Формы и методы работы социального педагога по профилактике дивиантного поведения обучающихся.








Методическая разработка
«Формы и методы работы социального педагога гимназии №111 по профилактике девиантного поведения обучающихся».
































Яковлева Надежда Михайловна
социальный педагог
МАОУ гимназии №111 г.Уфа
Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения школьников гимназии №111, г Уфы
В поведении и развитии детей школьного возраста встречаются
нарушения поведения
агрессивность,
вспыльчивость,
пассивность,
гиперактивность,
застенчивость.
различные формы детской нервности
невропатия,
неврозы,
страхи.
Обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Формы профилактической работы:
организация социальной среды;
информирование;
активное социальное обучение социально-важным навыкам;
организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
организация здорового образа жизни;
активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.
Направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения:
повышение роли семьи в профилактике,
повышение воспитательной роли образовательной организации,
развитие целесообразного взаимодействия семьи и школьной организации,
управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения,
взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитания.
Цель профилактической деятельности
Создание в гимназии условий, предотвращающих девиантное поведение обучающихся 1-11классов, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
Задачи профилактической деятельности
Выявить детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению.
Обучить способам работы в классном коллективе, развить навыки общения.
Проводить профилактику наиболее распространенных форм девиантного поведения присущим обучающимся школьного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);
Формировать у воспитанников адекватную самооценку.
Ориентировать на позитивные социальные и личностные ценности.
Организовывать мероприятия, способствующие ориентации на здоровый и безопасный образ жизни
Программа профилактики девиантного поведения детей 7 -15 лет школьного возраста
ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ
Наблюдения
Опросные методы (беседы, анкетирование, интервью,
тестирование, проективные методы, и др.)
Посещение семьи
Беседы с родителями и детьми
Наблюдения за их общением
Занятия по рисованию на темы «Моя семья», «Мой дом», «Во что я люблю играть дома», «Выходной день в моей семье», «В гостях у бабушки»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
1. Ф.И.О. ребенка, ________________________________________________________________________.
2. Дата рождения ________________________
3. Домащний адрес_______________________________________________________________________.
4. Гимназия, класс________________________________________________________________________
5. Цель обследования (социальные, педагогические проблемы, трудности в обучении, в общении, проблемы со здоровьем)_________________________________________________________________.
6. Дата обследования на дому__________________,акт прилагается______________________________
7. Ф.И.О. родителей, дата рождения, их место работы__________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. С кем еще проживает ребенок _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какое помещение занимает семья (комната в квартире, отдельная квартира, общежитие, общежитие, времянка, дом и т.д.)_____________________________________________________________________________________________________
10. Какие удобства имеются (горячая вода, ванна, лифт, телефон)_______________________________________________.
11. Санитарное состояние занимаемого помещения.____________________________________________________________.
12. Имеются условия для занятий_______________, сна_______________, отдыха__________________________________
Имеется библиотека______________, игрушки_____________________
13. Бюджет семьи_______________________________________на _____________чел.
14. Взаимоотношения в семье________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
15. Поведение в гимназии проблемы у ребенка_____________________________________________________
________________________________________________________________________
16. Выявлены интересы: любимое занятие___________________________________________________________________
посещение кружков ___________________________________________________________________
17. Условия для отдыха: в каникулярное время________________________________________________________________
в выходные дни_____________________________________________________________________
летом______________________________________________________________________________.
18.ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОБЛЕМАМ_____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________

“____”_____________200___г. Социальный педагог МАОУ гимназия №111 Яковлева Н,М.
Профилактическая деятельность
Проведение индивидуальных и групповых бесед.
Работа по пропаганде здорового образа жизни.
Контроль за посещаемостью и поведением детей.
Подготовка и проведение родительских собраний по профилактике девиантного поведения, наркомании, алкоголизма и табакокурения
Проведение индивидуальных бесед с родителями.
Выступления по проблемной теме на педсоветах и родительских собраниях.
Социально – защитная и воспитательная
деятельность
Организация для родителей из семей «группы риска» лекций, бесед с интересными людьми и узкими специалистами.
Привлечение родителей к участию в общих мероприятиях МАОУ гимназии №111: конкурсы, выставки, ярмарки, собрания, акции и т.д.
Участие в судебных заседаниях: по вопросам лишения родительских прав, по вопросам развода и раздела имущества и др.
Направление воспитанников на консультацию к узким специалистам.
Организация помощи семьям.
Выступления на родительских собраниях. Организация лектория «Права ребенка»

