Конспект подгруппового занятия по развитию речевой деятельности для детей 3-4 лет с общим недоразвитием речи по теме: «Во саду ли, в огороде»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №232» города Саратова
Конспект подгруппового занятия по развитию речевой деятельности по теме: «Во саду ли, в огороде»
Подготовила учитель-логопед высшей категории
Кочнева Любовь Петровна

Цель: развивать активную речевую деятельность ребенка.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить понимание обобщающих понятий «Овощи – фрукты»;
- расширять активный словарь за счѐт существительных обозначающих названия овощей и фруктов;
- упражнять в понимании и употреблении предлогов в – возле;
- уточнять признаки овощей и фруктов.
Коррекционно-развивающие:
- развивать понимание речи логопеда;
- развивать умение соотносить схематичное изображение с оригиналом;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к обучающей деятельности.
Оборудование: картины с изображением дерева и грядки; картинки с изображением овощей и фруктов; муляжи овощей и фруктов; корзина, две кастрюли красная и зелёная, кукла бибабо бабушка, мешок.
Ход НОД: 1. Создание эмоционального фона.
Логопед говорит детям:
-К нам в гости приехала бабушка. Она привезла гостинцы. Давайте заглянем в мешок. Что там? (Логопед достаёт по одному, а дети называют то, что достаёт логопед. При затруднении, педагог помогает детям. Овощи и фрукты раскладываются на два подноса).-Что привезла бабушка? (Она привезла овощи и фрукты).
2. Упражнение «Где растёт?»
Логопед:
-И овощи, и фрукты бабушка вырастила сама. А вы знаете, что растёт в саду, а что на огороде? На дереве в саду растут фрукты, а на грядке на огороде растут овощи. Давайте разберём, что где растёт.
На доске изображения дерева и грядки. Логопед по очереди вызывает детей, даёт им овощ или фрукт и произносит рифмовки, делая паузу перед словами дерево и грядка. Дети по возможности повторяют и размещают картинку в нужное место.
Кира помидор берёт, он на …грядке растёт.
Петя яблоко берёт, оно на …дереве растёт и т.д.
Логопед:
-Вот мы с вами и разобрались, что растёт на грядке, а что на дереве. На деревьях растут фрукты, а на грядках растут овощи.
3. Упражнение «Что сварим?» Логопед:
- Из овощей получится вкусный борщ, а из фруктов – вкусный компот. Теперь нам нужно разобраться и сложить всё, что нужно для борща в зелёную кастрюлю, а всё, что нужно для компота – в красную кастрюлю.
Выставляются две кастрюли – красная и зелёная. Дети распределяют овощи и фрукты по соответствующим кастрюлям.
4.Физминутка (несколько раз)
(Дети идут по кругу, держась за руки)
Выйди Сёма, в кружок,
Овощ ты возьми, дружок.
Выйди, выйди и возьми,
Овощ выше подними!
(Названный ребёнок выходит, берёт овощ и называет то, что взял)
Или
Выйди, Сёма, в кружок.
Фрукт возьми ты, дружок!
Выйди, выйди и возьми,
Фрукт повыше подними!
5. Упражнение «Где лежат?» Работа над предлогами в – возле.
Логопед:
- У бабушки так много овощей и фруктов, что они все не уместились в корзину. Поэтому они лежат ещё и возле корзины.
(Овощи и фрукты лежат в корзине, такие же овощи и фрукты лежат возле корзины).
Логопед вызывает по очереди детей и говорит:
-Возьми капусту, которая в корзине. (Ребёнок выполняет) Где была капуста? (Капуста была в корзине).
-Возьми яблоко, которое возле корзины. (Ребёнок выполняет) Где было яблоко? (Яблоко было в корзине)
6. Упражнение «Про какой овощ (фрукт) я загадала?»
-Я загадала овощ. Он похож на эту фигуру. (Логопед показывает круг) - Какой овощ я загадала? Какой овощ круглый?
Дети выбирают, потом (по речевым возможностям детей) проговаривают: «Помидор круглый» и т.д.
- А какой фрукт похож на эту фигуру?(Показывает овал) Какой фрукт овальный?
Дети выбирают, потом проговаривают: «Лимон овальный»
Затем показываются квадраты по очереди, разных цветов (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый)
-Какой фрукт зелёного цвета? (Дети отвечают)
-Какой овощ зелёного цвета? (Дети отвечают)
Аналогично с жёлтым и красным цветом.
Потом логопед показывает детям различные сочетания круг + цвет, овал + цвет. Дети находят то, что подходит под заданную схему и называют:
«Лимон овальный, жёлтый», «Помидор красный круглый» и т.д.
7. Организация окончания занятия.
-Кто приезжал к нам в гости?
- Что привезла бабушка?
-Где растут овощи?
-Где растут фрукты?
- Молодцы, ребята, бабушке у нас очень понравилось, и она угощает вас яблоками из своего сада. (Логопед раздаёт детям яблоки).
Литература:
1. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе с речевым недоразвитием: Конспекты. – М.: Книголюб, 2006.
2. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.- СПб: Детство-Пресс, 2004.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа : Скрипторий 2003, 2010.
4.Смирнова Л.Н., Овчинникова С.Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и логопедов. -М., Мозаика -Синтез, 2009.
5. Громова О.Е., Соломатина Г.Н.Лексические темы по развитию речи детей3-4 лет: Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2005.