Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень Семакин И.Г. 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6»
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель ШМО
Учителей математики, информатики, физики «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ «СОШ №6»
____________ Е.М.Сорокина
Протокол №____
От «__»____________ 2014 года
____________(________________) Приказ №_____
От «__»___________ 2014 года
Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика и ИКТ» (базовый уровень 1 час в неделю) 9 коррекционный класс VII вида
на 2014 – 2015 учебный год
Самсонова Ирина
Леонидовна
Учитель информатики
Новодвинск2014 год
Пояснительная записка
Программа по информатике и ИКТ составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и ИКТ 2004 г.,
примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ на базовом уровне (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009),методических рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования по УМК Семакина И.Г. (Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: БИНОМ — Лаборатория Базовых Знаний, 2000),авторской программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне на второй ступени обучения И.Г.Семакина
в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
Цели и задачи курса.
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Важными коррекционными задачами курса информатики в классах
коррекционно-развивающего обучения являются:
развитие у учащихся основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
нормализация взаимосвязи деятельности с речью;
формирование приемов умственной работы (анализ исходных данных, планирование деятельности, осуществление поэтапного и итогового самоконтроля);
развитие речи, умения использовать при пересказе соответствующую терминологию;
развитие общеучебных умений и навыков.
Авторское содержание в рабочей программе изменено.
В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34, а не 70 часов (63+7 резерва), то в рабочей программе количество часов уменьшено в отличие от примерной программы. Содержание рабочей программы адаптировано к уровню класса коррекции VII вида и рассчитано на изучение базового курса информатики в течение 34 часов (1 час в неделю).
Преподавание проводится по учебнику И.Г. Семакина «Информатика и ИКТ. 9 класс. Базовый курс». Содержание учебника соответствует обязательному минимуму содержания общего образования по информатике, материал изложен в краткой и доступной форме. Следует отметить, что особенности учащихся не позволяют в полной мере использовать существующие учебные пособия.
Тема «Программное управление работой компьютера» является слишком сложной для понимания учащихся и дается в ознакомительном плане. На неё выделено 2 часа вместо 12 часов.
Данный класс изучал информатику в 5-8 классах. В курсе 7 класса рассматривались темы «Информационное моделирование», «Табличные вычисления на компьютере» и «Управление и алгоритмы», поэтому количество часов на эти темы уменьшено до 4 (было 5ч.), 4 (10 ч.), 5 (10 ч.).
Материал темы «Хранение и обработка информации в базах данных» дается в более упрощенном виде и сокращен до 5 часов (12 ч.).
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю, в 1 полугодие - 16 часов; во 2 полугодие -18 часов, всего 34 часа за год.
Тематическое планирование по дисциплине
«Информатика и ИКТ».
№ п/пНаименование
разделов и тем Количество часов В т.ч. лабораторные , практические работы.
1 Передача информации в компьютерных сетях 10
6
2 Информационное моделирование 4
2
3 Хранение и обработка информации в базах данных 5 4
4 Табличные вычисления на компьютере 4
3
5 Управление и алгоритмы 5
4
6 Программное управление работой компьютера 2 -
7 Информационные технологии и общество 2
-
8 Повторение 2
-
Итого 34
19
Учащиеся должны знать/понимать:
что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.
что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД), информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
графические возможности табличного процессора.
что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
в чем состоят основные свойства алгоритма;
основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
назначение языков программирования и систем программирования;
основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
историю способов записи чисел (систем счисления);
основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
в чем состоит проблема информационной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять обмен информацией с рабочими станциями одноранговой сети;
осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
работать с одной из программ-архиваторов.
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД; редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу; добавлять и удалять записи в БД;
создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления учебным исполнителем;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы;
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебно-методический комплекс:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. / Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Практикум по информатике и информационным технологиям/Н.Д.Угринович, Л.Л.Босова, Н.И.Михайлова.-5 изд.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/ Н.Д.Угринович.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Комплект цифровых образовательных ресурсов.
Авторская программа курса «Информатика и икт» для 8-9 классов (авт. И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. ШестаковаСемакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:
http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rarКалендарно-тематическое планирование.
№ урока Тема урока Количество часов Элементы содержания образования Требования
к уровню подготовки учащихся Дата проведения урока
план факт
Компьютерные сети. 10 1
(1) Техника безопасности. Компьютерные сети.
1 Компьютерные сети, назначение, принципы работы компьютерных сетей.
Назначение и принципы функционирования компьютерных сетей Знать виды компьютерных сетей.
01.09 2
(2) Локальные компьютерные сети. Работа в локальной сети класса в режиме обмена файлами 1 Локальная компьютерная сеть, топология и типы локальной сети. Локальная сеть кабинета информатики и ИКТ
Уметь работать в локальной сети кабинета информатики и ИКТ 08.09 3
(3) Электронная почта и др. услуги сетей, аппаратное и программное обеспечение сети.
1 Назначение и принципы работы электронной почты
Знать услуги сетей. 15.09 4
(4) Работа с электронной почтой. 1 Назначение и принципы работы электронной почты Уметь пользоваться электронной почтой 22.09 5
(5)
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в интернете 1 Протоколы передачи данных; программы-браузеры; поиск информации. Сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников. 29.09 6-7
(6-7)
Работа с WWW.
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем 2 Назначение программы-браузера; отбор и проверка информации.
Технология поиска информации в сети Интернет Знать приёмы работы с WWW.
