Рабочая программа курса внеурочной деятельности по физической культуре Настольный теннис

г.Махачкала, Республика Дагестан
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 19»



РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол №________________
от «___»_____________20___г.

Руководитель МО
___________________ __________________
Подпись ФИО

УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО
Приказ №________________
от «___»_____________20___г.

Директор МБОУ «СОШ №19»
___________________ __________________
Подпись ФИО









Программа секции
«Настольный теннис»

Всего часов на изучение программы 102
Количество часов в неделю 3










Составил: учитель Физической культуры Магомедтагиров Руслан Магомедович


1. Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для спортивной секции «Настольный теннис» МБОУ СОШ №19. Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Настольный теннис в нашей стране завоевал популярность, как и во всём мире, и особенно среди детей, подростков и юношей. Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений, сопровождающихся волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различным напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение.
Всё это делает настольный теннис эффективным средством физического воспитания. Занятия настольным теннисом помогают учащимся повысить уровень своего физического развития и укрепить здоровье.
Цели:
укрепления здоровья учащихся, закаливание, гармоническое физическое развитие, достижение и поддержание высокой работоспособности, привитие гигиенических навыков;
воспитание у занимающихся нравственных и волевых качеств;
формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, применение их в различных условиях;
развитие у занимающихся основных двигательных качеств, к способности к оценке силовых, пространственных и временных параметров движений,
формирование умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.
Задачи:
приобретение теоретических и методических знаний;
овладение основными приёмами современной техники и тактики игр;
повышение спортивной квалификации.
воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
воспитание высокоразвитых волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;
воспитание гигиенических навыков и привычек соблюдения режима труда и отдыха, ухода за своим телом, одеждой и пр.;
воспитание правильных взаимоотношений между учениками, строящихся на основе общности интересов в освоении двигательных действий.
воспитание дружбы и высоконравственных отношений между мальчиками и девочками.

2. Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 3 часа в неделю.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по настольному теннису и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий:
словесные методы создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
наглядные методы применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

3. Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
предметные – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира;
личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Настольный теннис» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Настольный теннис» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры настольного тенниса, привитие любви к спортивным играм.

4. Содержание программы

Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе. История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе. Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса. Правила безопасности игры. Правила соревнований.
Способы двигательной деятельности
Выбор ракетки и способы держания. Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером». Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
Удары по мячу накатом. Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
Игра в ближней и дальней зонах. Вращение мяча.
Основные положения теннисиста. Исходные положения, выбор места. Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски. Одношажные и двухшажные перемещения.
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением). Подачи: короткие и длинные. Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением). Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
Тактика одиночных игр.
Игра в защите.
Основные тактические комбинации.
При своей подаче: а) короткая подача; б) длинная подача. При подаче соперника: а) при длинной подаче накат по прямой; 6) при короткой подаче несильный кистевой накат в середину стола.
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка. Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
Игра у стола. Игровые комбинации. Подготовка к соревнованиям (разминка общая и игровая).

5. Календарно-тематическое планирование


п\п
Тема занятия
Кол-
во
часов
Номера занятий
Дата
Требования к уровню подготовки обучающихся

1
Физическая культура в современном обществе.
1
1

Знать т/б на уроках по настольному теннису

2
История развития настольного тенниса, и его роль в современном обществе.
1
2

Знать теоретический материал по настольному теннису

3
Оборудование и спортинвентарь для настольного тенниса.
1
3

Знать теоретический материал по настольному теннису

4
Правила безопасности игры. Правила соревнований.
1
4

Знать теоретический материал по настольному теннису

5
Выбор ракетки и способы держания.
1
5

Знать теоретический материал по настольному теннису

6
Жесткий хват, мягкий хват, хват «пером».
3
6-8

Знать теоретический материал по настольному теннису

7
Разновидности хватки «пером», «малые клещи», «большие клещи».
3
9-11

Знать теоретический материал по настольному теннису

8
Удары по мячу накатом.
3
12-14

Уметь выполнять удары по мячу накатом

9
Удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок.
3
15-17

Уметь выполнять удар по мячу с полулета, удар подрезкой, срезка, толчок

10
Игра в ближней и дальней зонах.
4
18-21

Уметь играть в ближней и дальней зонах

11
Вращение мяча.
1
22

Уметь выполнять вращение мяча

12
Основные положения теннисиста.
1
23

Уметь выполнять основные положения теннисиста.

