Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение 1 класс базовый уровень на 2015–2016 учебный год


МБОУ Наро-Фоминская СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов
Утверждаю
«____»________________2015 г.

Рабочая программа
по учебному предмету
Литературное чтение
1 класс
базовый уровень
на 2015–2016 учебный год
Составитель Мурашкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов

2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основе Федерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение.1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное чтение».
Цели блока «Литературное чтение. Обучение грамоте»:
-формирование навыка чтения;
-развитие речевых умений;
-обогащение и активизация словаря,
- совершенствование фонематического слуха,
-осуществление грамматико-орфографической пропедевтики
Задачи добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного) периодов:
Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений; приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
Цели блока «Литературное чтение»:
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Задачи блока «Литературное чтение»:
-овладение осознанным, правильным, плановым, слоговым чтением отдельных текстов; постепенный переход к чтению целыми словами;
-освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;
-воспитание интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой;
-совершенствование всех видов речевой деятельности;
-приобретение умения работать с разными видами информации;
-воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;
-понимание духовной сущности произведений
 УМК «Школа России» более приемлемый и доступный для начальной школы. С учётом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий, спроектированы ожидаемые результаты и планируемые действия каждого ученика. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания. 
Уровень изучения – базовый.
Общая характеристика учебного предмета, курса
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 1 классе из учебного плана на период обучения грамоте выделяется 92ч, на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель), во 2 -  170ч (5ч в неделю, 34 учебные недели) , в 3—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст ( рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащегося;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений:
различать рассказ и стихотворение.
Содержание учебного предмета, курса
В 1 классе на курс «Литературное чтение» отведено 132 часа. В первом полугодии предмет изучается в курсе «Обучение грамоте» (4 часа в неделю) и обеспечивается учебником «Азбука» (авторы В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина). Во втором полугодии предмет изучается в курсе «Литературное чтение» (4 часа в неделю) и обеспечивается учебником «Литературное чтение» (авторы Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А.Виноградская, М.В.Голованова).
Обучение грамоте и развитие речи.  В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
      Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
      В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Подготовительный этап (14 ч)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
      Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем
      Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове
      Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
      Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
      Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями
      Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период (56 ч)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов .Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках)
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя)
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета
 Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно.
Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период (22 ч)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем)
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения
устно составлять 3—5 предложений на определенную тему
знать гигиенические правила письма
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение
Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе изучения всего программного материала
Навыки чтения. I  полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами
II  полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30, к концу года – 30 – 40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
 В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их литературного развития, который характеризуется умениями:
Осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
Работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусства) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
Применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создания различных форм интерпретации текста;
Осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
Решать следующие жизненно-практические задачи: 
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группе, в паре; 
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других ; 
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректированные
сроки прохождения
Добукварный период (14ч)
1 Азбука – первая учебная книга Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Рассказывать, как правильно обращаться с учебной книгой. Использовать эти правила при работе с «Азбукой». Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе. Принимать учебную задачу урока и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Практически различать речь устную (говорение, слушание) и речь письменную (письмо, чтение). Выделять из речи предложения. Определять на слух количество предложений в высказывании. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения. Рассказывать сказку с опорой на иллюстрации. Слушать, различать и воспроизводить некоторые неречевые звуки. Практически различать речевые и неречевые звуки. Делать вывод: «Звуки мы произносим и слышим». Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Анализировать слово с опорой на его модель. Определять в звучащей речи слова с заданным звуком, подбирать свои примеры. Использовать термины «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние». Вычленять из звучащей речи предложения, делить их на слова. Определять количество предложений в звучащей речи. Моделировать предложения, фиксировать их в схеме. Определять порядок слов в предложении. Делить слова на слоги. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке. Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком. Выделять звук в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука. Доказывать, что звук гласный. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы. Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. 02.09 2 Речь устная и письменная. Предложение 03.09 3 Слово и предложение. 04.09 4 Слог. 07.09 5 Ударение. 09.09 6 Звуки в окружающем мире и в речи. 10.09 7 Звуки в словах. 11.09 8 Слог – слияние. 14.09 9 Повторение и обобщение пройденного материала. 16.09 10 Гласный звук [а], буквы А, а 17.09 11 Гласный звук [о], буквы О, о. 18.09 12 Гласный звук [и], буквы И, и. 21.09 13 Гласный звук [ы], буква ы. 23.09 14
