Рабочая программа начального общего образования по предмету Родной (руссикй) язык и литературное чтение 3 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ«СОШ №21» г.Салавата
_____________ О.А.Урванцева
Приказ от «__»_________20___г. №____
Рабочая программа
начального общего образования
по предмету «Родной (русский) язык и литературное чтение»
в 3 в классе
на 2016 – 2017 учебный год
Количество часов в неделю: 3 часа.
Программа составлена на основе программы «Русский язык» Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина, «Литературное чтение» Э. Э. Кац, - М.: АСТ, «Астрель» 2012г.
Название учебника: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. Э. Э. Кац, Литературное чтение. Учебник для 3-го класса Изд. 4-е, перераб.- М.: АСТ, «Астрель»; ((Образовательная система «Планета знаний»)

Автор-составитель:
Долгова Наталия Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая категория


СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО
Протокол заседанияЗаместитель директора по УВР
ШМО учителей начальных классов ____________Л. В. Денисова
от «__»_____20___ №____ «__»___________20___г.
Салават
2016 г.
Планируемые Результаты освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
понимание сопричастности к языку своего народа;
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов); положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.).
чувство сопричастности жизнью своего народа и родины;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле у разных народов, моральных нормах нравственных и безнравственных поступках);
умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
умение оценивать свое отношение к учебе;
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осознавать цели и задачи раздела курса;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти. выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии др.;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
находить нужную информацию используя словари, помещенные в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
сравнивать произведения и героев, классифицировать произведения по заданным категориям;
устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений; устанавливать аналогии.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить)
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звукобуквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное); находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника; осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющую осознать (понимать) смысл прочитанного;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным частям;
пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;
соотносить поступки героев с нравственными нормами; ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 Язык и речь (16 ч)
2 Проводники наших мыслей и чувств (26 ч)
3 О главном…(16 ч)
4 Конкретизируем значение, распространяем мысль (22 ч)
5 Повторение изученного материала (22 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений. Речь как способ общения с помощью языковых средств. Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи.
Высказывание. Текст. Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога. Тема текста. Речевой этикет.
Виды речевой деятельности.
Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
Составление текста письма, записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений. Освоение норм русского литературного языка. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. Слово и его значимые части (морфемика). Словоизменение и словообразование. Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология). Критерии распределения слов по частям речи.
Имя существительное. Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака, эмоций. Имена собственные и нарицательные. Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица, материал, из которого сделан предмет. Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение. Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они). Роль местоимений в предложениях.
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы, состояние. Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи. Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи, оттенки значений и чувств, связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис:
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано. Словосочетания с синонимическими значениями. Связь слов в словосочетаниях. Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение. Углубление понятия о предложении как о цепочке слов, с помощью которой можно выразить мысли или чувства. Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Правописание и пунктуация. Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне. Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода. Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц. Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой. Употребление слов в переносном значении. Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей. Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов. Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык и литературное чтение»