Проектно- программная деятельность

Разработка индивидуальных и групповых программ организации помощи родителям и детям из семей «группы риска».
Проведение исследований, социологических опросов и разработка мер по разрешению проблемных жизненных ситуаций в семьях с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
1. Семья:
- наблюдение за взаимоотношениями в семье и их влиянием на развитие кризисной ситуации;
- координация взаимодействия членов семьи с необходимыми специалистами;
- налаживание контактов со всеми людьми, имеющими отношение к данной семье, в частности к докризисной ситуации.
2. Образование, трудоустройство:
- помощь в трудоустройстве родителей, содействие занятости;
- восстановление контактов детей в условиях гимназии.
3. Поведение:
- обсуждение поступков, подчеркивающих кризисность ситуации,
- выделение и разбор проблем, являющихся следствием этих поступков.
4. Здоровье:
- содействие оздоровлению;
- помощь в организации лечения;
- поддержка интереса к здоровому образу жизни.
5. Личностное развитие:
- акцентирование и развитие положительных качеств личности родителей, ребенка;
- формирование позитивной мотивации к работе, развитию, решению проблемы.
6. Планы на будущее:
- периодическая разработка плана последующей работы;
- выяснение эффективности проделанной работы;
- регулярные встречи с семьей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Рекомендации
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ
Неблагополучной - является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию:
Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, наркотиками, занимаются проституцией.
Семьи с напряженной атмосферой, между родителями постоянные конфликты.
Семьи, где родители ориентированы лишь на материальное обеспечение ребенка.
Семьи, где отсутствует забота о воспитании детей, об их духовном развитии.
Семьи после развода родителей.
Работа в гимназии с неблагополучными семьями
1 этап.
ЦЕЛЬ: Выявление семей группы риска, трудных детей.
Кто проводит работу: Классные руководители , специалисты социально –психологической службы.
Методы: Наблюдения, составление социального паспорта семьи, беседы с детьми и родителями, тестирование и анкетирование детей и родителей, мониторинг обучающихся.
2 этап.
ЦЕЛЬ: Целенаправленное всестороннее изучение семей группы риска, трудных семей.
Кто проводит работу: классные руководители, специалисты специальной –психологической службы, специалисты ЦППРиК « Журавушка» медики, КДН иЗП
Методы Социально-педагогическое обследование семей
3 этап.
ЦЕЛЬ: Составление плана работы с каждой проблемной семьей, определение возможных путей и способов изменения ситуации в которой находится обучающийся
Кто проводит работу: социально – психологическая служба гимназии, специалисты ЦППРиК « Журавушка», КДН иЗП, отдел опеки и попечительства.
Методы Разработка индивидуальных планов
4 этап.
ЦЕЛЬ: Улучшение ситуации в семьях обучающихся.
Кто проводит работу: Администрация гимназии, классные руководители, социально – психологическая служба специалисты ЦППРиК «Журавушка» комиссия КДН иЗП ,инспектор ОДН ОП №2 , инспектор УОБ и ППН.
Методы Индивидуальные консультации, собеседование с родителями, наблюдение за семьями, приглашение на мероприятия :лекции, работа библиотеки , ярмарки-милосердия и т.д.
5 этап.
ЦЕЛЬ: Улучшение ситуации в семьях обучающихся.
Кто проводит работу: Администрация гимназии, социальный педагог, Органы опеки и попечительства, КДН и ЗП.
Методы Направление на консультации, направления на заседание комиссией, ходатайство по применению мер к семье по защите прав ребенка.
ИЗУЧЕНИЕ БЛАГОПОЛУЧНОСТИ СЕМЬИ РЕБЕНКА
Рекомендуемые методы:
Ближе познакомиться с родителями.
Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.
Выявить структуру семьи и ее психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессии взрослых).
Выявить формы семейных отношений:
а) гуманизм или жестокость,
б) ответственность или стихийность,
в) взаимопонимание или недоверие,
г) взаимопомощь или неуважение.
Определить микроклимат в семье:
а) какой фон семейной жизни преобладает положительный или отрицательный,
б) каковы причины семейных конфликтов,
в) причины отрицательных переживаний детей и родителей,
г) как разрешаются конфликты.
Выявить положение матери и отца в семье:
а) степень участия в воспитательном процессе,
б) степень участия в организации семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых),
в) наличие желания воспитывать ребенка.

