Рабочая программа начального общего образования по предмету Литературное чтение 2 класс


Пояснительная записка
Программа разработана на основе ООП НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» городского округа город Салават Республики Башкортостан, утвержденной приказом от 01.09.11 № 408, с изменениями, утвержденными приказом от 29.08.14 №392.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми. Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетическое и нравственное чувство, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе. Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах.
Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
–овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
–развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией автора можно сформулировать следующие задачи курса:
—формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения;
—формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, умения пользоваться справочным аппаратом учебника, словарями, справочниками, энциклопедиями;
—развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
—формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
—формирование эстетического чувства, художественного вкуса, умения анализировать средства выразительности, находить сходство и различие разных жанров, сравнивать искусство слова с другими видами искусства;
—развитие воображения, творческих способностей;
—формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки;
—обогащение представлений об окружающем мире.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения. Это обусловливает особое внимание к принципу доступности при отборе художественных произведений для чтения и изучения. Принцип доступности является общедидактическим принципом. Но в течение долгого времени ведущим критерием доступности художественного текста в младших классах оставалась доступность его для самостоятельного прочтения учеником, ещё недостаточно владеющим техникой чтения. При отборе материала часто не учитывалось, что ребёнок, живущий в XXI веке, получает из разных источников пусть бессистемную и различную по качеству, но разнообразную информацию, в том числе по непростым, «взрослым» аспектам жизни. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладевает навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами. Место конкретного блока в курсе и отдельного произведения внутри блока определяется содержанием имеющихся у школьников знаний о мире, психологическим состоянием детей на определённом этапе обучения, сложившейся у них установкой, то есть предрасположенностью к восприятию определённого материала. Установка обеспечивает интерес ребёнка к деятельности в нужном направлении, рассмотрение определённой проблемы, переживание эмоционального состояния.
Иногда соседство блоков обусловлено необходимостью снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, возникшее в результате изучения определённой группы произведений.
Программой не предусмотрено монографическое изучение творчества писателя. Ребёнок не подготовлен к такой работе. Но в процессе анализа художественного произведения в начальных классах он готовится к такому изучению в средней школе. Дети учатся слышать голос автора, различать голоса писателей. Поэтому в программе предусмотрены повторные встречи с одним и тем же автором в течение одного года. Список произведений, включённых в «Круг чтения», может корректироваться, расширяться.
Художник — творец, он создаёт свой мир по особым законам. Необходимы литературоведческие знания, которые помогут проникнуть в многозначный мир художественного произведения. Количество специальных терминов невелико, они вводятся прежде всего для ознакомления и подготовки учащихся к углублённой работе по теории литературы в средних и старших классах. Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «выразительное чтение», которое предполагает понимание того, что надо выразить и как это сделать. Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию. В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения про себя. Л.С. Выготский писал, что при таком чтении понимание прочитанного лучше. Кроме того, известно, что к шести семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию. На каждом этапе обучения на первое место выдвигаются определённые психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи. В первом классе ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Короткая строка концентрирует внимание ребёнка, ритм создаёт определённую инерцию речевого «сдвижения», «ведёт за собою». Музыкальность поэтической речи согласуется с повышенной чувствительностью детей к звуку и ритму, их эмоциональностью. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится стихам. Во втором и третьем классах повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Открывается близость нравственно-эстетических проблем, волнующих разные народы мира. Расширяется круг нравственных вопросов, которые открываются для них в литературных произведениях и жизни. Программой предусмотрено развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников. Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы, переносить собственные внутренние состояния на другие объекты, чувствовать состояние окружающих. В соответствии с пережитым и осмысленным он начинает преобразовывать мир с помощью воображения. Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Хорошо известно различие психологического механизма письменной и устной речи. «Барьер» между двумя видами речи, возникающий на ранней стадии обучения, не преодолевается многими ребятами до конца школьного курса. Поэтому определённое место в курсе литературного чтения занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся.