Гласный звук [у], буквы У, у. 24.09 Букварный период (56ч)
15 Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа. Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, сравнивать их. Слышать и различать звуки  в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Слышать и различать новые звуки в словах. Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную. Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние буквой. Называть особенность буквы . Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы.  Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись в парах. Сопоставлять буквенные записи и схемы-модели слов. распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных). Группировать изученные согласные по глухости-твёрдости. слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Читать текст. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки в словах Сопоставлять слоги с гласными .Наблюдать над произнесением согласных в слогах-слияниях Устанавливать способ определения буквы на месте глухого согласного звука (изменение слова). Отвечать на вопрос: «Почему в сочетании ча пишется буква а?» .Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь. Определять место новой буквы на «ленте букв». Объяснять роль буквы ь. Выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Характеризовать его, обозначать буквой. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?,ше?»..Выделять звук [j’] в процессе слого-зву-кового анализа словатрамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука [j’] в словах. Преобразовывать слова (мой — моё — моя, твой — твоё — твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук [j’] слога не образует Выделять звуки [х] и [х’] из слов сравнивать, обозначать буквой. Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Сопоставлять звуки[г] — [г’], [к] — [к’],[х] — [х’], выявлять сходство и различие в их произнесении. Обозначать слияние[j’у] буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю(обозначать целый слог-слияние — два звука). Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных. Обозначать буквой ю гласный звук [’у] после мягких согласных. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию тексов. Задавать вопросы по содержанию. Озаглавливать текст. Пересказывать текст. Находить в текстах слова с буквой ю и объяснять, в каких случаях она обозначает слияние двух звуков, а в каких — мягкость предшествующих согласных.Выделять звук [ц] из слов с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой..Устанавливать, что звук[э] — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Выделять звук [э] в начале слов и после гласных.Выделять звук [щ’] из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук [щ’]согласный, всегда мягкий, глухой. . Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слогеща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами. Читать слова с изученной буквой.Выделять звуки [ф] и[ф’] из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой. Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Наблюдать за артикуляцией глухих согласных [ф], [ф’] и звонких согласных[в], [в’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [ф] и[в], [ф’] и [в’]. Различать парные по звонкости - глухости согласные звуки[в] - [ф] и [в’] - [ф’] в словах.Принимать учебную задачу урока. Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного [т’], слышится слияние[j’а]. Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного [т’] к слиянию [j’а]— [т’j’а]? Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перд гласными я, е, ю, ё, и. Читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком — показателем мягкости, устанавливать различия.Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Производить фонетический анализ слова съел с опорой на схему. Устанавливать, что после мягкого согласного [с’], слышится слияние[j’э]. Анализировать буквенную запись слова съел. Определять роль новой буквы — разделительного твердого знака (ъ). .25.09 16 Согласные звуки [с], [с’], буквы С,с. 28.09 17 Согласные звуки [к], [к’], буквы К,к.С 30.09 18 Согласные звуки [т], [т], буквы Т, т. 01.10 19 Чтение слов и текстов с буквами Т, т. 02.10 20 Согласные звуки [л], [л], буквы Л, л.С 05.10 21 Чтение слов с буквой л. 07.10 22 Согласные звуки [р], [р], буквы Рр 08.10 23 24 Согласные звуки [в], [в], буквы Вв 09, 12.10 25 26 Гласные буквы Е, е. 14,15.10 27 28 Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п. 16,19.10 29 Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м. 21..10 30 Чтение слов и текстов с буквами М, м. 22.10 31 Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. .23.10 32 Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. 26..10 33 Чтение слов и текстов с буквами Б,б. .28.10 34 Согласные звуки [д], [д’], буквы  Д,д. 29.10 35 Согласные звуки [д], [д’], буквы Д,д. .30.10 36 Гласные буквы Я, я. 09.11 37 Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного
11.11 38 Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г. 12.11 39 Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. 13.11 40 Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч,ч. 16.11 41 Чтение слов и предложений с буквами Ч, ч. 18.11 42 Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. 19.11 43 Чтение слов и предложений с буквой ь. 20.11 44 Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. 23.11 45 Чтение слов и предложений с буквами Ш, ш.Сочетание ши. 25.11 46 Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. 26.11 47 Сопоставление звуков [ж] и [ш]. 27.11 48 Гласные буквы Ё, ё. 30.11 49 Буква ё - показатель мягкости предшествующего согласного 02.12. 50 Формирование навыков чтения. 03.12 51 Звук [j’], буквы Й, й. 04.12 52 Чтение текстов с буквами Й, й 07.12 53 Согласные звуки[х], [х’], буквы Х,х. 09.12 54 Чтение предложений и текстов с буквами Х, х. 10.12 55 Чтение слов и предложений с буквамиХ, х. 11.12 56 Гласные буквы Ю, ю. 14.12 57 Буква ю — показатель мягкости согласного звука. 16.12 58 Твёрдый согласный звук [ц], буквы Ц,ц. 17.12 59 Чтение слов и предложений с буквами Ц, ц. 18.12 60 Гласный звук [э], буквы Э, э 21.12 61 Чтение слов и предложений с буквами Э, э 23.12 62 Формирование навыков чтения. 24.12 63 Мягкий глухой согласный звук [щ’].Буквы Щ, щ.  25.12 64 Чтение слов и предложений с буквамиЩ, щ. 65 Формирование навыков чтения. 66 Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф,ф. . 67 Чтение слов и предложений с буквами Ф, ф. 68 Разделительный мягкий знак. 69 Разделительные твёрдый знак. 70 Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Послебукварный период (22 ч.)