Определить педагогические возможности семьи:
а) наличие или отсутствие системы воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания);
б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей;
в) знание своего ребенка;
г) объективность в оценке его поведения;
д) характер влияния родителей на детей;
е) какие черты характера ребенка вызывают у родителей тревогу;
ж) какие методы воспитания родители используют.
Чем наполнена жизнь ребенка в семье:
а) наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевых играх «Дочки-матери», «Семья» и т.д.
б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья».
в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т.д.,
г) опрос детей.
«Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка»
Рекомендации к организации и проведению
рисуночных тестов
Отследите обычное настроение обучающегося. Не следует давать это задание после семейных конфликтов, ссор, встрясок. Иначе вы получите ситуативный рисунок, соответствующий восприятию только в данный момент.

*** Не стойте над обучающимся во время выполнения заданий, информативно такой рисунок будет искажен вашим контролем.
*** Не обсуждайте полученные результаты при учащимся - этот тест для вас, для ваших раздумий и лучшего понимания эмоциональных проблем ребёнка.
*** В ходе рисования обязательно отслеживайте порядок изображения персонажей и предметов. (Важно, кого он начал рисовать первым, последним, а нe только то, как это выглядит на рисунке)
Существует 17 правил, рекомендуемых для интерпретации рисунков семьи психологом В.К. Лыкосовой (описаны в книге «Развитие эмоционального мира детей» Н.Л. Кряжевой).
Не надо забывать: интерпретацией должен заниматься
специалист – педагог - психолог.
Работа социального педагога с «неблагополучными» семьями включает в себя:
Диагностическую деятельность
1.Сбор сведений о подопечных
изучение медицинской карты обучающегося;
оформление и заполнение карты индивидуального социально – психологического сопровождения обучающегося.
2.Беседы с классным руководителем с целью получения характеристики на обучающегося.
3.Изучение рекомендаций психолога по итогам тестирования, определение причин «неблагополучности».
Прогностическая деятельность:
Определение возможных путей и способов изменения ситуации, в которой находится подопечный.
Наблюдение за воспитанниками с целью разработки программы индивидуальной коррекционной работы.
Организаторская деятельность,
включающая в себя социально – защитную и воспитательную функции:
Организация для родителей из «неблагополучных» семей лекций, бесед с интересными людьми и узкими специалистами.
Привлечение родителей к участию в общих мероприятиях гимназии: выставки, ярмарки, собрания, акции и т.д.
Участие в работе заседаний КДН иЗП, обсуждение проблем воспитания обучающегося в «неблагополучных» семьях.
Участие в судебных заседаниях: по вопросам лишения родительских прав, по вопросам развода и раздела имущества и др.
Направление обучающихся на консультацию к узким специалистам.
Организация помощи «неблагополучным» семьям.
Выступления на родительских собраниях.
Профилактическая деятельность
Проведение индивидуальных и групповых бесед.
Работа по пропаганде здорового образа жизни.
Контроль за посещаемостью и поведением обучающихся.
Подготовка и проведение родительских собраний по профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения.
Вовлечение родителей в педагогическую деятельность гимназии.
Проведение индивидуальных бесед с родителями.
Выступления по проблемной теме на педсоветах и родительских собраниях.
Проектно- программная деятельность
Разработка индивидуальных и групповых программ организации помощи родителям и детям из «неблагополучных» семей»
Проведение исследований, социологических опросов и разработка мер по разрешению проблемных жизненных ситуаций в «неблагополучных» семьях с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.


15