Работа в браузере;
уметь осуществлять поиск информации в сети Интернет 06.10-13.10 8
(8) Создание и оформление Web-страницы с использованием текстового редактора. 1 Создание простейших Web-страниц Уметь создавать Web-страницы в приложении Word 20.10 9-10
(9-10) Создание Web-страницы 2 Этапы создания Web-страницы
Знать способы оформления Web-страницы и уметь поэтапно создавать Web-страницы 27.10-03.11 Информационное моделирование. 4 1
(11)
Понятие модели. Информационные модели.
1 Классификация моделей; основные типы информационных моделей. Знать понятие модели, классификацию моделей; типы информационных моделей. 10.11 2
(12) Табличные модели. 1 Табличные модели, элементы и типы данных в табличных моделях. Знать табличные модели. 17.11 3
(13) Информационное моделирование на компьютере. 1 Основные этапы моделирования и последовательность их выполнения Разработка схемы моделирования для любой задачи; выделение объекта управления и управляющего воздействия. 24.11 4
(14) Компьютерный эксперимент. 1 Проведение эксперимента; использование разных видов моделирования. Построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере. 01..12 Хранение и обработка информации. 5 1
(15) Базы данных и информационные системы. 1 Формы представления данных, понятие базы данных и ее основных элементов. Иметь представление о базах данных, определять и находить основные элементы БД .08.12 2
(16) Назначение СУБД.
Работа с готовой базой данных. 1
Системы управления базами данных, приложение Ms Access.
Редактирование базы данных Знать назначение СУБД, иметь понятие о Ms Access.
Уметь работать с готовыми базами данных 15.12 3
(17) Создание базы данных на компьютере. 1 Поиск записей в базе данных. Сортировка записей в готовой базе данных. Создавать структуру базы данных, просматривать, редактировать, сохранять записи в БД. 22.12 4
(18) Условия выбора и простые логические выражения.
Формирование запросов к готовой базе данных. 1 Условия поиска; простые логические значения, операции, выражения.
Технология поиска, замены, сортировки, группировки, фильтрации данных. Уметь выполнять поиск записей в готовой базе данных; формировать запросы в БД. 5
(19) Сортировка, добавление и удаление записей. 1 Сортировка, добавление и удаление записей в реляционных БД. Уметь сортировать данные в таблице, используя СУБД Ms Access. Табличные вычисления на компьютере. 4 1
(20) Двоичная система счисления 1 Двоичная и десятичная системы счисления. Двоичная арифметика.
Ознакомиться с системами счисления. 2
(21) Электронные таблицы. Правила заполнения Excel. Работа с диапазонами. 1 Назначение табличного процессора, объекты Excel, типы данных Excel. Понятия диапазона и относительной адресации. Уметь создавать, заполнять, редактировать электронную таблицу и работать в Excel. Знать принцип относительной адресации и уметь манипулировать с диапазонами. 3
(22) Вычисления.
Табличные расчеты и электронные таблицы. 1 Математические вычисления в электронных таблицах.
Уметь проводить математические вычисления в электронных таблицах. 4
(23) Деловая графика. 1 Графическая обработка данных. Технология создания и редактирования диаграмм. Знать области применения деловой графики. Уметь создавать и редактировать диаграммы. Управление и алгоритмы. 5 1
(24) Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. 1 Кибернетика, кибернетическая модель управления Знать, что такое кибернетика, предмет и задачи этой науки, сущность схемы с обратной связью.
Уметь при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи. 2
(25) Определение и свойства алгоритма.
Работа с учебным исполнителем алгоритмов: линейный алгоритм. 1 Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Алгоритм и его свойства. Разработка линейного алгоритма. Иметь представление об исполнителях. Уметь приводить примеры исполнителей. Знать определение алгоритма, его свойства. Уметь осуществлять разработку линейного алгоритма. 3
(26) Вспомогательные алгоритмы. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. 1 Способы разбиения задачи на подзадачи. Решение задачи с использованием вспомогательного алгоритма. Знать назначение вспомогательных алгоритмов Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм. 4
(27) Циклический алгоритм. Работа с циклами 1 Циклический алгоритм. Структура цикл. Разработка алгоритма, содержащего цикл. Знать алгоритмическую конструкцию цикл. Уметь осуществлять разработку циклического алгоритма с использованием операций повтора. 5
(28) Ветвление и последовательная детализация алгоритма. 1 Команда ветвления, метод пошаговой детализации. Знать метод последовательной детализации. Уметь осуществлять разбиение задачи на подзадачи, использовать вспомогательный алгоритм Программное управление работой компьютера.
Знакомство с языком Паскаль. 2 1
(29) Алгоритмы работы с величинами 1 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Знать основные виды и типы величин 2
(30) Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. 1 Назначение языков программирования, алфавит языка программирования Pascal. Ознакомиться с алфавитом языка Pascal. Разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов. Информационные технологии и общество. 2 1
(31) Предыстория информатики. История чисел, систем счисления, программного обеспечения и ИКТ. 1 Средства хранения, передачи и обработки информации.
Четыре поколения ЭВМ. Структура программного обеспечения и его история. Знать основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества, историю способов записи чисел, основные этапы развития компьютерной техники и ПО. 2
(32) Основы социальной информатики. 1 Информационные ресурсы, задачи информатизации, проблемы защиты. Знать в чем состоит проблема безопасности информации. Уметь регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. Повторение 2 1-2
(33-34) Повторение.
Итоговое тестирование 2 Уроки повторения по темам курса «Информатика и ИКТ» за 8-9 классы. Итоговая работа 1