13
Исходные положения, выбор места.
1
24

Уметь выполнять исходные положения, выбор места

14
Способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски.
4
25-28

Уметь выполнять способы перемещения. Шаги, прыжки, выпады, броски

15
Одношажные и двухшажные перемещения.
4
29-32

Уметь выполнять одношажные и двухшажные перемещения

16
Подача (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением).
4
33-36

Уметь выполнять подачи (четыре группы подач: верхняя, боковая, нижняя и со смешанным вращением)

17
Подачи: короткие и длинные.
4
37-40

Уметь выполнять подачи: короткие и длинные

18
Подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением).
3
41-43

Уметь выполнять подача накатом, удары слева, справа, контрнакат (с поступательным вращением)

19
Удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.
3
44-46

Уметь выполнять удары: накатом с подрезанного мяча, накатом по короткому мячу, крученая «свеча» в броске.

20
Тактика одиночных игр
5
47-51

Уметь выполнять тактические действия в одиночных играх

21
Игра в защите
5
52-56

Уметь играть в защите

22
Основные тактические комбинации.
При своей подаче:
а) короткая подача;
б) длинная подача.
3
57-59

Уметь выполнять основные тактические комбинации

23
Основные тактические комбинации
При подаче соперника:
а) при длинной подаче накат по прямой;
6) при короткой подаче несильный кистевой накат в середину стола.
3
60-62

Уметь выполнять основные тактические комбинации

24
Применение подач с учетом атакующего и защищающего соперника.
3
63-65

Уметь выполнять подачи с учетом атакующего и защищающего соперника.

25
Основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка.
2
66-67

Знать основы тренировки теннисиста. Специальная физическая подготовка

26
Упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях.
2
68-69

Уметь выполнять упражнения с мячом и ракеткой. Вращение мяча в разных направлениях

27
Тренировка двигательных реакций. Атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре.
4
70-73

Уметь выполнять атакующие удары (имитационные упражнения) и в игре

28
Передвижения у стола (скрестные и приставные шаги, выпады вперед, назад и в стороны).
4
74-77

Уметь выполнять передвижения у стола

29
Тренировка удара: накатом у стенки, удары на точность.
5
78-82

Уметь выполнять удары: накатом у стенки, удары на точность.

30
Игра у стола. Игровые комбинации.
5
83-87

Уметь играть у стола

31
Игра у стола. Игровые комбинации.
5
88-92

Уметь играть у стола

33
Игра у стола. Игровые комбинации.
5
93-97

Уметь играть у стола

34
Соревнования
5
98-102

Уметь играть у стола



6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения:
Сетки для настольного тенниса
Ракетки для настольного тенниса
Мячи теннисные паралоновые B Ball
Мячи теннисные Kid
Мячи настольного тенниса
Корзина для теннисных мячей
Столы настольного тенниса (детские)

Печатные средства обучения:
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
Пособие для учителей и методистов «Внеурочная деятельность учащихся. Футбол» , / Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов. – М.: Просвещение, 2011 г.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
Амелин А.Н., Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982 г.
Барчукова Г., Настольный теннис. М, 1990 г.
Байгулов Ю.П., Романин А.Н. Основы настольного тенниса. М.: ФиС, 1980.
В.Д. Ковалёв, «Спортивные игры». Москва 1988 г.
Иванов B.C., Теннис на столе. М, 1970 г.
Интернет - ресурсы
http :// www. mon . gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http :// www. edu.ru– федеральный портал «Российское образование»
http :// www. school. edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http :// www. prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http:// www. standart. edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения









Магомедтагиров Руслан Магомедович –
учитель Физической культуры МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»
Республика Дагестан, г.Махачкала



 
·