В течение последних лет отечественные и зарубежные психологи, педагоги отмечают резкое обеднение словарного запаса и снижение коммуникативных возможностей учеников вследствие их увлечения компьютерными играми, телепрограммами, отсутствие полноценного общения в семье и другие социальные факторы. Прилагаемые к программе учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей. Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения. Педагог может самостоятельно выбрать произведения, на материале которых он решает поставленные программой задачи. Количество уроков, необходимых для изучения конкретных произведений и выполнения отдельных заданий, определяет учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, и уровня подготовленности учеников. Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». Кроме того, учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них. Обсуждению произведений, включённых в систему внеклассного чтения, посвящаются фрагменты уроков и целые уроки. Это помогает ребятам в различных видах внеурочной творческой деятельности. Программа литературного чтения опирается на психологическую теорию искусства, которая выделяет в процессе взаимодействия читателя с художественным произведением ряд психологических действий: интеллектуальное познание и самопознание, художественную оценку и самооценку, творческое преобразование слова знака в живой образ и эмоциональное преобразование самого себя, переосмысление читательских переживаний и перенос эстетических, нравственных открытий в жизненный опыт.
Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствуют формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.
Навык и культура чтения
Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов, с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения.
В настоящее время национально - региональный компонент является актуальной темой в образовании.
Цель использования материала национально - регионального компонента-это формирование целостных знаний и развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому, литературному наследию родного края; межпредметная интеграция с использованием материала национально - регионального компонента развивает мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к изучению Республики Башкортостан.
На уроках литературного чтения реализация регионального компонента осуществляется через включение в материал урока текстов рассказов, сказок, пословиц. загадок, связанных с изучением природы растительного и животного мира, природных богатств, экологии и истории малой родины.

Место учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и программам начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по три часа в неделю (102 ч. в год).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
-положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.
Учащиеся приобретают опыт:
-внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей;
-оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
У учащихся могут быть сформированы:
-представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
-умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
-ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
-умения оценивать свое отношение к учебе;
-внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
-эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
Метапредметные :
Регулятивные
Учащиеся приобретают опыт:
-выполнения учебных действий в устной и письменной форме;
-самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;
-планирования своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
-прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
-самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;
Учащиеся получат возможность научиться:
-сравнивать произведения и героев;
-устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;
-находить объяснение незнакомых слов в словаре;
-находить нужные книги в библиотеке.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;
-задавать вопросы по тексту произведения;
-сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого).
Учащиеся получат возможность научиться:
-обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
-аргументировать собственную позицию;
-получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
Предметные:
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
-воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
-читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
-пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
-объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
-вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
-объяснять действия персонажей;
-делить произведения на части, озаглавливать их (под руководством учителя);
-сравнивать героев разных произведений;
-ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
-в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
-создавать рассказ по циклу картинок;
-рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;
-выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Учащиеся получат возможность научиться:
-читать по ролям художественное произведение;
-сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения прочитанных произведений;
-придумывать иллюстрации к прочитанным произведениям;
-создавать рассказ на заданную тему по личным впечатлениям;
-участвовать в инсценировании литературных произведений.
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
-выделять рифмы в тексте стихотворения;
Учащиеся получат возможность научиться:
-объяснять переносное значение отдельных слов, фразеологизмов;
-находить сравнения в тексте произведения;
-определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;
-определять отношение автора к персонажам, определять, как оно выражено;
-выделять слова действующих лиц, автора, описание внешности, поступков героев, описание пейзажа;
-определять ритм стихотворения путем прохлопывания.
Содержание тем учебного предмета, курса
2-й класс –102 ч (3 часа в неделю)
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Круг детского чтения.
Техника чтения.
Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
Литературоведческая пропедевтика.
Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений).
Развитие устной и письменной речи.
Осень пришла – 8 часов
Осень в произведениях русских писателей и поэтов.С. П. Щипачёв «Подсолнух», И. З. Суриков «Степь» (отрывок), И, С. Соколов- Микитов «Вертушинка», О. Дриз «Кончилось лето»,М. М. Пришвин «Полянка в лесу», А. Н. Майков «Осень» (отрывок), А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…», К. Г, Паустовский «Прощание с летом» (отрывок). Картинная галерея: И, И. Машков «Натюрморт. Камелия».
