
Ряжина О.М.
кл. руководитель 3 «в»класса
2013 год
«Знание семейных традиций
в формировании у ребенка желания трудиться»
Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия
К.Д. Ушинский
Задачи собрания:
Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.
Доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
- труд и его значение в жизни ребенка.
- значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка.
- трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей № 1.
- Любит ли ваш ребенок трудиться?
- Что он любит делать по дому?
- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребенок?
- Работа выполняется увлеченно или неохотно?
- Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
- Поощряете своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
- Наказываете ли своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей№2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах?
Я знаю, что ребенок в школе: Мой ребенок дома:
дежурит по классу выносит мусор
дежурит в столовой моет посуду
имеет трудовые поручения убирает свою комнату
участвует в трудовых делах класса убирает квартиру, дом
занимается в кружке делает покупки
занимается в секции ухаживает за младшими
Если какие-то трудовые поручения ребенка в анкете не указаны необходимо их дописать.
Анкета для учащихся № 1.
Дома я: Всегда Часто Иногда Никогда
убираю свою постель убираю свою комнату мою посуду хожу в магазин стираю мелкие вещи помогаю в уборке квартиры ухаживаю за младшими умею кое-что готовить помогаю родителям по их просьбе во всех делах помогаю родителям на даче Анкета для учащихся №2.
- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе больше нравится из домашних дел?
- Что тебе не нравится делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это сделать?
- Выполняешь ли ты какую-нибудь работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь домашние дела – это трудная работа?
- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
2. Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века»
Конкурс проектов «домашние машины 21 века».
3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.
Ситуация №1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация №2.
В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать, что считает полезным для себя. Мужчины раздели между собой все обязанности. Старших сыновей иногда злит…
Ситуация №3.
В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой все выполняет за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.
Ситуация №4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить её за каждый час проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку.»Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка.»4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:
- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
- Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
- Если вы никак не реагируете на выполнение на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появится желание делать привычные дела еще лучше?
- Если вас интересуют только личные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
В дневник мальчика и девочки.
Как развивать в себе желание выполнять домашние дела.
Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину – приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!
- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
- Выполнив какую-то часть работы, оцени её, и …похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
- Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!
Ход собрания
Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.
Вы можете мне задать вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребенка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12 – 14 часов, на стирку 3-4 часа, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела делать быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнует только их учебные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
2. Анализ полученных результатов по анкетам (диаграмма).
3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.
4. Приглашение в класс учащихся.
Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путем голосования определяют лучшие проекты.
5. Продолжение выступления классного руководителя.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребенку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребенку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, не просто.
Сегодня непросто. Проще будет тогда, когда ребенок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своем доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.
Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребенка, и что еще предстоит сделать.
Домашнее задание.
Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и батон.
Составьте с ним план уборки квартиры.
Научите его стирать собственное белье.
Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.
Литература:
Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение. 1986.
Фопель К. Создание команды. М.: Генезис. 2002.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. 1-4 класс. М.: ВАКО. 2004.