71 Русский алфавит. Принимать учебную задачу урока. Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы. Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Устанавливать, что последовательность букв на «ленте букв» и в алфавите разная. Читать алфавит. Принимать учебную задачу урока. На основе названия текста определять его содержание. Читать текст самостоятельно. Назвать героев произведения. Находить и называть понравившиеся слова из текста, воспринятого на слух. Выбрать возможный для чтения по ролям отрывок текста самостоятельно. Разыграть фрагмент текста по ролям. Самостоятельно определить, получилось ли передать характер героя. Пересказывать текст на основе опорных слов. Определять главную мысль текста. Соотносить её с пословицей. Объяснять своими словами смысл этого текста. Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно. Определять известную и неизвестную информацию в тексте. Рассказывать о том, что было неизвестно, в паре. Соотносить название букв со страницей старинной азбуки. Сравнивать название русских букв и старинных. Создать собственную азбуку; придумать слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. Рассматривать портрет А.С. Пушкина, рассказы Л. Толстого. К. Ушинского. Объяснять смысл названия рассказов. Читать самостоятельно рассказы. Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Придумывать свои рассказы на основе жизненных ситуаций. Принимать учебную задачу урока. Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). Читать самостоятельно текст. Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста. Пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки; соотносить заголовки с содержанием текста
Принимать учебную задачу урока. Слушать текст в чтении учителя. Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова. Рисовать словесные картины. Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Воспроизводить с помощью учителя созданный текст. Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем. Рассказывать о книге. Читать наизусть знакомые стихи. Читать самостоятельно. Находить слова, которые помогают передать настроение. Читать стихотворение, отражая настроение. Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания Участвовать в групповом проекте. Договариваться друг с другом о возможном распределении ролей. Читать наизусть с выражением Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы в Азбуке. Корректировать свою работу на основе выполненной диагностики 72 Буквы русского алфавита. 73 Как хорошо уметь читать. 74 Одна у человека мать; одна и родина. 75 История славянской азбуки. 76 В. Крупин. Первый букварь 77 А.С. Пушкин. Сказки. 78 Л.Н. Толстой. Рассказы для детей. 79 К.Д. Ушинский Рассказы для детей. 80 К.И. Чуковский. Телефон. 81 К.И. Чуковский. Путаница. 82 В.В. Бианки. Первая охота. 83 С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два. 84 М.М. Пришвин. Предмайское утро. 85 А. Л. Барто 86 С. В. Михалков. 87 В. А. Осеева. 88 Весёлые стихи Б. Заходера. 89 Весёлые стихи Б. В. Берестова. 90 Проект: «Живая Азбука» 91 Презентация проекта 92 Наши достижения. Контрольный урок. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Блок «Литературное чтение»)

урока Наименования разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме Плановые сроки прохождения Скорректированные
сроки прохождения
Вводный урок (1 ч.)
1 Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». В.Данько «Загадочные буквы». Ориентироваться в учебнике.
Находить нужную главу в содержании учебника.
Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.
Предполагать на основе названия содержание главы.
Находить в словаре непонятные слова Жили-были буквы (6 ч.)
2 И.Токмакова «Аля Кляксич и буква «А». Прогнозировать содержание раздела.
Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Выбирать книгу по заданному параметру.