№ урока Тема урока
Дата проведения Примечания
План Факт Раздел «Язык и речь» (16 часов)
1. Использование речи при общении. 01.09 2. Речевые действия (особенности устной и письменной речи). 02.09 3. К. Г. Паустовский «Барсучий нос». 03.09 4. Творческие работы по теме «Вот и лето прошло» 08.09 5. Речевые действия (особенности устной и письменной речи). 09.09 6. К. Г. Паустовский «Подарок». 10.09 7. Проверяемые орфограммы в корне. 15.09 8. Проверяемые орфограммы в корне. 16.09 9. «Семь Симеонов» (русская народная сказка). 17.09 10. Непроверяемые орфограммы в корне. 22.09 11. Употребление мягкого знака. 23.09 12. «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка). 24.09 13. Большая буква в именах собственных. 29.09 14. Творческие работы по теме «Осень» 30.09 15. «Птица Кахна» (таджикская народная сказка). 01.10 16. Значимые части слов. 06.10 Раздел «Проводники наших мыслей и чувств» (26 ч)
17. Лексическое и общее значение слов. 07.10 18. «Маленький скрипач» (немецкая народная баллада). 08.10 19. Слово в предложении и тексте. 13.10 20. Слово и словосочетание. 14.10 21. Л. Н. Толстой «Прыжок». 15.10 22. Связь частей речи в словосочетании. 20.10 23. Род имён существительных. 21.10 24. П.Ф.Шаповалов Рассказы. 22.10 25. Изменение имён прилагательных по родам. 27.10 26. Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже). 28.10 27. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 29.10 28. Устойчивые сочетания слов. 10.11 29. Вопросительные и повествовательные предложения. 11.11 30. Х.-К. Андерсен «Штопальная игла». 12.11 31. Восклицательные предложения. 17.11 32. Знаки препинания в конце предложений (обобщение). 18.11 33. Л. Н. Толстой «Царь и рубашка». 19.11 34. Типы текстов. 24.11 35. Разные типы текстов (повторение). 25.11 36. С. Седов «Король красуется». 26.11 37. Творческая работа: составление текста загадки. 01.12 38. Творческие работы по теме «Зима» 02.12 39. Басни Крылова. 03.12 40. Главная (основная) мысль текста. 08.12 41. Правописание корня. 09.12 42. Пословицы. 10.12 Раздел «О главном…» (16 ч)
43. Если в корне две безударные гласные. 15.12 44. Правописание гласных и согласных в корне. 16.12 45. А. П. Чехов «Белолобый». 17.12 46. Слова с непроверяемыми гласными в корне. 22.12 47. Сложные слова. 23.12 48. А. Кешоков «Мне больно, мальчики». 24.12 49. Главное слово в словосочетании. 12.01 50. Творческие работы по теме «Новый год». 13.01 51. К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». 14.01 52. Творческие работы по теме «Новогодние каникулы». 19.01 53. Подлежащее и сказуемое. 20.01 54. М.А.Белахова Рассказы. 21.01 55. Подлежащее и сказуемое. 26.01 56. Подлежащее и сказуемое. 27.01 57. М. М. Пришвин «Лесная капель». 28.01 58. Состав слова с позиции его значимых частей. 02.02. Раздел «Конкретизируем значение, распространяем мысль» (22 ч)
59. Состав слова с позиции его значимых частей. 03.02 60. В. Астафьев «Весенний остров». 04.02 61. Состав слова с позиции его значимых частей. 09.02 62. Состав слова с позиции его значимых частей. 10.02 63. Шутки-прибаутки. 11.02 64. Правописание гласных в приставках. 16.02 65. Правописание согласных в приставках. 17.02 66. Шутки-прибаутки. 19.02 67. Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. 02.03 68. Употребление разделительного твёрдого знака после приставок. 03.03. 69. «Болтливая баба» (русская народная сказка). 04.03 70. Обучение написания текста объявления. 09.03 71. Употребление слов с суффиксами. 10.03 72. Поговорки. 11.03 73. Употребление слов с суффиксами. 16.03 74. Связь слов в словосочетании. 17.03 75. А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу». 18.03 76. Связь слов в словосочетании. 23.03 77. Связь слов в словосочетании. 24.03 78. С. Маршак «Про двух соседей» (кавказская народная сказка). 25.03 79. Связь второстепенных членов с главными. 30.03 80. Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения. 31.03 Раздел «Повторение изученного материала» (22 ч)
81. С. Маршак «Старуха, дверь закрой!» (народная сказка). 01.04 82. Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения. 06.04 83. Анализ (разбор) простого предложения по членам предложения. 07.04 84. М. Зощенко «Великие путешественники». 08.04 85. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа рассуждения. 20.04 86. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. 21.04 87. М. Зощенко «Великие путешественники». 22.04 88. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа повествования. 27.04 89. Способы проверки слов с безударными гласными. 28.04 90. Рассказы детям. 29.04 91. Письмо слов с орфограммами-согласными. 04.05 92. Повторение постоянных признаков изученных частей речи. 05.05 93. Рассказы детям. 06.05 94. Обобщающее наблюдение над формами изменения разных частей речи. 11.05 95. Творческие работы по теме «Весна». 12.05 96. Рассказы детям. 13.05 97. Члены предложения. 18.05 98. Урок-тренинг. 19.05 99. Рассказы детям. 20.05 100. Урок-тренинг. 25.05 101. Детская периодическая литература. 26.05 102. Детская периодическая литература. 27.05