Методическая разработка родительского собрания на тему: Мой ребенок становится трудным.


Методическая разработка родительского собрания
Тема: "Мой ребёнок становится трудным"
Цель собрания:
Формировать у родителей культуру принятия трудностей, связанных с
проблемами в воспитании их ребёнка.
Задачи собрания:
- учить родителей анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей;
- развивать умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими
детьми.
Форма поведения: дискуссионный клуб.
Разработала: Максимова Н. А.
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 461
Подготовительная работа к собранию:
1. Предварительное тестирование учащихся о взаимоотношениях родителей и
детей.
Выбери тот ответ , который соответствует реальным ситуациям твоей жизни.
1) Если ты получишь плохую оценку , то :
А. Ты сразу расскажешь об этом родителям;
Б. Ты расскажешь об этом , но дождёшься удобной минуты;
В. Ты вообще об этом не расскажешь.
2) За плохую отметку тебя:
А. Отругают;
Б. Посочувствуют;
В. Накажут.
3) Если тебя родители ругают, то ты будешь:
А. Молчать;
Б. Доказывать свою правоту, даже если ты не прав;
В. Оправдываться.
4) Если тебя накажут несправедливо, ты:
А. Согласишься с этим;
Б. Промолчишь;
В. Будешь доказывать свою правоту.
5) Если тебя обидели ты своих обидчиков:
А. Простишь, если они попросят прощения;
Б. Молча проглотишь обиду;
В. Накажешь своих обидчиков при удобном случае.
6) Если у тебя плохо на душе , ты обратишься к:
А. Родителям;
Б. Друзьям;
В. Посторонним людям.
Ход собрания
Вступительное слово учителя
Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят , что ребёнок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: эмоциональная неуравновешенность, вспыльчивость, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребёнок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно как поступить в некоторых ситуациях.
Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел. А может он смотрит на события и людей, которые рядом с ним реальными глазами? А может он говорит нам, взрослым, правду о нас самих, о наших взаимоотношениях?
Наблюдения и исследовательские материалы многих психологов, работающих с трудными детьми, говорят о том, что трудный ребёнок зачастую ребёнок с высоким уровнем интеллекта и обострённым чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ним очень не просто.
Период взросления – один из важных жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу. В древности считалось, что он настолько же важен для человека, как и рождение, вступление в брак и т. д. И сколь он важен, столь и труден, поэтому существовала тщательно разработанная система ритуалов для помощи подростку в прохождении этого периода. В наше время подросток остаётся со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один . Помочь ему может только семья.
Но прежде попробуем определить, кто он – трудный ребёнок?
Родители определяют признаки трудного ребёнка.
Итак портрет трудности мы определили.
Анализ теста
Проанализируем результаты теста, проведённого вместе с детьми.
Результаты теста.
Дискуссия по предложенным ситуациям .Ситуация 1. Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате , на кухне и не собирается убирать за собой .
Ваши действия:
А) Из-за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдёшь в кино.
Б) Я разрешу пойти тебе на дискотеку, если ты сейчас же наведёшь порядок в комнате .В) А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты
прибралась в квартире.
Г) Давай уберём в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные.
Д) Я знаю, что ты у нас быстрая на подъём, когда захочешь, всё делаешь быстро.
Ситуация 2. Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто «витает в облаках».
Ваши действия:
А) Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь!
Б) Учёба – твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в институт .В) А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился!
Г) Ну-ка попробуй сам распределить , сколько тебе нужно времени на математику , на русский язык , на устные задания , а потом посмотрим , сумеешь ли ты уложиться в это время.
Д) (удивлённо) Как, час прошёл, а ты ещё и не начинал.
Ситуация 3. Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.
Ваши действия:
А) Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает , что у них на уме !
Б) Завтра ты встанешь в 6.30 , потом я сама отведу тебя в школу ,после занятий заберу тебя и будешь сидеть дома под моим присмотром!
В) Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем?
Г) Ты - общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей , с которыми можно интересно и полезно проводить время.
Д) Ты уверен , что эти друзья подходят тебе?
Ситуация4. Вы заметили, что Ваша дочь лжёт: говорит, что на уроке её не спрашивали, а домашние задания не задают.
Ваши действия:
А) Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно!
Б) Я требую, чтобы ты прекратила лгать!
В) Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она не была.
Г) Ты должна прекратить мне лгать, я всё равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой.
Д) Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?
Мотивы детской неуправляемости
Мотив первый – борьба за внимание родителей.
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание , заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребёнку. Основа родительской помощи не какие-либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.
2. Борьба за самоутверждение.
Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе - нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребёнок, стремящийся к самостоятельности, не всегда может её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей. Необходимо записать права и обязанности подростка, уравновесить и направить на формирование самостоятельности подростка во всех жизненных сферах.
3. Неверие в свой успех.
4. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий , низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй , плохие взаимоотношения в классе со сверстниками , отсутствие возможности проявить себя , свои способности и умения.
5. Жажда мщения окружающему миру, взрослым.
Ребёнок мстит за:
- неверие в его способности и возможности;
-сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами;
-за унижение друг друга в кругу семьи , за потерю одного из родителей в результате развода;
-за появление в доме нового члена семьи , который становится более значимым , чем сам ребёнок;
-за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания;
-за родительскую ложь и хамелеонство.
Как помочь своему ребёнку?
Всё происходящее с ребёнком не только нормально , но и закономерно.
Главное для родителей – это понять и принять изменения , происходящие в ребёнке , поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.