Воспринимать на слух произведение.
Отвечать на вопросы по содержанию художственного произведения.
Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.
Объяснять название произведения.
Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.
Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.
Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.
Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.
Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.
Находить в стихах слова с созвучным окончанием.
Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.
Использовать приём звукописи при изображении различных героев.
Читать стихи наизусть.
Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.
Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя) 3 Саша Черный «Живая азбука» 4 Ф.Кривин «Почему буква «А» поется, а «Б» нет. 5 Г.Сапгир «Про медведя».М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?» 6 С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть». 7 Из старинных книг. Урок – обобщение «Жили – были буквы». Сказки, загадки, небылицы (7 ч.)
88 Е.Чарушин «Теремок». Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.
Анализировать представленный в учебнике картинный план.
Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Рассказывать сказку на основе картинного плана.
Отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную
Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.
Сравнивать народную и литературную сказку.
Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.
Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.
Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения 99 Русская народная сказка «Рукавичка». 110. Загадки, песенки, потешки. 111. Небылицы .Русские народные потешки.. 112. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». 113. А.С.Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет». «Белка песенки поет». 114.
Урок – обобщение «Сказки, загадки, небылицы». Апрель, апрель! Звенит капель (5 ч.)
115. А.Плещеев «Сельская песенка». А.Майков «Весна», «Ласточка примчалась». Прогнозировать содержание раздела.
Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.
Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.
Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.
Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.
Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.
Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.
Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом 116. Т.Белозеров «Подснежник». С.Маршак «Апрель». 117. И.Токмакова «Ручей». Е.Трутнева «Когда это бывает?» 118. Из старинных книг. А.Майков «Христос Воскрес!» 119. Урок – обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…» И в шутку и всерьез (7 ч.)
220. И.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры!» Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.
Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.
Определять настроение автора.
Объяснять смысл названия произведения.
Придумывать свои заголовки.
Находить слова, которые отражают характер героя.
Передавать при чтении настроение стихотворения.
Читать по ролям, отражая характер героя произведения.
Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.
Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.
Оценивать свои достижения 221. Н.Артюхова «Саша-дразнилка». 222. К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». 223. И.Пивоварова «Кулинаки – пулинаки» 224. М.Пляцковский «Помощник». 225. К.И.Чуковский «Телефон». 226. Урок – обобщение «И в шутку и всерьез». Я и мои друзья (7 ч.)
227. Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.
Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.
Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.
Определять тему произведения и главную мысль.
Соотносить содержание произведения с пословицами.
Составлять план рассказа.
Сравнивать рассказы и стихотворения.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе 228. В.Орлов «Кто первый?». С.Михалков «Бараны». 229. Р.Сеф «Совет». В.Берестов «В магазине игрушек». В.Орлов «Если дружбой дорожить». 330. И.Пивоварова «Вежливый ослик». А.Барто «Вот так защитник». 331. Я.Аким «Моя родня». С.Маршак «Хороший день». 332. М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу». 333. Из старинных книг. Урок – обобщение «Я и мои друзья». О братьях наших меньших (7 ч.)
334 С.Михалков «Трезор». Р.Сеф «Кто любит собак…» Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.
Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.
Читать произведение с выражением.
Сравнивать художественный и научно-популярный текст.
Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).
Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.
Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.
Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.
Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.
Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 335. В.Осеева «Собака яростно лаяла». 36. И.Токмакова «Купите собаку». С.Михалков «Важный совет». 37. М.Пляцковский «Цап Царапыч». Г.Сапгир «Кошка». 38. В.Берестов «Лягушка».В.Лунин «Никого не обижай». 39. Д.Хармс «Храбрый еж». Н.Сладков «Лисица и еж». 40. Из старинных книг. Обобщение по теме «О братьях наших меньших». МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.О.Е.Жиренко «Поурочные разработки по обучению грамоте». Изд.: Вако 2014
2.О.Н.Крылова «Карточки по обучению грамоте» Изд.: Экзамен 2015
3.О.Н.Крылова «Тесты по обучению грамоте» Изд.: Экзамен 2015
4.Обучение грамоте. Электронное. Изд.: Просвещение 2015
5.Л.Ф. Климанова «Литературное чтение». Изд.: Просвещение 2015
6.С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению». Изд.: Просвещение 2014
7.Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
8.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку.
9.Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.
10.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособий по русскому языку.
.Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / сост. Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2015
Азбука .1класс,учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч,.Сост. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина,
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
«____»____________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от «_____»___________2015г. № _____