Народные песни, сказки, пословицы – 23 часа
Статья о песнях. Русские народные песенки«Как на тоненький ледок…», «Ходит конь по бережку…», «Заинька, где ты был…»,Шотландская народная песня «Спляшем!», Чешские народные песни «Разговор лягушек», «Сенокос», Английская народная песенка «Дом, который построил Джек», Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Мальчик- с пальчик», «Каша из топора», Ненецкая народная сказка «Кукушка», Татарская народная сказка «Три дочери», Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе-хорошо», Лезгинская народная сказка «Как проверяется дружба». Русская колыбельная «Берёзонька скрип, скрип...»; сербская колыбельная «Нашей Любице...»; латышская колыбельная «Спи, усни, мой медвежонок...», Индийская народная сказка «Золотая рыба», Иранская народная сказка «Счастливый мальчик», Сербская сказка «Два ленивца»; хорватская сказка «Век живи — век учись», Пословицы о правде, о труде, о дружбе, об учебе, Сказки народов мира
Зимние картины – 7 часов
Зима в произведениях русских писателей. И. С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок), К. Г. Паустовский «Первый зимний день», Картинная галерея: А, А, Пластов «Первый снег». С. А. Есенин «Пороша», А. С, Пушкин «Опрятней модного паркета…», Н. И. Сладков «Песенки подо льдом», С. Я Маршак «Ветры, бури, ураганы…», Загадки о зиме.
Авторские сказки – 27 часов
К. Д, Ушинский «Мена» , Сказки А.С.Пушкина, А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»., Братья Гримм «Храбрый портной», И. П, Токмакова «Гном».Сказки Х.-К. Андерсена, Х.-К. Андерсен «Оле-Лукойе» (отрывок), Братья Гримм «Маленькие человечки».
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», С. Хопп «Юн и колдунья» из книги «Волшебный мелок», Н. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Б. В. Заходер «Про пана Трулялинского» (из Ю. Тувима), Дж. Родари «Волшебный барабан» (в сокращении), С. А Седов «Два медведя», О. О.Дриз «Очень Высокий Человек». Картинная галерея: А. Муха «Плакат».
Писатели о детях и для детей – 26часов
Л. А. Мей «Баю-баюшки…», А. Н Майков «Спи, дитя мое, усни…», И. П. Токмакова «Как на горке снег, снег…»,
О. О. Дриз «Нашумелись…», А. Л.Барто «Колыбельная», Н. Н. Носов «Фантазеры»,С. Я. Маршак «Чего боялся Петя?», А.Л. Барто «Олень».
О. Ф. Кургузов «Надоело летать», Ю. М. Владимиров «Чудаки», Л, Н. Толстой «Косточка», А. П. Гайдар «Совесть», В. Ю. Драгунский «Друг детства». Поэты о детях, В. А. Осеева «Волшебное слово», Л. Н. Толстой «Птичка», Л. Пантелеев «Трус», Н. Н. Носов «Живая шляпа»
А. Г. Барто «Снегирь», В. К. Железников «Рыцарь», Рассказы о детях, А. Г. Алексин «Первый день», С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
Картинная галерея: В. И. Суриков «Портрет дочери художника»
Весеннее настроение – 11 часов
Русская народная песня «Идет матушка- весна…». Призыв весны. Русская народная песня «Сад», А. Н. Плещеев «Птичка», «Весна»,
В. В. Вересаев «Перелетные птицы» А. С. Пушкин «Только что на проталинах весенних…», А Н. Толстой «Весна» Саша Черный «Зеленые стихи», Л. Милева «Синяя сказка», О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ», Б. В.Заходер «Что красивее всего?». Картинная галерея. И.И.Левитан. «Март».
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
-практические работы;
-творческие работы учащихся.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Формы и виды контроля:
текущий тематический итоговый
индивидуальный опрос;
фронтальный опрос;
самостоятельная работа;
литературный диктант;
творческая работа проверочная работа;
тестирование
самостоятельная работа проверочная работа;
практические работы;
творческие работы учащихся.